Напоминание

"Кейс-технологии в экологическом воспитании старших дошкольников"


Автор: Чуприна Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №36 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г о г Выкса, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Кейс-технологии в экологическом воспитании старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование экологической грамотности дошкольников –

актуальная проблема настоящего времени. Начиная с первых лет

жизни, когда в детях наиболее ярко проявляется интерес к

окружающему миру, целенаправленная работа по формированию

основ экологической грамотности позволяет взрослым не только

заложить фундамент экологически ответственного поведения

ребенка (необходимого ему как человеку современному –

инициативному, предприимчивому и ответственному), но и

пробудить его устойчивый познавательный интерес и активность. И

именно потому, что в период дошкольного детства человек

проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь

развития, «основа фундамента» экологической грамотности у детей

имеет столь важное значение. Главная задача экологической

грамотности в дошкольном возрасте — дать начальное

представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в

нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

Поэтому, проблема поиска эффективных путей формирования

экологической грамотности детей дошкольного возраста стала

для нас актуальной.

Одним из современных методов, который позволяет повысить

уровень экологической грамотности детей дошкольного возраста

является кейс-технология.

Метод кейсов или метод конкретных ситуаций (от английского case –

случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа,

основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций

(решение кейсов).

Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит

системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей

степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности

мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует

именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в

области той действительности, в которой и был разработан кейс.

Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный

уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.

Таким образом, это соответствует требованиям к образованию обучающихся

любого возраста сегодня.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая

игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать

различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с

информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции в

тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный

вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ,

аргументируя свои доводы.

В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно

рекомендовать использование практических кейсов, среди которых

выделяют следующие формы:

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для

рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор

сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-

иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию,

рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе

этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная

нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок

может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация

должна зацепить ребёнка.

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность

сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в

будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности

жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является

анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть

мотивация на решение проблемы.

Кейс- диспут- направлен на умение воспитанников аргументировано

отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение

анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Кейс- прогнозирование- направлен на умение детей отличать реальную

и воображаемую ситуацию; умение строить логические и обоснованные

прогнозы;

умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в

условиях неопределенности; развитие критического мышления; умение

включаться в коллективное решение сложных задач.

Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того,

чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему

и работать с вариантами.

Применяются следующие кейсы:

1. Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи

между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок,

шмель, плачущий малыш);

2. Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности –

интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных

сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в

лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых,

до остаться одному в лесу и заблудиться, не потушенный костер.

3. Метод дискуссий «Хорошо-плохо».

По каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам.

Каждый из них мы отмечаем специальной меткой.

Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие

этапы.

1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления

стимульного материала кейса. Используются такие вопросы, как «Что

неправильно делает ребенок?», «Что случилось?»

2 этап – метка синий восклицательный знак – это этап выявления

причинно-следственных связей, условий, влияний. Используются такие

вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так

произошло?», «К чему это приведет?»

3 этап – метка злёный восклицательный знак – это этап поиска верных и

безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как

правильно поступить в этой ситуации?» Здесь же педагог уточняет, что

нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и

приятной для жизни.

4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного

творческого решения, формирования правила на основе пережитого

обсуждения, опыта.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации,

оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его

осуществление.

Kейс метод дает возможность приблизиться к практике, встать на

позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках

Мы считаем, что используемая нами «кейс - технология» помогает в

повысить интерес детей к миру природы, развивает у них такие качества, как

социальная активность, коммуникабельность, умение бережно относиться к

миру природы, знать правила безопасного взаимодействия с природой, а

также понимать последствия своих поступков.



В раздел образования