"Активизация учебной деятельности на уроках биологии"
Автор: Борисова Инна Юрьевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МАОУ ГО Заречный "СОШ №2" Населённый пункт: город Заречный Наименование материала: статья Тема: "Активизация учебной деятельности на уроках биологии" Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МАОУ ГО Заречный "Средняя общеобразовательная школа 2 с углубленным
изучением отдельных предметов"
Активизация учебной деятельности на уроках биологии
Введение
Учитель никогда не должен забывать
о том, какие дети в классе, как мыслит
каждый
его ученик, что будет ему
легко, что трудно…
Нужны
разнообразные
приемы
и
методы
обучения,
чтобы
вызвать
интерес к учебе…
П.Н.Чернов
.
Вопросы
активизации
учения
школьников
относятся
к
числу
наиболее
актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация
принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и
развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности
зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества
учебного
процесса
является активизация
учения
школьников .
Ее
особая
значимость
состоит
в
том,
что
учение,
являясь
отражательно-преобразующей
деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на
формирование
отношения
ученика
к
самой
познавательной
деятельности.
Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся
в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных
задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм,
который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от
умения применить их на практике.
Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом
активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование
М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с
критикой
в
адрес
традиционного
обучения.
Особенно
остро
встал
вопрос
о
пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-
часового
хронометража,
М.Н.
Кашин
показал,
что
самостоятельная
работа
учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состоял в основном из
простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к
этому
обнаружился
курьезный
факт:
чем
старше
учащиеся,
тем
меньше
использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и в
современной школе.
Решение
задачи
повышения
эффективности
учебного
процесса
требует
научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации
школьников.
На протяжении межатестационного периода я разрабатывала методическую
т е м у «Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроках
биологии».
Формы и методы мотивации учебной деятельности
Без мотива любая деятельность, в
том числе и учебная, никогда не
будет эффективной.
Э.М.Браверман
К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у
большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины
здесь разные, и для нас, педагогов, все более актуальным становится вопрос:
как учить детей?
В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется
позиция
учителя.
Он
перестает
быть
вместе
с
учеником
носителем
«Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной
задачей
становится
мотивировать
учащихся
на
проявление
инициативы
и
самостоятельности.
Он
должен
организовать
самостоятельную
деятельность
учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Фактически он создает условия, « развивающую среду», в которой становится
возможной
выработка
каждым
учащимся
на
уровне
развития
е го
интеллектуальных
и
прочих
способностей
определенных
компетенций,
в
процессе реализации им своих интересов
и желаний, приложенных усилий,
взятия
на
себя
ответственности
и
осуществления
действий
в
направлении
поставленных целей.
К созданию условий
относится и организация деятельности ученика, а
деятельность не возможна без мотива.
Создание
мотива
урока,
заинтересованности
в
нем,
желание
активно
работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.
И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к
поиску
альтернативных
решений,
игра,
выполнение
нешаблонных
заданий);
эмоциональные
(поощрение
создание
ситуации
успеха,
свободный
выбор
заданий);
волевые
(информирование
об
обязательных
результатах
обучения,
самооценка
и
коррекция
деятельности,
рефлексия
поведения)
и
социальные
(создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.
При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и
индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов
мотивации,
которая
создает
оптимальные
условия
для
включения
каждого
ученика
в
активную
познавательную
деятельность.
На
уроках
биологии
я
стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в
самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться
до самой сути.
Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы.
Прием « Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не
стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол
зрения,
при
котором
даже
обыденное
становится
удивительным.
Пример1.
Те м а :
« В од а
н а
З е м л е » .
П р и р од о в е д е н и е .
( 5
к л а с с )
Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об
удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый
рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с
вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так
привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Пример
2.
Биология.
(7
класс)
Тема:
«Тип
Хордовые.
Кл.
Птицы».
Учитель: Известно, что сова - неясыть питается мышами – зерноедами. Весит
она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою
жизнь? Так вот, одна сова за жизнь сохраняет до 50 тонн зерна! Сова в среднем
живет 50 лет. Съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1
кг зерна
Пример
3.
Тема:
«Тип
Членистоногие.
Класс
Насекомые».
(7
класс)
Учитель:
Сколько
цветков
посещают
пчёлы?
В
среднем
пчела
посещает
12
цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего
дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч
рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар,
то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое
эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о
поглощенности от только что услышанного.
