Напоминание

Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР.


Автор: Оганян Ольга Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Кобраловская ООШ" СП ДО
Населённый пункт: Ленинградская область, поселок Кобралово
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР.

Одним

из

немаловажных

аспектов

развития

дошкольника

с

общим

недоразвитием речи является развитие координации движений пальцев рук и

артикуляционной моторики. Дети с любым уровнем ОНР имеют отклонения

в этих областях в большей или меньшей степени.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор.

Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П.

Бехтерева,

А.Н. Соколова и других показали исключительную роль

движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и

мышления. По мнению И.П. Павлова: "Речь – это, прежде всего мышечные

ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга".

С

каждым

годом

увеличивается

число

детей

с

различными

нарушениями речи, и обусловлена значимостью сформированности мелкой и

артикуляционной моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в

подготовке детей к обучению письму; необходимостью всестороннего

исследования

особенностей

тонкой

и

артикуляционной

моторики

у

дошкольников

с

ОНР

с

целью

определения

специфики

и

степени

выраженности ее отклонений; необходимостью своевременной организации

коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на

нормализацию и развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге,

прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже,

шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки.

Как правило, дети с ОНР затрудняются не только в рисовании и

письме,

но

и

в

лепке,

конструировании,

аппликации,

неловки

в

самообслуживании

(например,

долго

застегивают

пуговицы,

неловко

завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол).

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере:

снижение

мотивации,

нестойкость

интересов,

пониженная

наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в

себе

и,

как

следствие,

негативизм,

агрессивность,

обидчивость,

раздражительность.

Развитию общей и мелкой

моторики способствует

выполнение

ребёнком комплекса заданий, игр, упражнений, которые можно проводить в

домашних условиях совместно с родителями.

Для развития мелкой моторики детей чаще всего используются игровые

упражнения. При их подборе следует принимать во внимание такие

принципы:

игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные

отношения

взрослого

и

ребенка

строятся

на

основе

доверия,

взаимопонимания,

доброжелательности.

Ребенок

знает,

что

получит

необходимую помощь при затруднениях;

постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к

сложному.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по

развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на

занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным

является использование физкультминуток, во время которых дети играют в

«Пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и

содействуют развитию речи и творческой деятельности. "Пальчиковые игры"

вроде бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных,

людей, их деятельности, явлений природы. В ходе таких игр дети, повторяя

движения взрослых активизируют моторику рук и речь.

Таким образом, работа по развитию мелкой и артикуляционной

моторики должна присутствовать на занятиях, как фронтальных, так и

индивидуальных занятиях ребенка с логопедом, а также в повседневной

жизни детей в дошкольном учреждении, в виде отдельных игр в свободное от

занятий время. Для достижения хороших результатов в этой работе

необходимо использовать игры и игровые упражнения, основываясь на том,

что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

В коррекционной работе необходимо регулярно проводить работу по

развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук, а

именно использовать:

-Пальчиковые игры

-Физкультминутки

-Игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики

-Теневой театр

-Игры с карандашом

-Использование нетрадиционной техники рисования

-Графические упражнения

-Штриховку

-Оригами

-Работу с природным материалом

-Игры с песком.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование упражнений

на

развитие

пальцевой

моторики

играет

положительную

роль

в

коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием.



В раздел образования