Авторы: Маркелова Наталья Александровна, Леднева Евгения Вадимовна
Должность: старший воспитатель, педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Парус"
Населённый пункт: г. Урень
Наименование материала: семинар - практикум
Тема: "Путешествие в страну одарённых"
Раздел: дошкольное образование
ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетентности педагогов по
развитию одаренности у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Активизировать знаний педагогов по развитию одаренности у детей;
2. Стимулировать участников к поиску способов развития способностей
малышей;
3. Разработать рекомендации для воспитания и развития одаренных детей;
4. Повысить личностные компетентности педагогов в общении с
родителями одаренных детей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мяч, сигнальная кнопка, ватман, фломастеры, цветные карандаши, листы
бумаги, цветная бумага, магнитная доска, конверты с заданиями, краски,
восковые мелки, губка, ватные палочки, ватные диски, пластилин,
музыкальные инструменты.
Ход семинара - практикума
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Одаренные
дети». Среди детей может оказаться ребенок, который будет отличаться от
сверстников. Он задает много вопросов, в речи использует слова из
энциклопедии, придумывает необычные истории, знает больше остальных,
приносит интересные книги, строит удивительные постройки,
экспериментирует с предметами. Может это и есть одарённый ребенок? Но
не будем спешить для начала нам необходимо собрать информацию о
ребенке. Только после сопоставления информации можно сделать какие-либо
выводы. Это и результаты тестов, и рассказы взрослых, родственников,
педагогов, друзей о нем, анализ его продуктивной деятельности.
1. Приветствие.
Принятие правил групповой работы.
Правила записываются на стенде или на доске и по мере
необходимости дополняются участниками. Желательно, чтобы все
формулировки были позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не».
Например, «Один говорит – все слушают», «Выступать без критики», «Здесь
и сейчас», «Обращение на Ты или на Вы» и т.д.
2. Упражнение «Репортер»
Цель: сплочение группы, создание положительной эмоциональной
атмосферы, рабочей обстановки.
Участники делятся на пары. В течение 5 минут они берут интервью
друг у друга. Задача репортера узнать самые интересные события из
жизни собеседника. Затем объявляется пресконференция. Каждому
репортеру нужно рассказать о своем собеседнике.
3. Мини – лекция «ЧТО ТАКОЕ ОДАРЕНЫЙ РЕБЕНОК?»
Для начала рассмотрим термин. Давайте попробуем сами дать
определение понятию «Одаренность».
Практическая деятельность, педагоги в течение двух минут формулируют
свое понятие «одаренность». Психолог фиксирует на ватмане, предлагаемые
варианты и совместно с воспитателя дает определение «Что такое
одаренность?».
«Одаренность» - это общие способности, или общие моменты способностей,
обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие
его деятельности.
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей
успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-
либо деятельности (в определенной сфере).
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана с созданием
качественно новых, уникальных творений, открытие ранее неизведанных
путей творчества.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Виды одаренности:
По направлениям:
- художественная (увлеченность, вся энергия уходит в рисование, музыку)
- академическая (интеллектуальная, умение получать знания, успеваемость
может быть ниже, чем IQ,
- творческая (творческое, продуктивное мышление, творческий подход в
решении стандартных задач)
- социальная (лидерские способности, умение строить взаимоотношения с
людьми, проявляет сопереживание, ответственность, уверенность,
настойчивость, умение ясно выражать свои мысли) .
4. Упражнение «Созвездие талантов»
Каждый воспитатель получает написанное на бумаге словосочетание.
Цель: представить то, что написано на листе, и передать на рисунке.
Перечень словосочетаний:
веселый дом
больное дерево;
необычный подарок;
колючая кофта;
теплый дождь;
загадочный лес;
приятный запах;
неправильная тарелка;
печальная ворона;
надоедливая муха.
- Как вы думаете, упражнение «Созвездие талантов» является сложным?
Можно использовать его в работе с детьми? Чем оно полезно для развития?
Физкультминутка с воспитателями «Озорные лошадки».
5. Упражнение «Я великий мастер».
Каждый участник находит в себе что- то, что он, по его мнению, умеет
делать лучше всех. Это может быть мастер пеших прогулок, приготовления
кофе, заплетения косичек и т.д. Всех остальных нужно убедить в этом.
Ведущий спрашивает у группы: «А есть ли в группе кто – нибудь, кто умеет
делать это лучше?» Вся группа должна согласиться, что человек в этом деле
действительно великий мастер. Давайте искупаем «Великого Мастера» в
аплодисментах. Вы все видели, как хлопают известным артистам. Я считаю,
что вы все сейчас тоже заслуживаете аплодисментов. Это ресурс человека,
упражнение активизирует сильные стороны...
6. Мини – лекция «Каковы трудности одаренных детей?»
Одаренность – сложное явление, она имеет свои отрицательные
последствия в развитии личности ребенка. Трудности могут проявиться во
взаимоотношениях со сверстниками. Это может привести к изоляции в
группе, насмешки со стороны сверстников. Отсюда ребенок начинает
стремиться быть как все. Еще одна трудность – диссинхрония. Когда идет
опережение одних функций, в то время, когда другие функции не
отличаются, а иногда и уступают в развитии. Например, думает быстрее, чем
пишет (отсюда неаккуратный почерк, недоделанные работы) ;
интеллектуально развит хорошо, а не может завязать шнурки и. т. д.
Из – за хорошо развитого воображения, у ребенка могут быть преувеличены
страхи. Американцы в своих исследованиях выявили две основные
характеристики одаренных детей:
некоторые отклонения в эмоциональной сфере;
колоссальное эго.
8.Упражнение «Минута славы»
Представьте, что вы сегодня участники шоу «Минута славы», то есть
имеете возможность показать свои способности.
Задача:
-пользуясь голосом, мимикой, изобразить любой персонаж из мультфильма;
-вылепить из пластилина героя сказки;
-создать архитектурный шедевр, пользуясь конструктором;
-сыграть мелодию на музыкальном инструменте;
- спеть колыбельную песню;
-создать картину, используя нетрадиционные техники рисования.
- Скажите, чем уникально это упражнение? Дает ли оно возможность
каждому ребенку проявить свои способности.
9. Советы психолога воспитателям по работе с одаренными детьми.
Сотрудничайте с родителями одаренных детей;
Поощряйте малышей - это стимулирует их к самосовершенствованию;
Направляйте кипучую энергию дошкольников в нужное русло;
Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу;
Будьте справедливы - ведь малыши очень уязвимы
Побуждайте детей к различным вопросам, конкурсам;
Способствуйте развитию способностей детей, не забывая при этом
развивать и свой талант.
10. Обратная связь.
Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на
вопросы в свободной форме устно:
Чем полезна для вас данная встреча;
Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе;
Ваши пожелания на проведение таких занятий.
Что еще хотели бы узнать или сделать;
Что было самым сложным при выполнении заданий семинара -
тренинга.