Напоминание

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО


Автор: Игошина Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №167
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО

Воспитатель: Игошина Лариса Леонидовна

МБДОУ Г.Иркутска

детский сад №167

Труд в жизни человека и в жизни общества имеет определенное значение. От

того как человек относится к труду, как он умеет трудится, во многом зависит

его судьба.

На сегодняшний день проблемы трудового воспитания очень актуальны для

детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит

формирование личностных качеств, умений и стремлений к труду. Не для

кого не секрет что на данный момент мы вырастили целое поколение

потребителей.

И как говорил великий педагог Василий Сухомлинский:

Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей

умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять

радость другим.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования детский сад должен осуществлять

трудовое воспитание.

Трудовое воспитание – система формирования у каждого ребенка

трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование

бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой

деятельности взрослых.

Какие бывают виды труда в доу - это

Ручной труд

Труд в природе

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Самообслуживание – Это труд, направленный на удовлетворение

повседневных личных потребностей:

умывание,

раздевание/одевание,

уборка постели, расстановка стульев за столами в зоне учебной

деятельности

Хозяйственно-Бытовой труд - это труд, направленный на уборку групповой

комнаты, участка:

уборка помещения,

мытье игрушек,

стирка,

уборка на участке.

Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива,

поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь

взрослым в организации режимных моментов.

Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и

животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке

природы в цветнике, участка.

Ручной и художественный труд - это труд, направленный на поддержание

порядка в группе: на удовлетворение эстетических потребностей

человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

подклеивание книг, коробок,

ремонт игрушек,

изготовление поделок

работа с тканью.

Основными задачами в сфере трудового воспитания образовательной

деятельности

являются:

-формировать представления о профессиях и трудовых процессах;

-воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

- развивать самостоятельность

и инициативу

в трудовой

деятельности

по самообслуживанию, ручному труду, конструированию,

хозяйственно бытовому и труду в природе.

-знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать

первоначальные представления о финансовой грамотности.

Содержание образовательной деятельности в сфере трудового

воспитания по ФОП ДО (п.18.6.2)

от 5 до 6 лет

1.

Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит

детей дошкольного возраста с разными видами

производительного (промышленность, строительство, сельское

хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха,

сфера культуры, медицина, торговля) труда. Создает образовательные

ситуации по ознакомлению детей с конкретными

профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между

профессиями, обращает внимание детей на содержание

каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового

процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание

действий,

выбор трудовых действий в соответствии

с целью,

результат):

продавец продаеттовар покупателю, рабочий на

фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам,

грузчик разгружает товар.

2.

Педагог формирует представление детей о современной технике, в

том числе цифровой, её разнообразии, создает образовательные

ситуации для знакомства детей с конкретными техническими

приборами, показывает, как техника способствует ускорению

получения результата труда и облегчению труда взрослых.

3.

Педагог создает условия для знакомства детей с экономическими

знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения

информации о товаре, формирует представление о финансовой

грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их

участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует

проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения

планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг,

формирует уважение к труду родителей (законных представителей).

4.

Педагог продолжает поощрять инициативность и самостоятельность

детей в процессах самообслуживания в группе (убрать постель

после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной

деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития

умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к

решению поставленных задач

родителей

(законных

представителей)

с

целью

создания

дома

условий

для

развития

умений

реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть

тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать,

погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и тому

подобное.

5.

Педагог создает условия для коллективного выполнения детьми

трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять

между собой трудовые поручения для получения единого трудового

результата.

Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания

по ФОП ДО ДО (п.18.6.2)

От 6 до 7 лет

Основными задачами в сфере трудового воспитания образовательной

деятельности

являются:

-развивать ценностное отношение к труду взрослых;

-формировать представления о труде как ценности общества, о

разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;

-формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных

возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;

-развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда,

умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;

-поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;

-воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в

труде взрослых, оказанию посильной помощи.

1.Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем

знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных

профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует

Встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с

целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения

специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов,

мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с

многообразием профессий современного человека. Организует этические

беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку

определенной профессии,

раскрывает личностные

качества,

помогающие человеку стать профессионалом и качественно

выполнять профессиональные обязанности.

2.Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения

представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и

потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена

товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в

процессе реализации обменных операций: деньги - товар

(продажа

-

покупка),

формирует

представления

о

реальной

стоимости

и

цене

отдельных

продуктов питания,

игрушек, детских

книг. В

процессе

обсуждения

с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует

элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам

потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.

3.

Поощряет инициативность и самостоятельность детей в процессах

самообслуживания в группе (убрать постель

после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной

деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития

умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к

решению поставленных задач родителей (законных представителей) с

целью создания дома условий для развития умений реализовывать

элементы

хозяйственно-бытового

труда:

вымыть

тарелку

после

обеда,

вытереть

пыль

в

комнате,

застелить кровать, погладить

носовой платок, покормить домашнего питомца и тому подобное.

4.

Поддерживает коллективное выполнения детьми трудовых

поручений вовремя дежурства,

учит детей распределять между

собой трудовые поручения для получения единого трудового

результата, знакомит детей с правилами использования

инструментов труда - ножниц, иголки и тому подобное.

При

организации

труда

с детьми -

воспитатель

должен

помнить:

Любой труд должен быть целесообразным, необходимым, Понятным,

интересным, выполняться детьми с удовольствием.

В процессетруда должно быть не только физические, но и умственные

(условия) усилия.

Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать

простор для творчества, смекалки, инициативы.

Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным,

дозированным по объему и во времени.

Необходимо учитывать особенности физического развития детей.

При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель

трудится вместе с детьми.



В раздел образования