Напоминание

Муниципальная система методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагога как способ повышения качества образования


Автор: Ольга Викторовна Коробкина
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ № 1 "Дружные ребята" г.Поронайска
Населённый пункт: г.Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: Проект методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагога как способ повышения качества образования
Тема: Муниципальная система методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагога как способ повышения качества образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальная система методического сопровождения непрерывного

профессионального развития педагога как способ повышения качества

образования

В документах стратегического планирования, разработанных на федеральном

уровне (в том числе и национальный проект «Образование»), образование определено в

качестве одного из стратегических национальных приоритетов, а стратегической целью

государственной политики в области образования является повышение доступности и

качества образования.

Повышение

качества

образования

возможно

только

при

условии,

если

педагогические

кадры

будут

высококвалифицированными

и

соответствующими

современному уровню развития науки и экономики; способными мобильно реагировать

на инновации.

Успех развития системы образования всецело в руках отдельного педагога, и

реальный способ помочь ему достичь профессиональных высот – это методическая

поддержка»- данная цитата, прозвучавшая в апреле 2022 года на Всероссийском

совещании «Развитие методической службы в Российской Федерации», определяет

основную миссию методических служб.

Проект нашей муниципальной команды нацелен на создание модели

муниципальной

системы

методического

сопровождения

непрерывного

профессионального

роста

педагогических

работников,

что,

безусловно,

должно

способствовать повышению качества образования

АКТУАЛЬНОСТЬ. Предпосылки реализации проекта

Актуальность проекта состоит в

систематизации нововведений в области

методического сопровождения педагогов с учетом местной специфики работы для

непрерывного повышения уровня профмастерства, что усиливает роль педагога,

который из рядового участника образовательного процесса становится ключевым

элементом, и от его успеха зависит качество образования как в отдельной школе, так и в

государстве в целом.

Проектная идея основана на исследование кадрового состава образовательных

организаций, которое показывает, что в образовательных организациях наблюдается ряд

проблем,

типичных

для

большинства

образовательных

организаций.

В

ходе

проведенного анкетирования посредством опроса (приняло участие 19 образовательных

организаций) и

изучения

аналитических

материалов

по

итогам мониторинга

профессиональных дефицитов педагогов образовательных организаций (количество

респондентов,

принявших

участие

в

мониторинге-

50%

учителей),

определены следующие проблемы:

1.Отсутствие наставников у молодых специалистов, педагогов без стажа работы

2.

Отсутствие

стабильной

системы

психолого-педагогического

и

эффективного

методического сопровождения педагогов

3. Наличие профессиональных дефицитов учителей по итогам оценки компетенций:

необходимо

совершенствование(углубление,

расширение,

обновление)

всех

компетенций в обучении.

Все вышеперечисленные условия, по мнению большинства респондентов,

приводят

к

эмоциональному

выгоранию,

снижают

мотивацию

учителя

к

профессиональной деятельности, отрицательно влияют на качество его труда и

эффективность

образовательного

процесса,

но корневой

причиной все

же

являются профессиональные дефициты педагогов и несовершенство муниципальной

системы обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических

работников, способной своевременно решать эти проблемы.

Что может стать сегодня всесторонней системной поддержкой для педагога для

обеспечения его профессионального роста и, как следствие, повышение качества

образования? Как отметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов на Всероссийском

совещании, посвященном вопросам развития методических служб, именно Единая

система научно-методического сопровождения педагогов ориентирована на создание

условий для непрерывного повышения уровня профмастерства. Наша муниципальная

методическая служба является частью региональной системы научно-методического

сопровождения, в рамках которой определены задачи по методическому сопровождению

непрерывного

профессионального

роста

педагогических

работников

на

основе

адресной методической помощи, а это – реализация ИОМ и персонилизированных

программ наставничества.

Цель проекта: создать эффективную модель муниципальной системы методического

сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников на

основе реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов (далее ИОМ)

и персонилизированных программ наставничества (далее – Муниципальная модель)

Сроки реализации проекта:

Первый этап: подготовительный- 2023 год

Второй этап: основной -2024 год

Третий этап: завершающий-2025 год

Ресурсы проекта:

- кадровые (педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, стаж работы

более 20 лет)

- организационные (функционирует муниципальная методическая служба-ММС, имеется

муниципальный координационно-методический совет)

- информационные (сформирован банк данных, пакет методических материалов)

- содержательно-методические (проведен цикл мероприятий для внедрения проекта,

спланирована работа ММС для педагогов).

