Напоминание

"Учимся читать по методу Монтессори"


Автор: Нартя Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Учимся читать по методу Монтессори"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учимся читать по методу - Монтессори.

Сегодня на каждом столбе можно найти объявление: “Учу чтению с четырех (трех) лет”.

Технологий море. Хочешь иностранная, хочешь родная, отечественная. Родители не

скупясь платят и к своему великому удовольствую демонстрируют ранние способности

своих чад друзьям и знакомым. У детишек никто не спрашивает нравится им учиться в

столь нежном возрасте или нет. А лет в 7-8 удивленные родители с недоумением

замечают, что ребенок обходит книжки за сто миль, а то и видят, как со злобным

возгласом: “Надоело мне это”, - книга отбрасывается в угол. Природа не терпит насилия и

иногда отвечает на него неврозами. Но в отличие от других методик, в методике М.

Монтессори, чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка.

Этот способ, с помощью которого дети сами – без помощи специальных пособий, без

азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги – легко и с удовольствием

научатся читать. «Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать». Для

ребенка проще написать букву (другими словами – нарисовать ее, ведь буква — тоже

рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем, начинать

обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям

даются легче. Действительно, письмом ребенок способен овладеть прежде, чем чтением.

Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с

картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными

словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни

с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим: малыш «читает» интуитивно.

Итак, письмо проще чтения, поскольку не требует от ребенка слишком больших

интеллектуальных затрат, поэтому оно в Монтессори- садах и предшествует чтению и

делится на следующие этапы: 1. Штрихуем и обводим. Чтение начинается с письма, а

письмо – с подготовки руки. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии

различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и

твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок, наконец, возьмет карандаш, или ручку

для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как

человек, много писавший. Этой работе дети – и самые маленькие, и постарше — отдаются

подолгу с самым горячим увлечением. 2. Ощупываем буквы. На ощупь дети запоминают

лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок

доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

3. Составляем слова. Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же

согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита. 4. Пишем слова.

Малыши приступают к письму. Все дети делают это по разному: одни долго ощупывают

буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда эти навыки станут для них

легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие подолгу рисуют

буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же

слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них

рождается мания письма. 5. Читаем. Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок,

составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От

слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Чтение начинается с самых простых трехбуквенных слов, которые пишутся так же, как

и читаются: «пол», «кот», «сок», «дом». Когда ребенок уверенно освоил первый уровень

сложности, можно перейти на второй и предложить слова из двух слогов, но все еще

такие, которые одинаково пишутся и читаются. Например, «ваза», «роза», «рука», «нога».

Затем можно усложнить задачу двумя согласными рядом «стол», «гном», «стул».

От чтения простых слов, с которыми ребенок уже знаком, он постепенно переходит

к абстрактным понятиям и неизвестным для себя словам. Потом — к простым

предложениям . И лишь затем — к коротким историям и сказкам. Уважаемые родители-

расширяйте кругозор и словарный запас детей. Позвольте ребенку потрогать, ощупать

заинтересовавший его предмет. Чем больше у малыша таких возможностей, тем шире

и понятнее для него картина мира. Так развиваются высшие психические функции —

внимание, память, концентрация, — которые очень важны для чтения. Правильно

называйте звуки,чтобы у ребенка не возникло трудностей на этапе вычленения звуков

при чтении, важно правильно называть буквы при их изучении. Взрослый должен

произносить именно звук, а не название буквы. То есть «к» вместо «ка», «б» вместо «бэ».

Тогда ребенок не прочитает слово «сок» как «эс-о-ка». Конечно, рано или поздно

он перестроится, даже если уже выучил дома с родителями весь букварь. Но лучше

с самого начала не создавать подобных трудностей. Не бежать впереди паровоза и не

усложнять задачу для ребенка раньше времени.



В раздел образования