Напоминание

Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников


Автор: Королёва Ольга Михайловна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МОУ СОШ №30
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Тема

по

самообразованию

«Развитие

речи

учащихся

как

одна

из

основных

задач

формирования читательской компетентности младших школьников».

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является

его

речь.

Возникнув

впервые

в

раннем

детстве

в

виде

отдельных

слов,

речь

постепенно

обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически

усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и

композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями,

развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не

пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в

современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе.

Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени

зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее

владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной

методике литературного чтения в начальных классах.

С первых дней обучения в школе учителем проводится целенаправленное обучение связной

целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных

упражнений.

По мнению М.М. Алексеевой, существуют следующие особенности развития речи младших

школьников:

Звуковая культура речи.

Включает произнесение звуков (звук, дикция и т. д.),

Элементы звуковой речи (интонация, темп и т.д.),

Двигательные средства выражения (микрофон, жесты).

Звуковую культуру речи можно воспитать. В своей работе использую такие методы и приёмы, как

интонационный

звук

(ударный

слог, часть

слова);

типичное

название

звука

или

звуковых

комбинаций (з-з-з- летит пчела, цок-цок – скачет заяц); хоровое и индивидуальное повторение;

совместная речь ребенка и учителя, отраженная речь.

Фонетическая зарядка при изучении новых звуков и соответствующих им букв — это одно из

любимых упражнений моих учеников. К ним относится чтение чистоговорок:

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стул стоит в углу.

Оль-оль-оль - мы купим соль.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Позднее чтение чистоговорок с добавлением последнего слова в рифму:

Шо-шо-шо –Буду делать ………. (хорошо).

Ать-ать-ать – Дома маме…….( помогать).

Жать-жать-жать- Малышей …….. (не обижать).

Ать-ать-ать – Взрослых надо ……(уважать).

Рать-рать-рать – Никогда не надо ……(врать).

Рить-рить-рить- Грубых слов ….. (не говорить).

В процессе такой работы, у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса,

развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память,

мышление). Данные упражнения не только способствуют развитию фонематического слуха, но и

формируют навыка правильного чтения у первоклассников.

На страницах учебника при знакомстве с новой буквой иллюстрации даются вместе со схемами,

ребенок должен назвать слово и определить место нового звука в слове. Чаще на страницах Азбуки

предлагаются слова, которые не входят в активный словарь ребенка, тем самым обогащая его. Рис.

1

Рис.1

Также в развитии звуковой культуры речи работаю с упражнениями на повторяющиеся и быстрые

разговоры, заучивание скороговорок, коротких стишков- диалогов.Рис.2 (а, б)

Рис.2а

Рис.2б

Часто использую дидактические игры: при чтении

цепочки слов на определённую букву, некоторые из

них заканчиваются пустым прямоугольником, вместо которого нужно подобрать слово, подходящее

по смыслу и согласованное с последним словом в цепочке. Рис.3

Рис.3

Развитию

речи

детей способствуют

подвижные

игры

с

текстом.

Ученики

моего

класса

очень

любят

участие

инсценировках.

В

этом нам помогают

страницы учебника.

Сначала

ученики

пересказывают

сказку по картинкам

в учебнике, а потом

инсценируют

её.

Перевоплощению

в

героя

помогают

маски

зверей,

которые

дети

выбирают на

своё

усмотрение.

Театральные маски

позволяют создать сюрпризный момент.

Использование в работе масок показало, что они помогают ребенку раскрепоститься, лучше

прочувствовать и понять образ своего героя. Дети во время инсценировок чувствуют себя более

уверенно,

в

меньшей

степени

испытывают стеснение,

погружаются в

сказочный мир.

Они

вживаются в образ сказочного персонажа.

Речь ребенка - показатель общего развития его личности. Речь учащихся часто бывает бессвязна,

логически непоследовательна, невыразительна.

Речевое однообразие, бедность языковых средств свидетельствуют не только о слабой словесной

подготовленности, но также о неумении наблюдать людей, природу.

Слово – основная значащая единица языка. Признак развития человека – богатый словарный.

Поэтому, начиная с

раннего

возраста,

работе со

словарем

придается

большое

значение. В

начальной

школе

словарная

работа

проводится

в

процессе

всей

учебно-воспитательной

деятельности.

Грамматика.

Второй

особенностью

развития

речи

младших

школьников

М.М.

Алексеева

определяет

-

грамматику. Овладение

грамматически

прaвильной

речью окaзывaет

влияние

нa

мышление

ребенка.

