Автор: Чуприна Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №36 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г о г Выкса, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Кейс-технологии в экологическом воспитании старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Формирование экологической грамотности дошкольников –
актуальная проблема настоящего времени. Начиная с первых лет
жизни, когда в детях наиболее ярко проявляется интерес к
окружающему миру, целенаправленная работа по формированию
основ экологической грамотности позволяет взрослым не только
заложить фундамент экологически ответственного поведения
ребенка (необходимого ему как человеку современному –
инициативному, предприимчивому и ответственному), но и
пробудить его устойчивый познавательный интерес и активность. И
именно потому, что в период дошкольного детства человек
проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь
развития, «основа фундамента» экологической грамотности у детей
имеет столь важное значение. Главная задача экологической
грамотности в дошкольном возрасте — дать начальное
представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в
нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.
Поэтому, проблема поиска эффективных путей формирования
экологической грамотности детей дошкольного возраста стала
для нас актуальной.
Одним из современных методов, который позволяет повысить
уровень экологической грамотности детей дошкольного возраста
является кейс-технология.
Метод кейсов или метод конкретных ситуаций (от английского case –
случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа,
основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций
(решение кейсов).
Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит
системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей
степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности
мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует
именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в
области той действительности, в которой и был разработан кейс.
Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный
уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Таким образом, это соответствует требованиям к образованию обучающихся
любого возраста сегодня.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая
игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать
различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с
информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции в
тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный
вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ,
аргументируя свои доводы.
В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно
рекомендовать использование практических кейсов, среди которых
выделяют следующие формы:
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для
рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор
сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-
иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию,
рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе
этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная
нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок
может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация
должна зацепить ребёнка.
Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность
сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в
будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности
жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является
анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть
мотивация на решение проблемы.
Кейс- диспут- направлен на умение воспитанников аргументировано
отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение
анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
Кейс- прогнозирование- направлен на умение детей отличать реальную
и воображаемую ситуацию; умение строить логические и обоснованные
прогнозы;
умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в
условиях неопределенности; развитие критического мышления; умение
включаться в коллективное решение сложных задач.
Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того,
чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему
и работать с вариантами.
Применяются следующие кейсы:
1. Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи
между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок,
шмель, плачущий малыш);
2. Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности –
интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных
сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в
лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых,
до остаться одному в лесу и заблудиться, не потушенный костер.
3. Метод дискуссий «Хорошо-плохо».
По каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам.
Каждый из них мы отмечаем специальной меткой.
Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие
этапы.
1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления
стимульного материала кейса. Используются такие вопросы, как «Что
неправильно делает ребенок?», «Что случилось?»
2 этап – метка синий восклицательный знак – это этап выявления
причинно-следственных связей, условий, влияний. Используются такие
вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так
произошло?», «К чему это приведет?»
3 этап – метка злёный восклицательный знак – это этап поиска верных и
безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как
правильно поступить в этой ситуации?» Здесь же педагог уточняет, что
нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и
приятной для жизни.
4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного
творческого решения, формирования правила на основе пережитого
обсуждения, опыта.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации,
оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его
осуществление.
Kейс метод дает возможность приблизиться к практике, встать на
позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках
Мы считаем, что используемая нами «кейс - технология» помогает в
повысить интерес детей к миру природы, развивает у них такие качества, как
социальная активность, коммуникабельность, умение бережно относиться к
миру природы, знать правила безопасного взаимодействия с природой, а
также понимать последствия своих поступков.