Автор: Ляпина Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Картотека дидактических игр
Тема: ИЗО-деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры по изодеятельности в старшей.
Д/И «Угадай, что получится?»
Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал: Лист бумаги, карандаши.
Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать
предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает
ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии
со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет
изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
Д/И «Волшебная палитра»
Цель: Развивать чувство цвета.
Материал: Гуашь. Палитра.
Задание: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно
получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на
рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре,
постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное –
добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать,
как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного
к жёлтому).
Д/И «Чего на свете не бывает?»
Цель: Развивать творческое воображение.
Материал: Цветные карандаши. Бумага.
Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит
рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено,
не встречается в жизни.
Д/И «Что это может быть?»
Цель: Развивать воображение.
Материал: Гуашь. Палитры.
Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое,
солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый
материал.
Д/И «Расскажи об их настроении»
Цель:
Развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные
состояния. Бумага. Цветные карандаши.
Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и
рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно
повторять с разным материалом.
Д/И «Поможем художнику»
Цель: Развивать творческое воображение.
Материал: Цветные карандаши. Бумага.
Цель: Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в
волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.
Д/И «Придумай сам»
Цель: Развивать воображение, фантазию.
Материал: Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.
Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и
нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить
ребенку придумать историю.
Д/И «Волшебные картинки»
Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.
Материал: Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.
Задание: Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята
придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.
Д/И «Веселая палитра»
Цель: Развивать чувство цвета.
Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.
Задание: Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный -
лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди
картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но
можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый.
Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет
сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного?
(Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
Д/И «Клубочки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в
замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Материал: Картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.
Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с
клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются
нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически
педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать
много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
Д/И «Симметричные предметы»
Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с
профессией гончара.
Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.
Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на
ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.
Д/И «Веселый гном»
Цель: Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения
предмета.
Материал: Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из
бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у
гнома.
Задание: Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он
принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.
Д/И «Чудесный лес»
Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического
изображения.
Материал: Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах
расположены неоконченные, неоформленные изображения.
Цветные карандаши.
Задание: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,
полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.
Д/И «Перевертыши»
Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия
схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши. Листы бумаги с изображением половинки предмета.
Задание: Педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы
получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее
вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят
задание – взять карточки с другой фигуркой.
Д/И «Составь портрет»
Цель: Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.
Материал: Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.
Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет.
Определить настроение и нарисовать портрет.
Д/И «Подводный мир»
Цель игры: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей
внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей.
Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику.
Активизировать словарь детей.
Материал: Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.
Задание: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют
строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира,
располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более
интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного
мира.
Д/И «Нарисуй теплую картинку»
Цель: Уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять
картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы,
встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Задание: Внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога
перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь
теплой гаммы.
Д/И «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных
горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или
их частями, дорисовывать изображения.
Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и
простые, фломастеры, мелки.
Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений,
раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный
материал для полноты сходства с оригиналом.
Д/И «Витражи»
Цель: Развивать воображение, чувство цвета и формы.
Материал: Бумага. Фломастеры. Цветные карандаши. Гуашь.
Задание: Педагог предлагает детям с закрытыми глазами нарисовать линиями изображение на
листе бумаги. Затем рассмотреть получившееся изображение, придумать, на что оно похоже и
раскрасить его красками.