Содержание работы формируется из следующих направлений деятельности:

-

Аналитическое (сбор и обработка информации о результатах реализации проекта,

создание

базы

данных

о

педагогах,

реализующих/реализовавших

ИОМ/персонилизированную программу,

изучение, обобщение и распространение

передового педагогического опыта)

- Информационное (создание системы информирования педагогов для возможности

повышения профмастерства на муниципальном уровне: ознакомление педагогических

работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-

популярной

литературы

на

бумажных

и

электронных

носителях,

ознакомление

педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом

инновационной

деятельности

образовательных

учреждений,

информирование

педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в

развитии образования о рекомендациях, нормативных, локальных актах; создание и

своевременное пополнение банка методических материалов)

- Организационно-методическое (организация работы районных

методических

объединений педагогических работников образовательных учреждений, подготовка и

проведение научно-практических конференций, проектных семинаров, педагогических

чтений,

конкурсов

профессионального

педагогического

мастерства

работников

образовательных учреждений, определение опорных (базовых) учреждений передового

педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с

педагогическими работниками образовательных учреждений района, взаимодействие и

координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов

управления

образованием

и

учреждений

дополнительного

профессионального

(педагогического) образования, разработка и сопровождение педагогов в составлении и

реализации

ИОМ,

программ

наставничества,

организация

и

проведение

индивидуальных/

групповых

консультаций

для

педагогов,

организация

координационной работы по внедрению проекта, прогнозирование, планирование работы

ММС в рамках реализации проекта)

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач,

которые реализуются в соответствии с направлениями:

Задачи проекта:

1.

Разработать НПБ по внедрению модели муниципальной системы методического

сопровождения

непрерывного

профессионального

роста

педагогических

работников на основе

реализации ИОМ

и персонилизированных программ

наставничества

Суть задачи: наличие нормативно-правовых актов (НПА), определяющих

функционирование Муниципальной модели на уровне муниципалитета, создание

банка данных педагогов, реализующих ИОМ/персонилизированные программы

наставничества

2.

Разработать комплекс мер по организации методической поддержки педагогов на

основе выявления профессиональных дефицитов и оказания адресной помощи

через разработку и реализацию ИОМ, персонилизированных программ

наставничества

Суть задачи:

создание комплекса мер по организации методической поддержки

педагогов на основе выявления профессиональных дефицитов и оказания адресной

помощи через разработку и реализацию

ИОМ, персонилизированных программ

наставничества, создание банка методических материалов (лучшие практики опыта

работы, алгоритмы составления ИОМ, персонилизированных программ, схемы планов,

аналитических справок и др.) с использованием кьюакодов на платформе «Сферум».для

оказания помощи педагогам

3.

Создание эффективной развивающей среды для повышения профессионального

уровня педагогов на основе взаимодействия педагогических работников по

обмену опытом и выявлению лучших практик.

Суть задачи: активизация взаимодействия педагогов на площадках муниципальных

методических направлений муниципалитета, проведение мероприятий, направленных

на повышение мотивации педагогов на обновление знаний, умений и навыков, на

использование лучших передовых педагогических практик, проведение конкурсов

профессионального мастерства педагогов

Ожидаемые результаты проекта:

1. В 2023 году

- Разработана

НПБ по внедрению модели муниципальной системы методического

сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников на

основе реализации ИОМ и персонилизированных программ наставничества

,

создан

банк

данных

педагогов,

реализующих

ИОМ/персонилизированные

программы

наставничества

2. В 2024 году

- утвержден комплекса мер по организации методической поддержки педагогов на

основе выявления профессиональных дефицитов и оказания адресной помощи через

разработку

и

реализацию

индивидуальных

образовательных

маршрутов

(далее ИОМ), персонилизированных программ наставничества,

-

разработан

комплекс

практикоориентированных

мероприятий

(конкурсов

профессионального мастерства педагогов, мастер-классов, открытых уроков, в рамках

горизонтального обучения), направленных на создание

эффективной развивающей

среды для повышения профессионального уровня педагогов на основе взаимодействия

педагогических работников по обмену опытом и выявлению лучших практик.

3. В 2025 году

- организована системная работа муниципального координационно-методического

совета по внедрению Муниципальной модели, создан банк методических материалов

для педагогов

Показатели

проекта:

повышение

уровня

профмастерства

и

качества

образовательных результатов обучающихся у педагогов по итогам реализации

ИОМ, персонилизированных программ наставничества:

Наименование показателя

Тип показателя

Базовое

значение

2024 году

Базовое

значение

показателя

к

2025

году

доля

педагогов,

имеющих

высокие

результаты

профконкурсов, олимпиад

аналитический

(расчет:

от

общего

количества

педагогов,

реализующих

ИОМ, персонилизированных

программ наставничества)

10

30%

доля педагогов, получивших

квалификационную

категорию

аналитический

(расчет:

от

общего

количества

педагогов,

реализующих

ИОМ, персонилизированных

программ наставничества)

5

10%

доля педагогов, реализующих

ИОМ/персонилизированных

программ наставничества

аналитический

(расчет:

от

общего

количества

педагогов

образовательных

организаций)

15

30%

доля

педагогов,

успешно

реализовавших

ИОМ/персонилизированные

программы наставничества

аналитический

(расчет:

от

общего

количества

педагогов,

реализующих

ИОМ, персонилизированные

программы наставничества)

85

90%

доля

педагогов,

имеющих

средний и высокий уровень

оценки

предметных

и

методических компетенций

аналитический

(расчет:

от

общего

количества

педагогов,

реализующих

ИОМ, персонилизированные

программы

50

60%

доля

педагогических

работников,

имеющих

положительную

динамику

образовательных результатов

за 2 года:

в

общеобразовательных

организациях- у обучающихся

по итогам ГИА,

в дошкольных организациях-

по

итогам

диагностических

обследований в соответствии

с

образовательной

программой

-

в

организациях

дополнительного

образования-

сохранность

контингента

аналитический

(расчет:

от

общего

количества

педагогов,

реализующих

ИОМ, персонилизированные

программы

30

50%

Реестр рисков, их предупреждение.

п/п

Наименование риска

Действия по предупреждению риска

Отказ от составления

ИОМ, программ

наставничества

Психологические тренинги, объяснение значимости,

необходимости данной деятельности, примеры лучших

практик по эффективности работы по реализации ИОМ,

программ наставничества, эффективности данной

деятельности

Формальный подход к

составлению ИОМ,

персонилизированных

программ наставничества,

отсутствие ориентира на

результат,

инструментария для

достижения результата

Проведение индивидуальной и групповой работы по

оказанию помощи педагогам по составлению ИОМ,

программ с учетом всех планируемых мероприятий,

курсов, конкурсов и т.д. с целью распределения

оптимальной нагрузки, четкое определение показателей

результативности

Формальный подход к

исполнению ИОМ,

программ

Популяризация передового опыта с целью привлечения

педагогов к совершенствованию профмастерства и

непрерывного образования через предметные РМО,

системы муниципальных мероприятий для педагогов,

материальное и моральное стимулирование, четкое

планирование работы координирующего органа –

МКМС.

Отсутствие работы по

реализации ИОМ,

программ на уровне

образовательной

организации

Стимулирование работы ответственных за реализацию

ИОМ, наставников (премиальные выплаты по

ходатайству МКМС, награждение на профпраздниках и

по итогам работы за год на муниципальном уровне по

ходатайству МКМС, предметных РМО, своевременное

пополнение банка методических материалов с целью

оказания помощи для организации работы по данному

направлению на уровне образовательной организации

Сегодня мы уже можем говорить об успехах в начале пути:

1.

Повышение активности участия в профконкурсах, семинарах, выступлении на

РМО, обобщения опыта работы (исчезла потребность «вытаскивания» педагогов,

они понимают с чем выходить и для чего). (на 10% в сравнении с 2022 годом)

2.

Желание педагогов увидеть результат деятельности, получить оценку «со сторо-

ны» (активное участие в оценке предметных и методических компетенций- сош

с.Восток : учитель математики 3 раза прошел, проведение анализа участия педа-

гога в муниципальных конкурсах, получение рекомендаций, торжественное на-

граждение по итогам конкурсов профмастерства) (100% педагогов, участников

конкурсов, изъявили желание проанализировать свое мероприятие членами

жюри, участие в повторной оценке компетенций-4 человека)

3.

Определено учреждение, где сформирована система наставничества, созданы

условия для реализации персонилизированных программ (МБДОУ №2 г.Поро-

найска).

4.

Обобснованный выбор КПК в соответствии с выявленными профдефицитами

5.

Результативное взаимодействие с ЦНППМ, т.к. именно он создан для организа-

ции персональной помощи педагогам (качественная методическая помощь) – ор-

ганизация и проведение мероприятий-семинары, консультации, совместное про-

ведение мероприятий-1)

Работа начата уже сейчас. Что сделано по реализации каждой задаче и что необходимо

сделать

Задача

Что сделано

Что необходимо сделать

Разработать НПБ по

внедрению Муниципальной

модели

определены ответственные за

реализацию ИОМ в

общеобразовательных

организациях, разработана

НПБ по внедрению модели

наставничества в

общеобразовательных

организациях и организации

дополнительного образования

Создан банк данных

педагогов ,

реализующих ИОМ,

персонилизированные

программы наставников

1.Разработать

концепцию

Муниципальной

модели, внести

дополнение в

положение о МКМС как

органе

координирующем

деятельность

Муниципальной

модели,

Своевременное

пополнение

банка данных

Разработать комплекс мер по

организации

методической

поддержки

педагогов

на

основе

выявления

профессиональных дефицитов

и оказания адресной помощи

через

разработку

и

реализацию ИОМ,

персонилизированных

программ наставничества

Составлен план по проведению

организационно-методических

мероприятий:

1.