Прием « Отсроченная загадка »
Пример. Тема: «Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие». (7 кл.)
Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий
урок.
Учитель: - На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном.
Это животное не хищник, Но оно поставило под угрозу уничтожения многих
животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое
число людей. Как вы думаете – с каким животным мы будем знакомиться на
с л е д у ю щ е м
у р о к е ?
( Д е т и
н а з ы в а ю
р а з л и ч н ы х
ж и в о т н ы х . )
- Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует… а
следующем уроке откроет секрет: это животное
- кролик. Да – да, вы не
ослышались - кролик!
Прием «Лови ошибку»
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты
готовлю
заранее,
либо
поручаю
приготовить
уч-ся
в
качестве
творческого
задания.
Пример. Тема: «Суша». Природоведение 5кл
Самый большой материк Африка, а Южная Америка самый жаркий континент.
Самая высокая точка Австралии – гора Килиманджаро. Самая крупная река в
Северной Америке – Янцзы, а самая длинная река нашей планеты – Миссисипи.
Самые полноводные реки Св.Америки. Самое глубокое озеро Верхнее. Самый
большой остров мира Гренландия.
Прием « Практичность теории»
При использовании данного приема создаётся установка на необходимость
изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью,
практической значимостью для учащихся.
Пример 1 Тема: «Последствия хозяйственной деятельности
человека для
окружающей среды». (9 кл.)
Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при:
нынешних темпах вырубки к 2011 году леса будут уничтожены на 40%, а через
100
лет
будут
вырублены
полностью.
Вырубка
лесов
влечет
за
собой
исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие
другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой
выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Пример 2: Тема: « Витамины».(8класс).
-
Почему
врачи
рекомендуют
потреблять
большие
дозы
витаминов
для
профилактики и лечения простудных заболеваний?
Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость
материала, но и причастность к явлению.
Прием « Занимательность»
Пример:
Биология
10
класс.
Обобщающий
урок
по
теме
«Размножение
организмов»
Учитель:
Рассказывают,
что
однажды
ученики
древнегреческого
философа
Зенона обратились к нему с вопросом: « Учитель, ты, обладающий знаниями во
многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на
вопросы,
которые
нам
кажутся
очевидными
и
ясными.
Почему?»
Начертив
посохом
на
песке
два
круга,
большой
и
малый,
Зенон
ответил…
Что ответил философ?
Вывод . Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно
научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях,
знать
подходы
к
решению
проблемы.
Биология
открывает
для
этого
много
возможностей; важно не упустить их и использовать.
Проблемное обучение
Каждый урок должен быть для наставника
задачей,которую
он
должен
в ы п ол н я ть ,
обдумывая
это
выполнение
заранее:
в
каждом
уроке
он
должен
чего-нибудь
достигнуть,
сделать
шаг
дальше
и
заставить
весь
класс
сделать этот шаг.
К.Д. Ушинский
В
методике
организации
учения
школьников
большое
значение
имеет
проблемное обучение.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных
занятий,
которая
предполагает
создание
под
руководством
учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными
знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение
предполагает организацию поисковой
деятельности
учащихся,
овладение
знаниями
на
основе
активной
умственной
деятельности
по
решению
задач
проблемного
характера,
а
также
овладение
методами добывания знаний.
Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие
условия:
1.
Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые
могут быть проблемами для учащихся.
2.
Умение учителя создавать проблемную ситуацию.
3.
Постепенное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и
формировать проблему и самостоятельно находить способы решения.
4.
Специальная
подготовка
учителя
к
уроку,
направленная
на
выделение в учебном материале проблемных вопросов.
Чтобы
«включить» познавательную деятельность учащихся и
направить
ее
на
решение
возникшей
проблемы,
в
ней
должно
быть
что-то
известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого
поиска.
Важно,
чтобы
проблемная
ситуация
содержала
в
себе
некоторый
психологический
элемент,
заключающийся
в
новизне
и
яркости
фактов,
в
необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников
интерес и стремление к познавательному поиску.
Осуществление проблемного обучения требует не только особой
организации
деятельности
учителя,
но
и
особой
организации
деятельности
учащихся.
