Напоминание

"Хоровод дружбы"


Автор: Дембицкая Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 10 "Серебряное копытце"
Населённый пункт: города Алушта
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Хоровод дружбы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по нравственно – патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Хоровод дружбы»

Составила:

Дембицкая Н.В.

г. Алушта, 2021г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в

подготовительной группе на тему

«Хоровод дружбы»

Цель:

Познакомить

детей

с

людьми

разных

национальностей,

проживающих в России (татары, грузины, чукчи, украинцы, русские).

Задачи:

Образовательные:

1.

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

2.

Формировать

представление

о

национальных

особенностях

народов: чукчи, татарского, украинского, грузинского, русского;

национальной одежды, типичных занятиях (охота, оленеводство,

рыболовство, садоводство, земледелие).

Развивающие:

1.

Поддерживать интерес к истории и культуре России и народов,

её населяющих.

2.

Продолжать работу по расширению кругозора детей.

3.

Развивать связную речь, обогатить словарный запас детей:

Российская

Федерация,

россияне,

тюбетейка,

шаровары,

садоводство, земледелие.

Воспитательные:

1.

Воспитывать духовно – нравственное отношение к культурному

наследию; толерантное отношение к представителям людей

разных

национальностей,

проживающим

в

России;

эмоциональную отзывчивость; доброжелательность.

2.

Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,

речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –

эстетическое развитие.

Оборудование, демонстрационный материал:

Мультимедийные оборудование;

Слайды: карта РФ, иллюстрации с изображением людей в

национальных костюмах; песни о Родине;

предметы национальных головных уборов народов России;

магнитофон:

куклы в национальных костюмах.

Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, книг по

теме;

знакомство

с

материками,

странами

и

народами;

чтение

художественных произведений по теме; тематические беседы.

Словарная работа: Тюбетейка, сарафан, кокошник, плахта,

спыдница, кошуля, шаровары.

Индивидуальная работа: Закрепить умение правильно называть

национальную одежду разных народов.

Ход НОД:

В. Сколько добрых лиц вокруг,

Приглашаю всех я в круг.

Давайте за руки друг друга возьмём!

Слова любви произнесём!

Д. Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

(Дети садятся на стульчики )

В: Посмотрите на эту карту. Как вы думаете, почему она раскрашена

яркими цветами?

Д: разными цветами отмечены страны

В: На карте мы видим много разных стран, давайте вспомним, какие

страны вы знаете?

Д: Дети называют страны.

В: Предлагаю поиграть в игру «Кто, где живёт?»

(воспитатель называет страну, а дети – народ, который в ней проживает)

В: Франция – французы

Италия – итальянцы

Япония – японцы

Китай – китайцы

Германия – немцы

Англия – англичане

Украина – украинцы

Америка – американцы

В: Ребята предлагаю поиграть в игру «Я начну, а ты закончи»

1.

Наша страна называется…..(Россия)

2.

Наша страна очень…..(большая, огромная и т.д.)

3.

В ней много …..(рек, озёр, животных, лесов, городов)

4.

Люди, которые живут в нашей стране, называются…..(россияне)

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как

Россия. Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория

России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом

начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, на другом –

припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде

надо ехать 7 дней – неделю, а на самолёте лететь почти сутки. Наша страна

великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и

города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами…

Д: Россияне

В: Давайте расскажем стихи о России!

1.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей?

2.

Наша Родина большая

И на свете лишь одна

Где же есть еще такая

Необъятная страна.

3.

Россия, ты великая держава

Твои просторы бесконечно велики

На все века себя ты увенчала

И нет другого у тебя пути .

4.

Твоими городами мы гордимся

От Бреста до Владивостока путь открыт

Тебя венчает славная столица

А Петербург историю хранит

5.

В земле твоей богатств поток неиссякаем

К сокровищам твоим нам путь лежит

Как мало о тебе еще мы знаем

Как много изучить нам предстоит .

6.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом

В: Ребята, как вы думаете, что такое Родина?

(Ответы детей)

В: Что это слово значит для вас?

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, город, в котором вы

живёте, страна, в которой вы живёте.

В: А как называется город, в котором мы живем?

Д: Алушта!

В: Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране?

Д: Русские, грузины, башкиры, татары, чукчи и другие.

В: Посмотрите, ребята у меня здесь картинки с разными народами,

проживающих на территории России, подойдите выберите и расскажите,

что вы знаете о национальных костюмах этих народах

Д: Это русские.

В старину женщины носили простую длинную рубаху (сорочинца),

нарядные сарафаны, рубашки, а на голове носили кокошник.

Мужчины носили штаны (порты), рубаху с разрезом посередине или

сбоку, тогда эта рубашка называлась (косоваротка), подвязанную поясом, на

голове картуз.

Украшали одежду вышивкой и лентами.

Нарядная и праздничная одежда была красного цвета.

Д: Это Чукчи

На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи.

Одежда чукчей очень тёплая.

На Севере очень холодно.

Чукчи одеты в

меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется

кухлянка. На ногах носили сапоги – унты. Национальная одежда чукчей

украшена мехом и вышивкой.

Д: Это Украинцы

Украинские национальные костюмы очень нарядные. В мужском

костюме есть широкие брюки – шаровары, рубаха расшитая национальным

орнаментом, она повязывается широким поясом – кушаком.

Мужские

головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и

названиям. По форме - это конусы, цилиндры и полукруглые шапки.