Совещание

руководителей о

внедрении системы

наставничества,

технологии разработки

реализации ИОМ,

определение

ответственных в

образовательных

организациях

2.

Обучение

ответственных

технологии разработки

реализации ИОМ в

рамках Школы завуча

3.

Проведение

индивидуальных и

групповых семинаров с

педагогами по

разработке ИОМ/

персонилизированных

программ на базе

образовательных

организаций

4.

Составлены

аналитические справки

1.Разработать и

утвердить циклограмму

работы по оказанию

организационно-

методической помощи

по составлению и

реализации ИОМ/

персонилизированных

программ на основе

опыта проведенных

мероприятий

2.Провести заседание

Школы завуча для

ответственных за

реализацию

ИОМ/персонилизирован

ных программ

(наставников) с целью

планирования

результатов,

нацеленных на

повышения качества

образования

3.Спланировать график

индивидуальных

консультаций по

оказанию

индивидуальной

методической помощи,

по составлению ИОМ/

внедрению системы

наставничества, даны

рекомендации

5.

Проведение

индивидуальных

консультаций по

составлению ИОМ

6.

Проведение анализа

ошибок по результатам

оценки предметных и

методических

компетенций педагогов

с целью выявления

типичных

профдефицитов

7.

Выступление на

предметных РМО по

планированию работы с

целью ликвидации

предметных дефицитов

8.

Составления графика

посещения

мероприятий в рамках

реализации ИОМ/

персонилизированных

программ с целью

оказания персональной

помощи педагогам

9.

Проведение круглого

стола по теме: «

Реализация ИОМ/

персонилизированных

программ: опыт,

проблемы,

перспективы»

включить в

циклограмму

4.Внести в планы

работы предметных

РМО, РМО

воспитателей

дошкольных

учреждений

выступления педагогов

по обмену опытом

реализации

ИОМ/персонилизирован

ных программ с целью

популяризации данного

направления

деятельности и

положительного

влияния на

индивидуальный

профессиональный рост

педагога, а также

повышение качества

образования

обучающихся и

воспитанников

5.Разработать на РМО

педагогов-психологов

рекомендации (цикл

тренингов) для

использования в работе

с педагогами

образовательных

организаций для

оказания

психологической

поддержки,

направленной на

профилактику

6.Внести в план работы

МКМС мероприятия по

выявлению лучшего

опыта работы педагогов,

реализующих

ИОМ/персонилизирован

ные программы, по

повышению

профмастерства и

качества

образовательных

результатов

обучающихся и

воспитанников

профвыгорания

7. Провести обучающий

семинар в рамках

Школы завуча по

созданию банка

методических

материалов на

платформе Сферум с

помощью кьюаркодов

Создание

эффективной

развивающей

среды

для

повышения

профессионального

уровня

педагогов

на

основе

взаимодействия

педагогических

работников

по

обмену

опытом

и

выявлению лучших практик.

Презентация лучшего опыта

работы по реализации

персонилизированных

программ наставничества

Выступления на предметных

РМО, ШМО, участие в

конкурсах профмастерства,

семинарах

Обобщение опыта работы

Своевременное

информирование о проведении

КПК, семинаров

индивидуальные

рекомендации педагогам для

реализации

ИОМ/персонилизированных

программ

Планирование деятельности

ШМО, РМО, Школы завуча,

сообщества молодых

педагогов с учетом устранения

профдефицитов , результатов

реализации ИОМ/

персонилизированных

программ

Проведение конкурса для

наставников МБДОУ № 2

«Кораблик» г.Поронайска

Утвержден план ежегодных

традиционных конкурсных

мероприятий для педагогов

1.Организовать

стажировочную

площадку на базе

МБДОУ № 2

«Кораблик»

г.Поронайска по

внедрению системы

наставничества,

реализации

персонилизированных

программ

2. Создание системы

информирования

педагогов для

возможности

повышения

профмастерства на

муниципальном уровне

(конкурсы, графики

консультаций, РМО,

Школа завуча, МКМС,

цикл методических

мероприятий для

молодых специалистов,

банк методических

материалов)



В раздел образования