Автор: Оганян Ольга Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Кобраловская ООШ" СП ДО
Населённый пункт: Ленинградская область, поселок Кобралово
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР.
Раздел: дошкольное образование
Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР.
Одним
из
немаловажных
аспектов
развития
дошкольника
с
общим
недоразвитием речи является развитие координации движений пальцев рук и
артикуляционной моторики. Дети с любым уровнем ОНР имеют отклонения
в этих областях в большей или меньшей степени.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор.
Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П.
Бехтерева,
А.Н. Соколова и других показали исключительную роль
движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и
мышления. По мнению И.П. Павлова: "Речь – это, прежде всего мышечные
ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга".
С
каждым
годом
увеличивается
число
детей
с
различными
нарушениями речи, и обусловлена значимостью сформированности мелкой и
артикуляционной моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в
подготовке детей к обучению письму; необходимостью всестороннего
исследования
особенностей
тонкой
и
артикуляционной
моторики
у
дошкольников
с
ОНР
с
целью
определения
специфики
и
степени
выраженности ее отклонений; необходимостью своевременной организации
коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на
нормализацию и развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге,
прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже,
шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки.
Как правило, дети с ОНР затрудняются не только в рисовании и
письме,
но
и
в
лепке,
конструировании,
аппликации,
неловки
в
самообслуживании
(например,
долго
застегивают
пуговицы,
неловко
завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол).
У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере:
снижение
мотивации,
нестойкость
интересов,
пониженная
наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в
себе
и,
как
следствие,
негативизм,
агрессивность,
обидчивость,
раздражительность.
Развитию общей и мелкой
моторики способствует
выполнение
ребёнком комплекса заданий, игр, упражнений, которые можно проводить в
домашних условиях совместно с родителями.
Для развития мелкой моторики детей чаще всего используются игровые
упражнения. При их подборе следует принимать во внимание такие
принципы:
игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные
отношения
взрослого
и
ребенка
строятся
на
основе
доверия,
взаимопонимания,
доброжелательности.
Ребенок
знает,
что
получит
необходимую помощь при затруднениях;
постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к
сложному.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по
развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на
занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным
является использование физкультминуток, во время которых дети играют в
«Пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и
содействуют развитию речи и творческой деятельности. "Пальчиковые игры"
вроде бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных,
людей, их деятельности, явлений природы. В ходе таких игр дети, повторяя
движения взрослых активизируют моторику рук и речь.
Таким образом, работа по развитию мелкой и артикуляционной
моторики должна присутствовать на занятиях, как фронтальных, так и
индивидуальных занятиях ребенка с логопедом, а также в повседневной
жизни детей в дошкольном учреждении, в виде отдельных игр в свободное от
занятий время. Для достижения хороших результатов в этой работе
необходимо использовать игры и игровые упражнения, основываясь на том,
что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
В коррекционной работе необходимо регулярно проводить работу по
развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук, а
именно использовать:
-Пальчиковые игры
-Физкультминутки
-Игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики
-Теневой театр
-Игры с карандашом
-Использование нетрадиционной техники рисования
-Графические упражнения
-Штриховку
-Оригами
-Работу с природным материалом
-Игры с песком.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование упражнений
на
развитие
пальцевой
моторики
играет
положительную
роль
в
коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием.