Напоминание

Активные методы обучения,используемые на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ


Автор: Юлия Томасовна Хромова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ"СОШ "Муринский ЦО№2"
Населённый пункт: Мурино
Наименование материала: статья
Тема: Активные методы обучения,используемые на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Хромова Юлия

Томасовна

учитель – логопед

МОБУ «СОШ

«Муринский ЦО№2»

Всеволожского района ,

Ленинградской области

Активные методы обучения, используемые на логопедических занятиях в условиях

реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться

взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным

категориям детей с ОВЗ. У большинства из них отмечается недостаточный уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный

уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование

активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств

повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-

логопеда.

Традиционное проведение логопедических занятий, пассивная подчиненная роль

обучающегося, не могут решить поставленные задачи. Для их решения требуются новые

педагогические технологии, эффективные формы, активные методы организации КРЗ.

Часть детей, поступающих в массовые школы, оказываются недостаточно

подготовленными

к

обучению.

Уровень

собственной

познавательной

активности

учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять

средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей

учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех

психических процессов. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления

способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

Использование активных методов обучения при работе с обучающимися с ОВЗ

особенно важно, т.к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной

активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к

приёму и переработке перцептивной информации, недостаточная сформированность

операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Все эти особенности

детей с ОВЗ приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевой функции и

определяют своеобразие их речевого развития: речевую инактивность, ограниченность

словаря,

несформированность

словообразовательных

процессов,

бедность

грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом высказывании, что в

конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.

Активные

методы

обучения

-

методы,

стимулирующие

познавательную

деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный

обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно

использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней

изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).

Дети

выполняют

задание,

либо

оценивают

его

правильность.

Карточки

могут

использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления

пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что

сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания

кроссворда

Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида

задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на

вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов

изучения).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения

итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы

для

логопедической работы с

младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся

рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием

занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся

различного возраста и уровня обучения, с учетом индивидуальных особенностей и

возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и

для коррекционной работы.

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения

эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после

активной

деятельности

(после

урока

физкультуры),

после

выполнения

задания

повышенной трудности и т. д.

6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях,

сохранение

и

укрепление

здоровья

обучающихся

является

основополагающим

направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ОВЗ.

По структуре, КРЗ делится на логически связанные фазы и этапы:

Каждый этап — это полноценный раздел, объём и содержание раздела определяется

темой и целями КРЗ.

Фаза 1. Начало КРЗ;

Этапы:

- инициация (приветствие, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)

- определение ожиданий обучающихся.

«Выбери смайлик», «Самолетик пожеланий»

Такие методы, как «Настройся на работу», «Повтори за логопедом», «Утро

начинается с улыбки», «Самолетик пожеланий», «Выбери смайлик» эффективно и

динамично помогут начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и

хорошую атмосферу в группе. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться,

назвать имена тех, с кем занимаются. Такие забавные игры позволяют весело начать урок,

размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта

между обучающимся в течение нескольких минут,

а также создаёт непринуждённую,

творческую атмосферу в группе.

Вхождение или погружение в тему (сообщение целей занятия);

Фаза 2. Работа над темой;

Этапы:

- закрепление пройденного материала;

- интерактивная беседа (передача и объяснение логопедом новой информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия).

Использование АМО: метод «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные

смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей

между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и

обобщению учебного материала. Кластер как один из методов критического мышления

Современная

система

образования

ориентирована

на

формирование

у

учеников

самостоятельного

мышления.

Критическое

мышление

является

педагогической

технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие обучающихся. Кластер — один

из его методов (приемов).

Основные принципы составления кластера;

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре

располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые

единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть

слова, словосочетания,

предложения,

выражающие идеи, мысли, факты, образы,

ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты

могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие

тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории,

обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на занятии:

В зависимости от способа организации занятия, кластер может быть оформлен на доске,

на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального

задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши,

ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и

нагляднее

отобразить

общую

картину,

упрощая

процесс

систематизации

всей

информации;

Использование АМО: метод: синквейн;

Использование современной игровой технологии – СИНКВЕЙН. При работе с данным

приёмом можно решить сразу множество важнейших задач: изученный на занятии

материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более

глубокому усвоению, актуализируются знания о частях речи, знания о предложении,

значительно

обогащается

словарный

запас

ребёнка,

совершенствуется

навык

использования в речи синонимов, антонимов, активизируется и развивается мыслительная

деятельность,

совершенствуется

умение высказывать свои

мысли и

собственное

отношение к чему-либо.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие: первая строка –

состоит из одного слова, обычно, существительного, отражающего главную мысль и

идею; вторая строка – состоит из двух слов – это прилагательные, описывающие

основную мысль; третья строка – состоит из трех слов – это глаголы, описывающие

действия в рамках темы; четвертая строка – это фраза из нескольких слов, показывающая

отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность

темы.

Например:

1. Дождь;

2. Мокрый, холодный;

3. Капает, стучит, льётся;

4. Я люблю дождь;

5. Вода.

Знакомя детей с понятием «слово, которое обозначает предмет», и слово, которое

обозначает действие предмета», мы тем самым готовим основу для дальнейшей успешной

работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы

накапливаем

материал

для

распространения

предложения

определениями.

Дети

овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к

словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов.

В чём же его эффективность и значимость?

Это его простота. Синквейн могут составить учащиеся разного возраста с

различным багажом знаний.

В

составлении

синквейна

каждый

ученик

может

реализовать

свои

интеллектуальные возможности.

Синквейн является эффективным игровым приемом.

Составление синквейна используется как итоговое задание по пройденному

материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза

полученной информации.

Синквейн помогает пополнить и активизировать словарный запас.

Синквейн учит основам краткого пересказа.

Синквейн помогает развивать речь, память и мышление.

Сочинение синквейна – это увлекательный творческий процесс. Это интересное

занятие помогает самовыражению учащихся, через сочинение собственных

высказываний.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную

мысль.

Синквейн значительно облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ осознанного самоконтроля (ученики могут сравнить

синквейны и оценивать их).

Использование АМО: метод ИКТ

Компьютерные игры – являются ведущими в современной логопедической практике.

Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют

материал разной степени сложности, что и позволяет обучающимся легко и быстро

справиться с трудностями выполняемого задания через игру. Это - “Компьютерный

практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе”, игры с

логопедического портала «Мерсибо». Одной из эффективных программ для коррекции

смешанной дисграфии является специализированная компьютерная программа «Букварь».

Данная

программа

позволяет

эффективно,

в

игровой

форме,

организовать

индивидуальную и групповую работу с обучающимися. Программа построена на основе

методик обучения детей (Л.Н. Ефименковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой и др.).

Компьютерная программа «Букварь» в полном объёме учитывает особенности овладения

печатным текстом, создаёт условия для поиска новых выразительных средств детского

творчества,

перехода к фонемному

письму.

Для развития

слухового

внимания,

звукопроизносительных дифференцировок использование на занятиях элементов сюжетно

– ролевых игр (игра «Кто какой голос подаёт?»). Для развития фонематического слуха, а

также воспитания и уважения любви к русскому языку, использовать в игровой форме

элементы русского фольклора, (игра «Поймай рыбку», «Без труда – не вытащить рыбку

из пруда»). Для развития пространственных представлений у первоклассников -

использование на занятиях элементов театрализации (игра «Кто в тереме живёт»).

Фаза 3. Завершение КРЗ;

Этапы:

- эмоциональная разрядка (разминки);

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Комфортная психологическая обстановка на занятии способствует тому, что ребята

открывают в себе новые возможности, достигают успеха, получают мощный положительный

эмоциональный заряд, который вдохновляет на активное обучение и развитие.

Поэтому, если вы чувствуете, что обучающиеся устали, накопилось психологическое

напряжение, а впереди ещё много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о

восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5-7 минут весёлой и активной игры

для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

При проведении рефлексии в конце занятия каждый учащийся должен

проанализировать, достиг ли он поставленной цели. Ученик всегда должен сравнивать

себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше,

чем сосед. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов

заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.),

помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать

понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив

к нему свою картинку.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие

активные методы как: "Ромашка", «Волшебное дерево успеха», «Солнышко», «Наряди

елочку», «Светофор», «Оцени себя сам», «Совушка –сова»

Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия

и завершить работу.

Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных

аспектах. Развивают когнитивные функции; формируют положительную учебную

мотивацию;

повышают

познавательную

активность

обучающихся;

способствуют

развитию

речи,

коммуникации

и

социализации;

стимулируют

самостоятельную

деятельность обучающихся с ОВЗ.

Литература:

1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2. Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.2014г. «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья».

3.Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального

общего образования обучающихся с задержкой психического развития - М.: Просвещение,

2017 4. Гринченко И.С.Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.

Учебно-методическое пособие. - М.: «ЦГЛ», 2002, С.4-29. 5. Заенко С.Ф. Игра и ученье. -

М.: Владос, 2010. - 154 с. 6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии:

Начальная школа, изд. 2-е. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. - 384 с. 7. Минич О.А., Хаткевич

О.А. Педагогические игры. М.2005, 301 c. 8. Селевко Г.К.Современные образовательные

технологии. М.: 1998 -- 330 с. 9. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.,

1994 - 251 с. 10. Л.С.Сековец, Л.И.Ивашко «Наглядно – дидактический материал для

формирования

правильной

речи

младших

школьников»,

2011

11.

Е.Е.Коржаева

«Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР» - М.: ТЦ Сфера, 2011 12.

Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова «Игры и упражнения для развития речи», 2012 13.

О.Н.Яворская «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками», 2017 14.

О.А.Тырышкина «Игровые логопедические занятия по мотивам сказок», 2019 15.

О.Н.Яворская «Игры, задания, конспекты уроков по развитию письменной речи у

младших школьников», 2019



В раздел образования