Автор: Игошина Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №167
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО
Раздел: дошкольное образование
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО
Воспитатель: Игошина Лариса Леонидовна
МБДОУ Г.Иркутска
детский сад №167
Труд в жизни человека и в жизни общества имеет определенное значение. От
того как человек относится к труду, как он умеет трудится, во многом зависит
его судьба.
На сегодняшний день проблемы трудового воспитания очень актуальны для
детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит
формирование личностных качеств, умений и стремлений к труду. Не для
кого не секрет что на данный момент мы вырастили целое поколение
потребителей.
И как говорил великий педагог Василий Сухомлинский:
Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей
умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять
радость другим.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования детский сад должен осуществлять
трудовое воспитание.
Трудовое воспитание – система формирования у каждого ребенка
трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование
бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой
деятельности взрослых.
Какие бывают виды труда в доу - это
Ручной труд
Труд в природе
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Самообслуживание – Это труд, направленный на удовлетворение
повседневных личных потребностей:
•
умывание,
•
раздевание/одевание,
•
уборка постели, расстановка стульев за столами в зоне учебной
деятельности
Хозяйственно-Бытовой труд - это труд, направленный на уборку групповой
комнаты, участка:
•
уборка помещения,
•
мытье игрушек,
•
стирка,
•
уборка на участке.
Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива,
поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь
взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и
животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке
природы в цветнике, участка.
Ручной и художественный труд - это труд, направленный на поддержание
порядка в группе: на удовлетворение эстетических потребностей
человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
•
подклеивание книг, коробок,
•
ремонт игрушек,
•
изготовление поделок
•
работа с тканью.
Основными задачами в сфере трудового воспитания образовательной
деятельности
являются:
-формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
-воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
- развивать самостоятельность
и инициативу
в трудовой
деятельности
по самообслуживанию, ручному труду, конструированию,
хозяйственно бытовому и труду в природе.
-знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать
первоначальные представления о финансовой грамотности.
Содержание образовательной деятельности в сфере трудового
воспитания по ФОП ДО (п.18.6.2)
от 5 до 6 лет
1.
Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит
детей дошкольного возраста с разными видами
производительного (промышленность, строительство, сельское
хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха,
сфера культуры, медицина, торговля) труда. Создает образовательные
ситуации по ознакомлению детей с конкретными
профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между
профессиями, обращает внимание детей на содержание
каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового
процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание
действий,
выбор трудовых действий в соответствии
с целью,
результат):
продавец продаеттовар покупателю, рабочий на
фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам,
грузчик разгружает товар.
2.
Педагог формирует представление детей о современной технике, в
том числе цифровой, её разнообразии, создает образовательные
ситуации для знакомства детей с конкретными техническими
приборами, показывает, как техника способствует ускорению
получения результата труда и облегчению труда взрослых.
3.
Педагог создает условия для знакомства детей с экономическими
знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения
информации о товаре, формирует представление о финансовой
грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их
участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует
проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения
планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг,
формирует уважение к труду родителей (законных представителей).
4.
Педагог продолжает поощрять инициативность и самостоятельность
детей в процессах самообслуживания в группе (убрать постель
после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной
деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития
умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к
решению поставленных задач
родителей
(законных
представителей)
с
целью
создания
дома
условий
для
развития
умений
реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть
тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать,
погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и тому
подобное.
5.
Педагог создает условия для коллективного выполнения детьми
трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять
между собой трудовые поручения для получения единого трудового
результата.
Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания
по ФОП ДО ДО (п.18.6.2)
От 6 до 7 лет
Основными задачами в сфере трудового воспитания образовательной
деятельности
являются:
-развивать ценностное отношение к труду взрослых;
-формировать представления о труде как ценности общества, о
разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
-формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных
возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;
-развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда,
умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
-поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;
-воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в
труде взрослых, оказанию посильной помощи.
1.Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем
знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных
профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует
Встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с
целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения
специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов,
мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с
многообразием профессий современного человека. Организует этические
беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку
определенной профессии,
раскрывает личностные
качества,
помогающие человеку стать профессионалом и качественно
выполнять профессиональные обязанности.
2.Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения
представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и
потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена
товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в
процессе реализации обменных операций: деньги - товар
(продажа
-
покупка),
формирует
представления
о
реальной
стоимости
и
цене
отдельных
продуктов питания,
игрушек, детских
книг. В
процессе
обсуждения
с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует
элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам
потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
3.
Поощряет инициативность и самостоятельность детей в процессах
самообслуживания в группе (убрать постель
после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной
деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития
умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к
решению поставленных задач родителей (законных представителей) с
целью создания дома условий для развития умений реализовывать
элементы
хозяйственно-бытового
труда:
вымыть
тарелку
после
обеда,
вытереть
пыль
в
комнате,
застелить кровать, погладить
носовой платок, покормить домашнего питомца и тому подобное.
4.
Поддерживает коллективное выполнения детьми трудовых
поручений вовремя дежурства,
учит детей распределять между
собой трудовые поручения для получения единого трудового
результата, знакомит детей с правилами использования
инструментов труда - ножниц, иголки и тому подобное.
При
организации
труда
с детьми -
воспитатель
должен
помнить:
Любой труд должен быть целесообразным, необходимым, Понятным,
интересным, выполняться детьми с удовольствием.
В процессетруда должно быть не только физические, но и умственные
(условия) усилия.
Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать
простор для творчества, смекалки, инициативы.
Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным,
дозированным по объему и во времени.
Необходимо учитывать особенности физического развития детей.
При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель
трудится вместе с детьми.