Он

начинaет

мыслить

более

логично,

последовательно,

обобщaть,

отвлекaться

от

конкретного, прaвильно

выражать

свои

мысли.

У

детей

младшего

школьного возрождения

выявлены морфологические и синтаксические несовершенства в речи. Расширение словарного

запаса

осуществляется

на

протяжении всей жизни

человека, но необходимость обогащения

словаря особенно остро ощущается в 1–4 классах.

С целью активизации словарного запаса учеников я использую целый ряд различных упражнений:

знакомство

учащихся

с

новыми

для

них

словами

и

выяснение

смысла

непонятных

слов;

наблюдение

за

словами

в

контексте

и

толкование

новых

значений

уже

известных

слов

(многозначность слова); подбор синонимов и антонимов.

В ходе словарной работы я выделяю несколько направлений:

1. обогащение словарного запаса (усвоение новых слов);

2.

активизация

словаря

(включение

новых

слов

в

речь,

составление

предложений,

точное

применение слова);

3. уточнение словаря (различие между синонимами, подбор антонимов, умение анализировать

многозначность слов);

4. исправление ошибочных выражений, ударений.

Приведу пример некоторых упражнений:

1.«Дополни словечко»: при чтении произносится только вторaя половинa словa. Ученики должны

дополнить слово, произнеся его начало:

чтеНИЕ, тоЛЬКО, трАВА, солОМА, кроВАТЬ, кастРЮЛЯ, криЧАЛ.

2.«Дополни предложение»:

Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт

_____ .

3. «Составьте предложение»:

- придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода,

лесное озеро.

- слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из;

стоят, вазе, цветы, в.

4. «Найдите ошибку»:

- послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:

Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик

стеклом разбил мяч.

5.«Подбери действие для предмета»:

- я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер,

снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие.

«А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»

6. «Замени название предмета на признак»:

- если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.

7. «Скажи наоборот»:

- скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.

8. «Один и много»:

- я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек,

стол.

- я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.

9. «Уменьшение»:

- скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.

10. «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.

Конечная

цель

словарной

работы

в

том,

чтобы

активизировать

максимальное

количество

усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно

необходимое слово.

При работе в обогащении словаря учеников использую упражнения из Азбуки:

-Образование новых слов путём замены одной буквы

-добавлении буквы в начале или в конце слова

- чтение слов перевёртышей.

Значения

новых

незнакомые

слов

ученики

пытаются

объяснить

друг

другу

или

обращаются

за

помощью

к

словарю

или

учителю.

Одно

из

любимейших

упражнений

моих

учеников

на

уроках

является

работа

со

скороговорками.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным.

Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем

личностью.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося

в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь

день.

У маленькой Сани сани едут сами.

У Сени и Сани сом с усами.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Разучивая

скороговорку,

ребенок

учится

осмысленно относиться к тому, что говорит,

чувствовать связь между словосочетаниями,

улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их

способность концентрироваться на том, что они слушают.

Кроме того, это самое настоящее развлечение! От души смеяться над собственными и чужими

ошибками в произношении.

Овладение грамматически

прaвильной

речью окaзывaет

влияние нa мышление

ребенка. Он

начинaет

мыслить

более

логично,

последовательно,

обобщaть,

отвлекaться

от

конкретного,

прaвильно выражать свои мысли.

В наше время невозможно представить человека успешным, если он в совершенстве не владеет

языком, не владеет хорошей разговорной речью. Язык обеспечивает нам все необходимые средства

для общения в любой ситуации, и богатство языка нужно уметь использовать. Чем богаче и

правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности

познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его

поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Список литературы:

1. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / [Л.Л. Алексеева, С.В.

Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиноой. – 2-е изд. – М.:

Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М: «Просвещение», 1994.

3. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути еѐ развития. – М: «Просвещение», 1985.

4. Нечаева Е.В. Современные подходы к развитию речи младших школьников. /Начальная школа,

№ 2, 2003.

5. Политова Н.И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи

младших школьников. / «Начальная школа: плюс минус», №4, 2002.

6.

Соколова Т.Н.

Школа развития

речи

Т.Н.: Курс «Речь»: методическое пособие.

М:,

Издательство РОСТ, 2013.

7. Соколова Т.Н. Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: рабочие тетради для 1 – 4 классов. – М:,

Издательство РОСТ, 2013.  



В раздел образования