Напоминание

Постановка исполнительского аппарата при игре на трубе


Автор: Хабинский Алексей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Постановка исполнительского аппарата при игре на трубе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Постановка исполнительского аппарата при игре на трубе

Хабинский Алексей Михайлович

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель по классу труба

При игре на духовых инструментах большое значение имеет постановка корпуса,

головы, рук и ног. Положение играющего может быть как сидя, так и стоя. Лучше на

трубе начинать заниматься стоя, а отдыхать сидя. Не меньшее значение имеет правильное

положение головы во время игры. Голову, как и корпус, надо держать прямо, свободно.

Инструмент держать крепко левой рукой. Правая должна быть расслаблена, но под

контролем. Особое внимание следует уделить плечам, нельзя допускать, чтобы играющий

при взятии дыхания поднимал плечи вверх, они должны оставаться в естественном

положении. Забота о правильной общей постановке головы, корпуса, рук и ног у

играющего должна быть постоянной, не только в начале обучения, но и до тех пор, пока

правильная постановка не станет привычкой.

Амбушюром называют положение (состояние) мышц лица и в первую очередь губ,

принимающих участие в звукообразовании на духовых инструментах. Губы подобны

тростям. Их назначение – вибрировать. Они всегда должны быть: мокрыми, вместе, в

выдвинутом положении, как при насвистывании, расслабленными и гибкими.

Рациональная постановка мундштука имеет важное значение при игре на всех

медных духовых инструментах. От неё во многом зависит овладение инструментом. Было

бы неверным, конечно, точно указать постановку мундштука, в одинаковой степени

пригодную для всех. Надо найти наилучшее положение мундштука. Этот вопрос следует

решать, считаясь с индивидуальными способностями учащегося. У начинающих часто

наблюдается напряжение мускулов шеи и надувание щёк. Этих явлений ни в коем случае

не следует допускать.

Работа дыхательной системы имеет большое значение при игре на духовых

инструментах, поэтому необходимо научиться правильно дышать и регулировать дыхание

во время игры. Есть три типа дыхания: грудное, брюшное и грудобрюшное. Лучше

применять последнее (грудобрюшное) дыхание, так как можно сделать наиболее полный

вдох. Так же при нём возможна опора на диафрагму. Игра на диафрагме обеспечивает

устойчивость и полноценность звука. Работу над дыханием следует начинать без

мундштука. Надо набрать возможно большее количество воздуха в легкие и при этом в

кратчайшее время. Задержите воздух и расслабьтесь. Подача воздуха должна проходить

как: будто Вы выдавливаете пасту со дна тюбика; выливаете воду из графина; внутрь и

вверх. Если играющий чувствует краткость вдоха или недостаток воздуха, это значит, что

он неправильно дышит или теряет много воздуха, распределяя его неправильно (губы

расставлены широко). Для решения этой проблемы сделайте упражнение, состоящее из

серии кратких вдохов в таком порядке: вдох (ладонь положите на живот и следите, чтобы

во время вдоха воздух немного «надувал» вместе с грудью и живот; плечи не

поднимаются вверх!). Расслабьтесь (держите воздух). Сделайте второй вдох. Расслабьтесь

(задержав воздух). Сделайте третий вдох. Расслабьтесь. Подавайте воздух медленно

(выдох). Будьте уверены в том, что губы слегка сжаты, предупреждая ненужную потерю

воздуха.

В процессе игры губы, находясь в состоянии мышечного напряжения, испытывают

большую нагрузку. По возможности основная часть организма должна быть расслаблена.

Естественно, что в некоторых частях тела будет присутствие напряженности (диафрагма,

мышцы брюшного пресса, мышцы амбушюра), но лишь только в той мере, которая

необходима для выполнения определенных функций.

Разминка в системе играет очень существенную роль. Подача воздуха начата,

достигнуто совмещение мундштука с амбушюром, губы постепенно привыкают к

вибрации и в целом достигают свободы, расслабленности в подходе к звукоизвлечению.