Изготовлялись головные уборы из меха - овчины, шерсти, сукна. В числе

последних - высокая барашковая шапка – кучма. Женщины украинки носят

рубахи – кошуля, сверху плахта в крупную клетку и узкие юбки – спидныца с

фартуками, на голову надевают венки с цветными лентами.

Д: Народ Кавказа.

Национальные костюмы народов Кавказа яркие красивые. Основной

частью мужского костюма является полукафтан (бешмет), штаны, на ногах

обувь – кожаные сапоги. На голове шапка – папаха. У женщин было верхнее

нижнее платье. Верхнее платье похоже на халат. Женщины на голове носили

платок (кортали). Костюмы шили из блестящей, яркой ткани.

Д: Татары.

Национальная одежда татар очень нарядная. Мужчины одевались в

рубаху платье (кулмэк). Сверху надевали кафтан или халат. На голову шапку

–Тюбетейка. Женщины носили жилеты и фартуки, женщины на голове

носили вышитую бархатную шапочку – калфак. Костюмы татар, яркие и

украшенные вышивкой.

В: Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его

самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по

праздникам.

Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Наряди куклу».

В папках есть две куклы и разная национальная одежда. Одна кукла

одета, а другая нет. Вам нужно подобрать и одеть на куклы недостающие

элементы национального костюма.

(Дети выполняют задание)

В: Какой национальности у вас куклы?

Д: Русские, грузины, украинцы, татары, чукчи.

В: Молодцы, все справились с заданием!

А теперь расскажите стихи о народах России

В: Читает стихотворение В.Степанова «Российская семья»

1. На просторах российской страны

много разных народов живет.

Все народы как братья равны

Всем народам – любовь и почет.

2. Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

3. У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит.

Другой надел халат.

4. Один – рыбак с рожденья,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

Все вместе: А Родина Россия

У нас у всех – одна!

Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и

историю нашего государства.

Я вам расскажу об основных промыслах людей разных национальностей

В: Традиционное занятие татар – земледелие и скотоводство.

Для татар характерна особая любовь к лошадям – как следствие кочевого

прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое

шитьё, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву.

В: Основное занятие народов чукчи – оленеводство, рыболовство, охота.

Одежду народ чукчи шьёт из оленьих шкур и украшает её орнаментами.

В:

Украинцы любят работать на земле, занимаются садоводством и

овощеводством. Обратите внимание, какие мастерицы живут на Украине.

Украинские мастерицы славятся своим рукоделием.

В:

У народа Кавказа первым по важности – ювелирный промысел,

(украшения серьги, бусы) изготовление оригинального оружия, особенно

холодного. (ножи, кинжалы, сабли)

В: А на Руси с давних времен пахали землю и сажали хлеб. «Весенний день –

год кормит» - говорили в народе. Основное занятие русского народа

земледелие и скотоводство. И конечно, известные во всем мире русские

промыслы: это и дымковская игрушка, и гжель, и жостовские подносы.

А Кубань славится своими казаками и казачками. Они и защитники для

своей земли, и мастера – умельцы, которые выращивают много овощей и

фруктов на своей земле.

В: А еще у каждого народа есть своё национальное

богатство – это традиции, народные сказки и пословицы, национальные

игры и праздники.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я предлагаю вам поиграть в башкирскую народную игру «Липкие

пеньки».

В: У каждого народа есть свои национальные блюда. Я предлагаю

поиграть в игру «Собери картинку» вот конвертики в них разрезанные

картинки национальных блюд разных народов Соберите и назовите блюдо.

Дидактическая игра: «Собери картинку»

В: Молодцы, ребята!

Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и

историю нашего государства. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Никогда

нельзя забывать свою Родину. И даже когда вы вырастите и может быть

уедите жить в другую страну, всегда помните о своей Родине.

В нашей России сейчас много приезжих: и взрослых, и детей разных

национальностей. И хотя вы ещё дети, но уже можете внести свой вклад в то,

чтобы жизнь была у вас мирной, дружной. Как вы думаете, что вы можете

для этого сделать?

Д: Не говорить плохих слов, не обзываться, делиться игрушками,

помогать друг другу, дружить.

В: Правильно, нужно дружить друг с другом. Предлагаю создать свой

символ дружбы народов. Представим себе. Что ваша ладошка – это

наша страна, а пальчики – разные народы. Все мы живём в одной стране.

Давайте сейчас соединим наши руки в знак большой дружбы и устроим

большой хоровод.

(Дети образовывают круг, соединяют руки)

Пусть крепнет дружба наша!

Счастливым будет каждый здесь народ!

Мы на одной земле под небесами.

Мысль эту каждый пусть поймёт.

Когда все вместе – сила мы большая!

Когда все вместе – нас не победить!

Да здравствуют же все народы края!

Нам надо крепко Родину любить!

Звучит песня в исполнении ансамбля

«Непоседы» «Я, ТЫ, ОН, ОНА…»

Итог занятия (обсуждение с детьми, вопросы к детям)

- Что сегодня ты узнал нового?

- Про какие национальности мы сегодня говорили?

- Люди каких народов живут в нашей стране?

- Что тебя удивило на занятии, что порадовало?

- Какие у вас впечатления остались после нашего занятия?

- О чем (о ком) вы расскажете дома?

В: Ребята, на память предлагаю Вам раскраски с людьми разных

национальностей. Дома Вы поделитесь знаниями с родителями, вспомните

какие костюмы носят люди разных национальностей и раскрасите рисунки.



В раздел образования