Напоминание

"Путешествие в страну одарённых"


Авторы: Маркелова Наталья Александровна, Леднева Евгения Вадимовна
Должность: старший воспитатель, педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Парус"
Населённый пункт: г. Урень
Наименование материала: семинар - практикум
Тема: "Путешествие в страну одарённых"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетентности педагогов по

развитию одаренности у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1. Активизировать знаний педагогов по развитию одаренности у детей;

2. Стимулировать участников к поиску способов развития способностей

малышей;

3. Разработать рекомендации для воспитания и развития одаренных детей;

4. Повысить личностные компетентности педагогов в общении с

родителями одаренных детей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мяч, сигнальная кнопка, ватман, фломастеры, цветные карандаши, листы

бумаги, цветная бумага, магнитная доска, конверты с заданиями, краски,

восковые мелки, губка, ватные палочки, ватные диски, пластилин,

музыкальные инструменты.

Ход семинара - практикума

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Одаренные

дети». Среди детей может оказаться ребенок, который будет отличаться от

сверстников. Он задает много вопросов, в речи использует слова из

энциклопедии, придумывает необычные истории, знает больше остальных,

приносит интересные книги, строит удивительные постройки,

экспериментирует с предметами. Может это и есть одарённый ребенок? Но

не будем спешить для начала нам необходимо собрать информацию о

ребенке. Только после сопоставления информации можно сделать какие-либо

выводы. Это и результаты тестов, и рассказы взрослых, родственников,

педагогов, друзей о нем, анализ его продуктивной деятельности.

1. Приветствие.

Принятие правил групповой работы.

Правила записываются на стенде или на доске и по мере

необходимости дополняются участниками. Желательно, чтобы все

формулировки были позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не».

Например, «Один говорит – все слушают», «Выступать без критики», «Здесь

и сейчас», «Обращение на Ты или на Вы» и т.д.

2. Упражнение «Репортер»

Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной

атмосферы, рабочей обстановки.

Участники делятся на пары. В течение 5 минут они берут интервью

друг у друга. Задача репортера узнать самые интересные события из

жизни собеседника. Затем объявляется пресконференция. Каждому

репортеру нужно рассказать о своем собеседнике.

3. Мини – лекция «ЧТО ТАКОЕ ОДАРЕНЫЙ РЕБЕНОК?»

Для начала рассмотрим термин. Давайте попробуем сами дать

определение понятию «Одаренность».

Практическая деятельность, педагоги в течение двух минут формулируют

свое понятие «одаренность». Психолог фиксирует на ватмане, предлагаемые

варианты и совместно с воспитателя дает определение «Что такое

одаренность?».

«Одаренность» - это общие способности, или общие моменты способностей,

обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие

его деятельности.

Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей

успешно заниматься определенной деятельностью.

Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-

либо деятельности (в определенной сфере).

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана с созданием

качественно новых, уникальных творений, открытие ранее неизведанных

путей творчества.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество

психики, которое определяет возможность достижения человеком более

высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах

деятельности по сравнению с другими людьми.

Виды одаренности:

По направлениям:

- художественная (увлеченность, вся энергия уходит в рисование, музыку)

- академическая (интеллектуальная, умение получать знания, успеваемость

может быть ниже, чем IQ,

- творческая (творческое, продуктивное мышление, творческий подход в

решении стандартных задач)

- социальная (лидерские способности, умение строить взаимоотношения с

людьми, проявляет сопереживание, ответственность, уверенность,

настойчивость, умение ясно выражать свои мысли) .

4. Упражнение «Созвездие талантов»

Каждый воспитатель получает написанное на бумаге словосочетание.

Цель: представить то, что написано на листе, и передать на рисунке.

Перечень словосочетаний:

веселый дом

больное дерево;

необычный подарок;

колючая кофта;

теплый дождь;

загадочный лес;

приятный запах;

неправильная тарелка;

печальная ворона;

надоедливая муха.

- Как вы думаете, упражнение «Созвездие талантов» является сложным?

Можно использовать его в работе с детьми? Чем оно полезно для развития?

Физкультминутка с воспитателями «Озорные лошадки».

5. Упражнение «Я великий мастер».

Каждый участник находит в себе что- то, что он, по его мнению, умеет

делать лучше всех. Это может быть мастер пеших прогулок, приготовления

кофе, заплетения косичек и т.д. Всех остальных нужно убедить в этом.

Ведущий спрашивает у группы: «А есть ли в группе кто – нибудь, кто умеет

делать это лучше?» Вся группа должна согласиться, что человек в этом деле

действительно великий мастер. Давайте искупаем «Великого Мастера» в

аплодисментах. Вы все видели, как хлопают известным артистам. Я считаю,

что вы все сейчас тоже заслуживаете аплодисментов. Это ресурс человека,

упражнение активизирует сильные стороны...

6. Мини – лекция «Каковы трудности одаренных детей?»

Одаренность – сложное явление, она имеет свои отрицательные

последствия в развитии личности ребенка. Трудности могут проявиться во

взаимоотношениях со сверстниками. Это может привести к изоляции в

группе, насмешки со стороны сверстников. Отсюда ребенок начинает

стремиться быть как все. Еще одна трудность – диссинхрония. Когда идет

опережение одних функций, в то время, когда другие функции не

отличаются, а иногда и уступают в развитии. Например, думает быстрее, чем

пишет (отсюда неаккуратный почерк, недоделанные работы) ;

интеллектуально развит хорошо, а не может завязать шнурки и. т. д.

Из – за хорошо развитого воображения, у ребенка могут быть преувеличены

страхи. Американцы в своих исследованиях выявили две основные

характеристики одаренных детей:

некоторые отклонения в эмоциональной сфере;

колоссальное эго.

8.Упражнение «Минута славы»

Представьте, что вы сегодня участники шоу «Минута славы», то есть

имеете возможность показать свои способности.

Задача:

-пользуясь голосом, мимикой, изобразить любой персонаж из мультфильма;

-вылепить из пластилина героя сказки;

-создать архитектурный шедевр, пользуясь конструктором;

-сыграть мелодию на музыкальном инструменте;

- спеть колыбельную песню;

-создать картину, используя нетрадиционные техники рисования.

- Скажите, чем уникально это упражнение? Дает ли оно возможность

каждому ребенку проявить свои способности.

9. Советы психолога воспитателям по работе с одаренными детьми.

Сотрудничайте с родителями одаренных детей;

Поощряйте малышей - это стимулирует их к самосовершенствованию;

Направляйте кипучую энергию дошкольников в нужное русло;

Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу;

Будьте справедливы - ведь малыши очень уязвимы

Побуждайте детей к различным вопросам, конкурсам;

Способствуйте развитию способностей детей, не забывая при этом

развивать и свой талант.

10. Обратная связь.

Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на

вопросы в свободной форме устно:

Чем полезна для вас данная встреча;

Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе;

Ваши пожелания на проведение таких занятий.

Что еще хотели бы узнать или сделать;

Что было самым сложным при выполнении заданий семинара -

тренинга.



В раздел образования