"Воспитательные отношения как объект педагогического внимания в строгих условиях отбывания наказания (в развитии идей А.С.Макаренко)"
Автор: Головина Галина Ивановна Должность: учитель Учебное заведение: ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю Населённый пункт: г.Канск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Воспитательные отношения как объект педагогического внимания в строгих условиях отбывания наказания (в развитии идей А.С.Макаренко)" Раздел: полное образование
Воспитательные отношения как объект педагогического внимания в
строгих условиях отбывания наказания (в развитии идей А.С.Макаренко)
Головина Г.И.
«Самая лучшая победа для человека -
это покорить себя самого:
быть же покорённым собою
постыднее и ниже всего»
А. С. Макаренко.
В воспитательной колонии есть особая категория воспитанников, которые
отбывают
наказание
в
строгих
условиях
содержания.
Эти
подростки,
уже
находясь в колонии,
совершили новые проступки. Поэтому их изолируют,
содержат в отдельном помещении отдельно друг от друга.
Почему некоторые воспитанники попадают в строгие условия содержания?
Наверно, потому что до конца не осознали, как им стать на путь исправления.
Потому что автоматически перенесли свои правила жизни с воли в колонию, не
понимая, что тут им придется жить по другим правилам и законам. А это
произошло из-за того, что не все ребята поняли и приняли правила и требования
нашего исправительного учреждения. Получается, что строгие условия – это
особый вид наказания за нежелание жить в коллективе по его правилам.
С
этими
подростками
очень
сложно
выстроить
отношения,
так
как
нравственная
деформация
их
личности
отражается
и
в
эмоциональных
особенностях. Для них характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность
поведения,
конфликтность,
несдержанность,
повышенная
аффективность.
Подчас трудно себе представить тот «огромный жизненный опыт», который
имеют эти подростки. Причем этот «опыт» в большей части отрицательный,
оставивший
глубокий
и
тяжелый
след
на
всем
облике
молодого,
мало
прожившего, но много пережившего человека.
Постоянный конфликт (и внутренний, и внешний) – проблема, которую они не в
состоянии решить сами потому, что не могут самостоятельно ее определить
(сформулировать), а, следовательно, и не могут от нее избавиться. А тут еще и
адаптация к новым условиям (психологическим, материальным), изучение себя и
окружения
(сверстники,
сотрудники),
преобразование
себя,
самовоспитание,
перевоспитание – проблема! Конечно же, подростку нужна помощь в решении
этой проблемы.
Воспитательную
работу
с
малолетним
преступником
проводят
различные
службы:
воспитатели,
педагоги
школы,
преподаватели
ПУ,
психологи,
социальные
педагоги,
сотрудники
службы
безопасности
и
режима,
администрация
колонии.
Они
выстраивают
воспитательные
отношения,
направляя воздействия на воспитанника. Но, к сожалению, эта работа не всегда
бывает слаженной. Если такое единство и координация усилий не достигаются,
то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам
- Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны.
Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех
рассчитывать
трудно.
Как
выстроить
эти
отношения,
какова
роль
классного
руководителя в этом процессе? Мне бы очень хотелось в этом разобраться.
Трудно воспитать человека, но еще труднее его перевоспитать. Труднее не
только потому, что приходится ломать и переделывать нередко укоренившиеся
негативные привычки, навыки и в целом образ жизни, но и потому, что для
новых семян не так просто найти нужную почву. В связи с этим напрашивается
вот
такое
сравнение. Давайте представим, что нам предстоит путешествие в
неизведанные
края.
В
этом
случае
нам
необходима
карта.
По
прошествии
некоторого
времени
мы
ознакомились
с
местностью,
теперь
карту
воспроизводим, не заглядывая в нее, но вспоминая основные направления и
блоки данной карты.
Что-то подобное представляет собою и мысленная технологическая карта
воспитания, которую нам, воспитателю и классному руководителю необходимо
создать перед тем, как приступить к работе с подростками в строгих условиях
отбывания наказания. Но единой технологической карты нет, никто не придумал
алгоритма « как перевоспитать малолетнего правонарушителя». Безусловно, я не
обойдусь
без
помощи
психолога
и
социального
педагога.
Прочитав
психологическую
характеристику,
я
воспользуюсь
теми
советами
и
рекомендациями, которые предлагает психолог. Отсюда в моем плане появятся
методы
и
приемы
работы
с
подростком.