Играйте упражнения и продолжайте продвигаться вниз до педального до (до малой

октавы), пока она не станет частью вашего диапазона. Для извлечения звука определенной

высоты (например, соль 1-й октавы) необходимо губы привести в соответствующее

положение; при изменении высоты звука (без помощи вентилей) необходимо изменить и

положение губ. Для перехода с низких на более высокие звуки (например, с соль 1-й

октавы на до 2-й октавы) следует стягивать губы к центру, создавая соответствующее

напряжение мышц амбушюра, сокращать губное отверстие (как при свисте, но не

вытягивая губы), не изменяя при этом положение мундштука. Переходя на более низкие

звуки, уменьшать напряжение и, несколько расслабляя мышцы амбушюра, увеличивать

губное отверстие в соответствии с высотой звука.

В работе амбушюра существенную роль играет действие языка; он обеспечивает

начало звука, передает энергию выдоха губам, регулирует движение выдыхаемой струи

воздуха, а также, посредством беззвучного произношения соответствующих слогов,

способствует изменению высоты звука. Так, например, при извлечении звуков нижнего

регистра следует произносить слог «та»; среднего – «ту» и верхнего – «ти». При каждом

отдельном слоге положение языка во рту изменяется, и в связи с этим происходит

соответствующее изменение величины полости рта, откуда поступает выдыхаемая струя

воздуха. При извлечении звуков верхнего регистра язык близко подходит к нёбу,

значительно сужает и уплотняет выдыхаемую струю воздуха, поступающего в губное

отверстие, вследствие чего частота ее колебаний повышается.

От правильного, согласованного действия языка и дыхания в значительной степени

зависят устойчивость звукоизвлечения, интонационная чистота и тембр. Одним из

признаков правильного действия языка следует считать правильное (беззвучное)

произношение вспомогательных слогов без каких-либо изменений. Так, например, вместо

«та» нельзя произносить «туа»; вместо «ту» – «тфу»; вместо «ду» – «дуа» и т. д.

Язык выполняет различные функции. Язык формирует слог. При отдельных

вспомогательных атаках пассажей язык: находится у основания верхних зубов, опускается

на дно полости рта при подаче воздуха, а кончик языка переходит к основанию нижних

зубов, средняя часть языка изгибается для формирования слога. При быстрых движениях

языка в стакатто, он действует наподобие атак кобры, касаясь основания верхних зубов.

Первоначальный момент извлечения звука на духовом инструменте называют

атакой. В ее осуществлении принимают участие губы, дыхание и язык. Какой бы звук по

своей динамике ни извлекал исполнитель (f, р, mf, рр), атака его должна быть всегда

достаточно отчетливой, что достигается в первую очередь соответствующими действиями

языка. Существуют два основных вида атаки: твердая атака («ту» или «та») и мягкая атака

(«ду» или «да»). Вспомогательный вид атаки мы не рассматриваем, так как этим приемом

овладевают более опытные исполнители. Атака звука на духовом инструменте

представляет собой отчетливое извлечение звука, происходящее при взаимодействии губ,

языка и дыхания. Работа языка аналогична работе клапана, поочередно открывающего и

закрывающего доступ струе воздуха, направляемой в инструмент. К моменту извлечения

звука (например, соль 1-й октавы) губы, свободно прилегая к зубам, должны быть без

напряжения сомкнуты, образуя маленькое отверстие в центре, через которое пройдет

струя воздуха. Таким образом, для извлечения данного звука надо приложить мундштук к

губам, одновременно носом и ртом произвести вдох, не растягивая губ, затем приготовить

их к атаке (как бы вдувая воздух, но не вытягивая при этом губы), кончик языка в это же

время приложить к нижней кромке верхних зубов, после чего отдернуть его, послав струю

воздуха в мундштук, беззвучно произнося слог «ту». Сила и твердость произношения

слогов зависит от знаков динамики, штриховых обозначений и характера музыкального

произведения.

Исполнительская деятельность музыкантов-духовиков связана с затратой большой

физической энергии. Поэтому при игре на духовом инструменте в первую очередь важны

свобода, легкость и мастерство владения всеми компонентами исполнительского

аппарата.

Список использованной литературы:

1.

Арбан Ж. Школа игры на трубе. – М.: Музыка, 1970.

2.

Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М.: Музгиз, 1956.

3.

Митронов А.П. Школа игры на трубе. – Ленинград: Музыка, 1986.



В раздел образования