Напоминание

Практическое сольфеджио: работа в тональностях.


Автор: Постельняк Нина Михайловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ Пензенской области
Населённый пункт: с.Старая Каменка Пензенской области
Наименование материала: Инновационные методы обучения на уроках сольфеджио
Тема: Практическое сольфеджио: работа в тональностях.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ступени лада

Главные ступени лада

Устойчивые ступени лада

Неустойчивые ступени лада

Разрешение ступеней

.

Первая

Тоника

Четвертая

Субдоминанта

Пятая

Доминанта

Первая

Третья

Пятая

Первая

(восьмая)

Вторая

Четвертая

Шестая

Седьмая

2 --- 1

4 --- 3

6 --- 5

7 --- 1 (8)

Доминантовый септаккорд и его обращения

Д 7

на 5 ст

Д 65

на 7 ст

Д 43

на 2 ст

Д 2

на 4 ст

Б 3

(2 т) +

М 3

(1,5 т) +

М 3

(1,5 т)

Д

7

=

5---7---2--- 4 ст

М 3

(1,5 т) +

М 3

(1,5 т) +

Б 2

( 1 т)

Д

65

=

7---2--- 4---5 ст

М 3

(1,5 т) +

Б 2

( 1 т) +

Б 3

(2 т)

Д

43

=

2--- 4---5---7 ст

Б 2

( 1 т) +

Б 3

(2 т) +

М 3

(1,5 т)

Д

2

=

4---5---7---2 ст

Доминантовое трезвучие

(разрешение)

Д 53 - Т 64

Д 6 - Т 53

Д 6 4 - Т 6

2 3

5 5

7 1 ( 8 )

7 1 ( 8 )

2 3

5 5

5 5

7 1 ( 8 )

2 3

Б 53

М 53

Б 6

М 6

Б 64

М 64

Субдоминантовое трезвучие

(разрешение)

s

53

– Т

6

s

6

– Т

64

s

6 4

– Т

53

1 1

4 3

6 5

6 5

1 1

4 3

4 3

6 5

1 1

Соединение главных трезвучий

5

6

5

5

3

4

2

3

1

1

7

1

Т 5 3 на 1 ст

s

64 на 1 ст

D 6 на 7 ст

Т 53 на 1 ст

Доминантовый септаккорд

(разрешение)

Д 7 – Т 3

Д 65 – Т 53

Д 43 - Т 53 (п)

Д 2 - Т 6

4 3

5 5

7 1 ( 8 )

2 1

2 1

4 3

5 5

7 1 ( 8 )

7 1 ( 8 )

2 1

4 3

5 5

5 1 ( 8 )

2 1

4 3

7 1 ( 8 )

б3+ м3+ м3

м3+ м3+ б2

м3+ б2+ б3

б2+ б3+м3

Минорный лад

б 2 - м 2 - б 2 - б 2 - м 2 - б 2 - б 2

1т – 0,5 т – 1 т – 1 т – 0,5 – 1 т – 1 т =

натуральный

б 2 - м 2 - б 2 - б 2 – м 2 - ув 2 - м 2

1 т – 0,5 т – 1 т – 1 т – 0,5 т – 1,5 т – 0,5 т

= гармонический

б 2 - м 2 - б 2 - б 2- б 2 - б 2 - м 2

1 т – 0,5 т – 1 т – 1 т – 1 т – 1 т – 0,5 т =

мелодический

Доминантовый септаккорд и уменьшенный вводный септаккорд 7 ступени.

Ум

\/ //

7

М

\/ //

7

Д

7

м 3

( 1.5 т )

б 3

( 2 т )

м 3

( 1.5 т )

м 3

( 1.5 т )

м 3

( 1.5 т )

м 3

( 1.5 т )

м 3

( 1.5 т )

м 3

( 1.5 т )

б 3

( 2 т )

Мажорное трезвучие

(большое)

и его обращения

Б

6 4

б 3

( 2 т )

ч 4

( 2,5 т )

Минорное трезвучие

(малое)

и его обращения

Б

6

ч 4

( 2,5 т )

м 3

( 1,5 т )

Б

5 3

м 3

( 1,5 т )

б 3

( 2 т )

М

6 4

м 3

( 1,5 т )

ч 4

( 2,5 т )

Простые интервалы

(обращение интервалов)

Совершенные консонансы

( ч 1, ч 4, ч 5, ч 8 )

Чистая прима -

чистая октава

1

8

9

М

6

ч 4

( 2,5 т )

б 3

( 2 т )

М

5 3

б 3

( 2 т )

м 3

( 1,5 т )

ч

1

(о т )

ч

8

( 6 т)

Чистая квинта -

чистая кварта

ч 5

( 3,5 т)

ч 4

(2,5 т)

Простые интервалы

(обращение интервалов)

Несовершенные консонансы

( м 3, б 3, м 6, б 6 )

Чистая кварта -

чистая квинта

ч 4

(2,5 т)

ч 5

( 3,5 т)

Чистая октава -

чистая прима

ч 8

( 6 т)

ч 1

(о т )

Малая терция -

большая секста

м 3

(1,5 т )

б 6

( 4,5 т)

Большая терция -

малая секста

б 3

(2 т)

м 6

( 4 т)

Простые интервалы

(обращение интервалов)

Диссонансы и

характерные интервалы.

Малая секунда -

большая септима

м 2

(0,5 т )

б 7

( 5,5 т)

Большая септима -

малая секунда

б 7

( 5,5 т)

м 2

(0,5 т )

Увеличенная секунда -

уменьшенная септима

Ув 2

( 1,5 т)

Ум 7

(4,5 т)

Увеличенная кварта -

уменьшенная квинта

Ув 4 ( 3 т)

Ум 5 (3 т )



В раздел образования