Социальный
педагог
поможет
мне
разобраться в каких условиях проживал подросток, какая у него семья, где
учился,
с
кем
общался.
Это
поможет
мне
выбрать
тематику
бесед,
воспитательных часов.
Какие
еще
важные
моменты
обязательно
пригодятся
в
воспитательной
работе?
Конечно,
неоценимый
опыт
известных
педагогов.
Обратимся
к
педагогической
технологии
А.С.Макаренко
и
попробуем
выделить
основные
принципы в построении воспитательных отношений. А.С.Макаренко считал, что
"хороший
воспитатель
должен
знать
о
своем
воспитуемом.
Знание
о
воспитаннике должно прийти к воспитателю не в процессе равнодушного его
изучения, а только в процессе общей с ним работы и наиболее активной ему
помощи.
Воспитатель
должен
смотреть
на
воспитанника
не
как
на
объект
изучения, а как на объект воспитания"
[2, 123] . Соответственно предполагались
и
характеристики
на
ученика.
Эти
характеристики
могли
записываться
в
дневнике,
но
"ни
в
коем
случае
не
должны
иметь
характер
официального
журнала"[1,
13].
Отсюда
следует,
что
каждый
участник
при
организации
воспитательных
отношений
должен
вести
дневник
наблюдений
за
воспитанником,
в
котором
не
просто
фиксировать
факты
нарушений
или
проведенные беседы, а в динамике отражать изменения. У нас в учреждении
есть такие электронные дневники, с которыми работают….
Принцип
опоры
на
положительное
тоже
занимал
важное
место
в
воспитательной
системе
А.С.Макаренко
« Если
в
своем
воспитаннике
вы
выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в
процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете
хороших результатов»- говорил он[1, 173].
В воспитательных отношениях невозможно обойтись без
принципа сочетания
требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к
ним. В основе принципа лежит гуманное отношение к человеку. А.С. Макаренко
утверждал: « Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к
воспитаннику, как можно больше уважения к нему»
[
2, 20].
Таким образом, все мы воспитатели, преподаватели, сотрудники, включенные
в
общий
педагогический
процесс
в
СУОН,
должны
постоянно
помнить
и
применять
в
своей
деятельности основные
принципы,
взятые
из
опыта
А.С. Макаренко.
Это, прежде всего:
доброта, ненасильственные методы воспитания;
индивидуальный подход;
дружеское отношение к каждому воспитаннику;
гуманный подход независимо от совершённого преступления.
и благодаря которым эти «трудные» подростки снова обретают веру в свои
силы, людей и будущее.
Остановимся подробнее на принципе индивидуального подхода. Ну что же,
цельу
сотрудников
воспитательной
колонии
общая
–
исправление
(перевоспитание
и
ресоциализация),
требования
ко
всем
воспитанникам
одинаковые, а подростки все разные.
Каждый имеет свои «плюсы» и «минусы»,
у каждого свои трудности, проблемы, «провалы» в воспитании и развитии,
жизненные
ситуации,
опыт
(чаще
горький),
правила
общежития,
личные
принципы и т. д. Каждый из них особенный (не особенно плохой, а каждый-
индивидуальность).
В
этом
заключается
главное
противоречие
массового
перевоспитания,
нам
нужно
очень
тонко
понимать
и
осознавать
его,
специально работать с таким педагогическим феноменом, как воспитательные
отношения.
Правильно выстраивая и управляя воспитательными отношениями, педагоги
могут сознательно влиять в нужном направлении и на переживания подростка,
связанные
с
его
жизнью
в
колонии,
добиваться
того,
чтобы
эта
жизнь
и
органически
связанная
с
ней
учебная
деятельность
принималась
им
не
как
навязанная извне обязательная тяжелая повинность, а видеть в ней личностно-
значимое и интересное, а порой важное для него дело.
Под
воспитательными
отношениями
при
этом
подразумеваются
те
специфические, практические социальные отношения, которые складываются у
подростка
на
основе
учебной
деятельности.
Поскольку
главный
труд
воспитанника в колонии – это учеба в школе и профессиональном училище.
Отношения
к
самой
учебной
деятельности—
предметные
отношения.
Отношения с учителями, воспитателями, одноклассниками, которые на базе этой
деятельности
складываются
и
формируются,
—
взаимные,
межличностные
отношения. При этом второму виду отношений — отношениям социальным,
межличностным — принадлежит решающее значение, ибо именно действия
людей,
социальные
действия,
в
конечном
счете,
и
слагают
отношения
к
действительности. Как
я
использую
это
в
своей
работе?
