Автор: Постельняк Нина Михайловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ Пензенской области
Населённый пункт: с.Старая Каменка Пензенской области
Наименование материала: Инновационные методы обучения на уроках сольфеджио
Тема: Практическое сольфеджио: работа в тональностях.
Раздел: дополнительное образование
Ступени лада
Главные ступени лада
Устойчивые ступени лада
Неустойчивые ступени лада
Разрешение ступеней
.
Первая
Тоника
Четвертая
Субдоминанта
Пятая
Доминанта
Первая
Третья
Пятая
Первая
(восьмая)
Вторая
Четвертая
Шестая
Седьмая
2 --- 1
4 --- 3
6 --- 5
7 --- 1 (8)
Доминантовый септаккорд и его обращения
Д 7
на 5 ст
Д 65
на 7 ст
Д 43
на 2 ст
Д 2
на 4 ст
Б 3
(2 т) +
М 3
(1,5 т) +
М 3
(1,5 т)
Д
7
=
5---7---2--- 4 ст
М 3
(1,5 т) +
М 3
(1,5 т) +
Б 2
( 1 т)
Д
65
=
7---2--- 4---5 ст
М 3
(1,5 т) +
Б 2
( 1 т) +
Б 3
(2 т)
Д
43
=
2--- 4---5---7 ст
Б 2
( 1 т) +
Б 3
(2 т) +
М 3
(1,5 т)
Д
2
=
4---5---7---2 ст
Доминантовое трезвучие
(разрешение)
Д 53 - Т 64
Д 6 - Т 53
Д 6 4 - Т 6
2 3
5 5
7 1 ( 8 )
7 1 ( 8 )
2 3
5 5
5 5
7 1 ( 8 )
2 3
Б 53
М 53
Б 6
М 6
Б 64
М 64
Субдоминантовое трезвучие
(разрешение)
s
53
– Т
6
s
6
– Т
64
s
6 4
– Т
53
1 1
4 3
6 5
6 5
1 1
4 3
4 3
6 5
1 1
Соединение главных трезвучий
5
6
5
5
3
4
2
3
1
1
7
1
Т 5 3 на 1 ст
s
64 на 1 ст
D 6 на 7 ст
Т 53 на 1 ст
Доминантовый септаккорд
(разрешение)
Д 7 – Т 3
Д 65 – Т 53
Д 43 - Т 53 (п)
Д 2 - Т 6
4 3
5 5
7 1 ( 8 )
2 1
2 1
4 3
5 5
7 1 ( 8 )
7 1 ( 8 )
2 1
4 3
5 5
5 1 ( 8 )
2 1
4 3
7 1 ( 8 )
б3+ м3+ м3
м3+ м3+ б2
м3+ б2+ б3
б2+ б3+м3
Минорный лад
б 2 - м 2 - б 2 - б 2 - м 2 - б 2 - б 2
1т – 0,5 т – 1 т – 1 т – 0,5 – 1 т – 1 т =
натуральный
б 2 - м 2 - б 2 - б 2 – м 2 - ув 2 - м 2
1 т – 0,5 т – 1 т – 1 т – 0,5 т – 1,5 т – 0,5 т
= гармонический
б 2 - м 2 - б 2 - б 2- б 2 - б 2 - м 2
1 т – 0,5 т – 1 т – 1 т – 1 т – 1 т – 0,5 т =
мелодический
Доминантовый септаккорд и уменьшенный вводный септаккорд 7 ступени.
Ум
\/ //
7
М
\/ //
7
Д
7
м 3
( 1.5 т )
б 3
( 2 т )
м 3
( 1.5 т )
м 3
( 1.5 т )
м 3
( 1.5 т )
м 3
( 1.5 т )
м 3
( 1.5 т )
м 3
( 1.5 т )
б 3
( 2 т )
Мажорное трезвучие
(большое)
и его обращения
Б
6 4
б 3
( 2 т )
ч 4
( 2,5 т )
Минорное трезвучие
(малое)
и его обращения
Б
6
ч 4
( 2,5 т )
м 3
( 1,5 т )
Б
5 3
м 3
( 1,5 т )
б 3
( 2 т )
М
6 4
м 3
( 1,5 т )
ч 4
( 2,5 т )
Простые интервалы
(обращение интервалов)
Совершенные консонансы
( ч 1, ч 4, ч 5, ч 8 )
Чистая прима -
чистая октава
1
8
9
М
6
ч 4
( 2,5 т )
б 3
( 2 т )
М
5 3
б 3
( 2 т )
м 3
( 1,5 т )
ч
1
(о т )
ч
8
( 6 т)
Чистая квинта -
чистая кварта
ч 5
( 3,5 т)
ч 4
(2,5 т)
Простые интервалы
(обращение интервалов)
Несовершенные консонансы
( м 3, б 3, м 6, б 6 )
Чистая кварта -
чистая квинта
ч 4
(2,5 т)
ч 5
( 3,5 т)
Чистая октава -
чистая прима
ч 8
( 6 т)
ч 1
(о т )
Малая терция -
большая секста
м 3
(1,5 т )
б 6
( 4,5 т)
Большая терция -
малая секста
б 3
(2 т)
м 6
( 4 т)
Простые интервалы
(обращение интервалов)
Диссонансы и
характерные интервалы.
Малая секунда -
большая септима
м 2
(0,5 т )
б 7
( 5,5 т)
Большая септима -
малая секунда
б 7
( 5,5 т)
м 2
(0,5 т )
Увеличенная секунда -
уменьшенная септима
Ув 2
( 1,5 т)
Ум 7
(4,5 т)
Увеличенная кварта -
уменьшенная квинта
Ув 4 ( 3 т)
Ум 5 (3 т )