Автор: Нартя Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Учимся читать по методу Монтессори"
Раздел: дошкольное образование
Учимся читать по методу - Монтессори.
Сегодня на каждом столбе можно найти объявление: “Учу чтению с четырех (трех) лет”.
Технологий море. Хочешь иностранная, хочешь родная, отечественная. Родители не
скупясь платят и к своему великому удовольствую демонстрируют ранние способности
своих чад друзьям и знакомым. У детишек никто не спрашивает нравится им учиться в
столь нежном возрасте или нет. А лет в 7-8 удивленные родители с недоумением
замечают, что ребенок обходит книжки за сто миль, а то и видят, как со злобным
возгласом: “Надоело мне это”, - книга отбрасывается в угол. Природа не терпит насилия и
иногда отвечает на него неврозами. Но в отличие от других методик, в методике М.
Монтессори, чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка.
Этот способ, с помощью которого дети сами – без помощи специальных пособий, без
азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги – легко и с удовольствием
научатся читать. «Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать». Для
ребенка проще написать букву (другими словами – нарисовать ее, ведь буква — тоже
рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем, начинать
обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям
даются легче. Действительно, письмом ребенок способен овладеть прежде, чем чтением.
Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с
картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными
словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни
с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим: малыш «читает» интуитивно.
Итак, письмо проще чтения, поскольку не требует от ребенка слишком больших
интеллектуальных затрат, поэтому оно в Монтессори- садах и предшествует чтению и
делится на следующие этапы: 1. Штрихуем и обводим. Чтение начинается с письма, а
письмо – с подготовки руки. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии
различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и
твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок, наконец, возьмет карандаш, или ручку
для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как
человек, много писавший. Этой работе дети – и самые маленькие, и постарше — отдаются
подолгу с самым горячим увлечением. 2. Ощупываем буквы. На ощупь дети запоминают
лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок
доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.
3. Составляем слова. Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же
согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита. 4. Пишем слова.
Малыши приступают к письму. Все дети делают это по разному: одни долго ощупывают
буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда эти навыки станут для них
легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие подолгу рисуют
буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же
слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них
рождается мания письма. 5. Читаем. Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок,
составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От
слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.
Чтение начинается с самых простых трехбуквенных слов, которые пишутся так же, как
и читаются: «пол», «кот», «сок», «дом». Когда ребенок уверенно освоил первый уровень
сложности, можно перейти на второй и предложить слова из двух слогов, но все еще
такие, которые одинаково пишутся и читаются. Например, «ваза», «роза», «рука», «нога».
Затем можно усложнить задачу двумя согласными рядом «стол», «гном», «стул».
От чтения простых слов, с которыми ребенок уже знаком, он постепенно переходит
к абстрактным понятиям и неизвестным для себя словам. Потом — к простым
предложениям . И лишь затем — к коротким историям и сказкам. Уважаемые родители-
расширяйте кругозор и словарный запас детей. Позвольте ребенку потрогать, ощупать
заинтересовавший его предмет. Чем больше у малыша таких возможностей, тем шире
и понятнее для него картина мира. Так развиваются высшие психические функции —
внимание, память, концентрация, — которые очень важны для чтения. Правильно
называйте звуки,чтобы у ребенка не возникло трудностей на этапе вычленения звуков
при чтении, важно правильно называть буквы при их изучении. Взрослый должен
произносить именно звук, а не название буквы. То есть «к» вместо «ка», «б» вместо «бэ».
Тогда ребенок не прочитает слово «сок» как «эс-о-ка». Конечно, рано или поздно
он перестроится, даже если уже выучил дома с родителями весь букварь. Но лучше
с самого начала не создавать подобных трудностей. Не бежать впереди паровоза и не
усложнять задачу для ребенка раньше времени.