Мои
отношения
с
ребятами в строгих условиях отбывания наказания основаны на том, что эти
ребята мне интересны. Эти подростки очень тонко чувствуют фальшь и не
прощают ее. В отношениях они тянутся к тому человеку, который общается с
ними искренне, не поверхностно. В противном случае подросток отгораживается
незримой стеной, он не услышит, что до него пытались донести, все пройдет
мимо него.
О чем мечтают обычные 17-летние подростки?
Одни - закончив школу,
пойти
учиться
дальше,
получить
интересную
востребованную
профессию,
другие – сознательно готовы пойти в армию, третьи – построить спортивную
карьеру. А у воспитанника в колонии самая светлая мечта – освободиться по
УДО, но в СУОН
и этого ребята лишены, они не смогут покинуть стены
исправительного учреждения до конца срока. На вопрос : « Что будешь делать
дальше после освобождения?»
редко кто отвечает что-то вразумительное, в
основном « не знаю», « пойду куда- нибудь работать, где хорошо платят» или «
пойду учиться на юриста». Когда начинаешь изучать воспитанника дальше,
становится понятным, что он зачастую затрудняется в решении простейших
жизненных задач. Значит, ему не просто нужны беседы куда пойти учиться, а
разговор, из которого он поймет как пройти этот путь ступенька за ступенькой.
И работать над этим должен
не только учитель, но и социальный
педагог,
мастер ПУ.
В преддверии совершеннолетия (а у нас находятся
в основном 16 и 17-
летние подростки) очень важно помочь разобраться в построении семейных
отношений. Наши воспитанники, пытаясь описать мотивы вступления в брак,
отдают
преимущество
в
основном
таким
социально-значимым
аспектам:
«любви» (занимающей ведущее место), «желанию завести в будущем детей».
Они далеки от того, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя
не только мотивационную, но и социально-нравственную, психологическую и
педагогическую готовность.
Сами,
как
правило,
выросли
в
семьях
неполных,
неблагополучных.
Родители не стали образцом, примером для подражания, воплощением лучших
человеческих качеств, поэтому вот такую искаженную модель взаимоотношений
с другими людьми ребята переносят в семьи, которые они сами создают. Я
считаю, что именно здесь, в колонии, мы можем помочь подросткам понять, что
для создания семьи нужна большая самоподготовка. Поощрять их к тому, чтобы
они желали стать хорошим мужем , хорошим отцом для своих детей, таким
человеком, с которым бы хотелось сохранить отношения на всю жизнь. Не
секрет, что у некоторых воспитанников на воле уже растут маленькие дети или
осталась беременная подруга. И здесь наши воспитанники не видят особых
проблем. « Родится ребенок, будем радоваться тому, как он подрастает, будем все
вместе
гулять,
покупать
ему
игрушки»,-
рассуждает
будущий
отец,
не
представляя, что малыш требует внимания и заботы круглосуточно, требует
немаленьких материальных средств буквально в первые дни после рождения, и
это только начало.
Воспитывает, отмечал А. С. Макаренко, все: люди, вещи, явления, но прежде
всего и больше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги. Со
всем сложнейшим миром окружающей действительности подросток входит в
бесконечное
число
отношений,
каждое
из
которых
неизменно
развивается,
переплетается
с
другими
отношениями,
усложняется
физическим
и
нравственным ростом самого подростка. Весь этот хаос не поддается как будто
никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные
изменения в личности молодого человека. Направить это развитие и руководить
им — задача воспитателя.
Расскажу,
как
мне
удается
решать
некоторые
воспитательные
задачи,
используя творческую деятельность.
Конечно,
когда
начинаешь
работать
с
такими
подростками,
приходится
взвешивать каждое слово. По готовому сценарию провести даже самое простое
мероприятие не получится. Здесь к каждому нужен особый подход.
Прежде
всего, его нужно расположить
к себе. Начинаю занятие с
таких вопросов,
которые его касаются лично, так, чтобы разговор был ему интересен. Затем
дополняю той информацией, которую он не знал. И постепенно выходим на
замысел создать поделку.
Роман Р. тема воспитательного часа «О женщине».
Начинаем разговор о маме, бабушке, самых дорогих для Романа людей.
