Напоминание

"Прикладное искусство" с использованием Палочек Кюизенера


Автор: Холостова Алсу Мухаметвалиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10"
Населённый пункт: Тюменская область, г.Тобольск
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности в старшей группе
Тема: "Прикладное искусство" с использованием Палочек Кюизенера
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы по теме:

«Прикладное искусство» «Знатоки росписи» с использованием Палочек Кюизенера.

Цель: Формировать интерес к эстетической стороне народного декоративно-

прикладного искусства.

Задачи:

1. Образовательные

1.1. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии

произведений народных мастеров.

1.2. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.

1.3. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

1.4. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

1.5. Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности,

предметы разных промыслов .

2.Развивающие:

2.1. Развивать связную речь.

2.2. Развивать внимание, познавательную активность.

2.3. Развивать логическое мышление, память.

3. Воспитательная:

3.1. Воспитывать усидчивость, умение слушать взрослого и сверстников;

3.2. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

3.3Упражнять в умении работать со схемами, по воображению

3.4Закрепить навыки детей выкладывать задание по образцу из Палочек

Кюизинера.

3.5 Развивать логическое мышление при составлении элементов из отдельных частей,

память, творческое воображение, чувство цвета.

Воспитывать аккуратность в процессе работы

Ход деятельности :

Вводная часть:

Целый день мы будем вместе, потирают ладошку о ладошку

Заниматься и играть, загибают по очереди все пальчики

Кушать, песни петь, прыгать,

И, конечно же, гулять!

Рады видеть всех, друзья! хлопают

Крикнем весело: «Ура!»

Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по

размерам? Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И

везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».

Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо

выполняет свою работу) Откуда же берутся такие мастера?

Послушайте такую сказку:

Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и

вышивала, а посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница.

Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел…

Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои

красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера

и умельцы. Вот такая сказка.

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев. Но

прежде чем отправиться в путешествие, давайте немного разомнемся:

Физкульминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом встали.

- Итак, мы отправляемся с вами в путешествие.

– Первая остановка! Послушайте стихотворение, о какой мастерской в ней

говориться?

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.

- Посмотрите внимательно на картинки.

- Как вы думаете, мастерская какой росписи перед нами?

.- Расскажите пожалуйста по таблице об этой мастерской.

1. Дымка

1. Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи,

бытовые сценки.

2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По

утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и

назвали слободу Дымковской. Возникновение игрушки связывают с весенним

праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило

глиняные свистульки.

3. Для производства используется местная красная глина.

4. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и лепят , используя жидкую

глину как связующий материал.

5. Обжигают в печи.

6. Покрывают белилами.

7. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего,

зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

8. Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам:

клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

– Следующая мастерская ! Послушайте стихотворение, о какой мастерской в ней

говориться?

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым

Земляничка цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась

А трава как, бахрома,

Золотая хохлома!

-Расскажите по таблице, что вы знаете о хохломской росписи.

1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.

2. Легенда о возникновении промысла. Давным-давно поселился в лесу за Волгой

весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную

вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела

как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. В благодарность птица-Жар задела

золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

3. Хохломские предметы сделаны из дерева.

4. Технология промысла: - «бельё» – выточенное неокрашенное изделие - грунтовка

жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась

липкая лаковая плёнка - лужение – втирание в поверхность изделия измельченного

алюминиевого порошка - роспись изделия

5. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так

получается «золотая хохлома»

6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый,

черный.

7. Фоновая роспись.

8. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка»,

веточки, завитки.

– Следующая мастерская ! Послушайте стихотворение, о какой мастерской в ней

говориться?

Семёновские матрёшки.

У семёновских матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки,

Любят в прятки поиграть

И попеть и поплясать.

- Вспомним с вами, какие матрешки бывают и как их мастерят.

3. Матрешка

1. В России есть несколько городов и сёл, где производятся матрёшки : Загорск,

Семенов, Полховский Майдан, везде эти куклы имеют свои особенности.

2. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского бога мудрости

Фукурумы.

Первая русская матрешка - девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках.

3. Матрёшек делают из древесины липы или березы.

4. Последовательность изготовления матрешки: чурбачок, вытачивание

«бельё» ,шлифовка, грунтовка, роспись.

5. В качестве красок для росписи используется гуашь.

6. Разнообразие ассортимента матрешек: традиционные и авторские /матрешки с

памятниками архитектуры, с живописными пейзажами, с цветочными мотивами, с

сюжетами из народных сказок, зверюшки, мужички, богатыри, домики, новогодние и т.

д.

7. Форма матрешки: вытянутая, широкая, толстобокая и др.

8. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком.

- Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая

мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась

- Сейчас я предлагаю вам поиграть с палочками. Пройдите к столам. Давайте

вспомним цвета и что они обозначают.

Первая это белый листок!

Вторая – розовый лепесток!

Третья, как голубой океан

Четвёртая – красный красивый тюльпан

Пятая – желтый солнечный свет!

Шестая – сиреневый яркий букет

Седьмая – чёрный пушистый кот!

Восьмая – вкусный вишнёвый торт

Девятая – синий мой мячик

Десятая – оранжевый зайчик

По схемам выложите пожалуйста узоры из наших мастерских. Я вам показываю, а вы

выкладываете подобрав нужные палочки узор.

Заключительная часть.

Рефлексия:

Дети посмотрите у меня есть 3 смайлика, первый, которому все понравилось, второй,

которому не очень понравилось и третий, которому совсем не понравилось занятие.

Если вам все понравилось, вы должны будете показать 5 пальцев, если не очень

понравилось, то 3, а если совсем не понравилось, то 1. (если кому-то не понравилось

занятие спрашиваем, что именно, как изменить).



В раздел образования