Подросток делится, что как-то видел сердечки, задекорированные зернами кофе,
и обращается с просьбой помочь сделать такие в подарок маме. Начинается
творческий процесс, в результате которого подросток включается в деятельность.
Данил И. беседа о защитниках Отечества
Начинаю
разговор
с
вопроса:
«Данил,
тебя
можно
назвать
защитником
Отечества? »
Ответ - отрицательный. Начинаем рассуждать,
кого можно
назвать. И тут
подросток начинает с гордостью перечислять родственников,
которые
служили
в
армии.
Оказывается,
отчим
был
танкистом,
много
рассказывал о своей службе, принимал участие в международных учениях. В
ходе разговора Данил вспоминает, что в детском доме собирал танк из бумаги .
Обсудили
вместе
с
ним,
какие
материалы
ему
пригодятся
для
выполнения
поделки. Таким образом, тематическая беседа повлекла за собой
выполнение
творческой работы.
Беседуем с Иваном Ф.накануне Дня матери. Иван очень тепло отзывается о
своей маме, вспоминает, как она горько плакала, когда на суде зачитали приговор.
Предлагаю ему порадовать маму. Он согласился, только не знал, как это сделать.
Предлагаю сделать открытку своими руками. Приступаем к творческой работе,
парень старается изо всех сил, все получается.
Затем вместе с ним еще и
красивое стихотворение подобрали. Свое письмо к матери Иван начал словами: «
Мама, этот подарок для тебя я сделал своими руками…»
Алексей Н.
Подросток
начитан,
неплохо
знает
историю.
Выясняю,
о
каких
интересных
фактах Великой Отечественной войны он может рассказать. Сама рассказываю
ему достоверную историю, как во время войны недалеко от Канска в Ирбейском
районе
во
время
грозы
упали
военные
самолеты.
Подростка
это
очень
заинтересовало. В дальнейшем разговоре выясняется, что Алексей несколько лет
занимался в судоавиамодельном кружке в Доме технического
творчества в г.
Каеркан. Так, в общении, мы выходим на замысел изготовить модель самолета
для школьного музея.
Таким образом, при проведении одного занятия появляется
возможность
решить
несколько
воспитательных
задач:
воспитание
патриотизма,
любви
к
своей семье, к матери, а при работе над поделкой - воспитание аккуратности,
усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
На
протяжении
почти
десяти
лет
мы
видим,
как
меняются
в
лучшую
сторону условия жизни ребят, которые отбывают наказание в нашем учреждении.
Но создать отличные бытовые условия - не самое главное, главное - выстроить
воспитательные отношения так, чтобы ребята оценили это, пересмотрели свое
отношение к окружающему миру, чтобы им захотелось
изменить себя, стать
лучше. Вот это и будет победа над собой! Я думаю, что именно об этом говорит
Макаренко.
Подчеркивая
ведущую
роль
воспитательных
отношений
в
становлении
личности,
осознавая
определяющее
место,
которое
должна
занимать
эта
категория
в
структуре
педагогического
знания,
многие
ученые
прошлого
и
настоящего
(Н.
К.
Крупская,
А.
С.
Макаренко,
С.
Т.
Шацкий,
А.
П.
Сидельковский
и
др.)
справедливо
считали,
что
воспитательные
отношения
должно
рассматривать
как
системообразующую
«единицу»,
«клеточку»
целостного педагогического процесса.
Особо очевидным и актуальным это положение становится при построении
личностно-ориентированных
образовательных
систем,
к
каковым
прямо
относится
и
коррекционно-развивающее
образование.
Привести
в
действие
колоссальные
компенсаторные
возможности
человеческой
психики,
раскрепостить,
мобилизовать
внутренние
механизмы
учения
(интерес,
активность,
трудолюбие,
прилежание),
которые
единственно
и
являются
движущими силами учения и развития, возможно только выстраивая (а в случае
необходимости
—
корректируя)
воспитательные
отношения
во
всем
их
многообразном
спектре.
Это
и
есть
главный,
истинный,
по
словам
А.
С.
Макаренко (1958), объект педагогической работы. А воспитательные отношения
в строгих условиях отбывания наказания – объект пристального педагогического
внимания.
Список литературы
1.
Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие – М.: Педагогика 1984.
380 с.
2.
Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о
воспитании – М.:ООО Издательский дом «Карапуз», 2009. 290 с.
3.
Павлова
М.П.
Педагогическая
система
А.С.
Макаренко.-
М.:
Высшая
школа, 1972.