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят
в следующей логической последовательности:
- анализ проблемной ситуации;
-
формулировка
(постановка)
проблемы
или
осознание
и
принятие
формулировки учителем;
- решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы; проверка правильности решения;
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных
особенностей
учащихся
возможно
несколько
способов
выдвижения
проблем,
которые я использую на уроках:
1). Постановка проблемного вопроса
Например:
На
уроках
в
8
классе
использую
следующие
вопросы:
- В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены
жабры,
которыми
он
дышит
в
воде.
Какую
физиологическую
проблему,
возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в
воде, не учёл автор романа?
- Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если
ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного
материала
я
установила,
что
они
способствуют
появлению
у
школьников
удивления,
озадаченности,
интеллектуальной
активности,
эмоциональной
приподнятости,
стремления
к
узнаванию,
более
глубокому
ознакомлению
с
предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.
2.Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на
основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала
Пример: Урок биологии в 6 классе. Тема: «Фотосинтез».
Более трехсот лет назад ученый Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в
горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее.
Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а
только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву
через 5 лет, Ван – Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в
горшке уменьшился всего на 50 г.
Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого
осталось загадкой. Ученики должны ответить на этот вопрос.
Вся
последующая
работа
по
теме
строится
на
эмоциональном
заряде,
направленном на разгадку данного опыта, а, следовательно, на разгадку «Тайны
процесса фотосинтеза».
3.Аналитический способ
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают
соответствующие выводы.
Так, при изучении темы «Лишайники» (7 класс) учащиеся из рассказа
учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное
растение и относили их ко мхам. Лишь
русским ученым А.С. Фаминцыну и
О.В.Баронецкому
удалось
выделить
зеленые
клетки
из
лишайника
ксанори
и
установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться
делением
и
спорами.
Следовательно,
зеленые
клетки
лишайника
это
самостоятельные растения – водоросли.
Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе
растений их нужно отнести?
4.Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений
Например: Урок биологии в 8 классе. Тема: « Иммунитет».
Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана
вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7
тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые
переболели корью 65 лет назад.
Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард
впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была
выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не
произошло, спасти жизнь больного не удалось как ни парадоксально, но эти два
факта связаны между собой. Как?
5.Прием научного спора
На
уроке
создается
ситуация
спора,
особое
внимание
уделяя
умениям
учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.
Учитель в данном споре является судьей.
Урок биологии (7 кл.). Тема: «Многообразие моллюсков»
Н а п р и м е р : 1-й
ученик:
«Раковина
является
хорошим
защитным
приспособлением
для
моллюска,
а
поэтому,
несмотря
на
древность
своего
происхождения,
они
являются
одним
из
самых
многочисленных
типов
беспозвоночных животных».
2-й ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений,
численность моллюсков в водоёмах заметно снижается» 19 видов этих животных
занесены в «Красную книгу».
3-й ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является
употребление в пищу многими животными и человеком».
4-й
ученик:
«Я
думаю,
что
такое
защитное
приспособление
как
прочнаяраковина
оказывается
несовершенным
перед
ядовитыми
химическими
веществами, попадающими в водоём».
Кто прав в споре?
Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы
затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств,
аргументов для отстаивания своей точки зрения.
6.Поиск познавательной проблемы в излагаемом учителем материале, четко
формулирование ее и аргументирование ее решение.
7.Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого.
Пример:
в
9классе
при
изучении
темы
«Функции
мембраны,
транспорт
веществ через мембрану» учитель вначале урока приводит высказывание ученого-
биолога: «После того как появились мембраны… из супа, варившегося в морях,
могли сформироваться первые живые организмы».
На основании чего ученый пришел к такому утверждению?
Вывод: Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение
учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить,
искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения,
что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Кроме того в результате использования элементов проблемного
обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые
обороты:
«я
полагаю,
что…»,
«мне
кажется,
что…»,
«я
думаю…».
Это
способствует формированию у учащихся системы научных знаний на основе их
субъективного опыта, учит высказывать свое
«личное»
мнение по данному
вопросу.
Применение творческих заданий на уроках биологии
Важнейшую
роль
в
формировании
мотивации
играет
использование
творческих познавательных заданий в учебной деятельности.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с
другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Способы и виды заданий достаточно разнообразны:
1)
составление кроссвордов;
2)
сочинение
сказок
или
стихотворений,
о
каком
–
либо
биологическом
объекте;
3)
выполнение рисунков;
4)
изготовление
аппликаций
(из
отдельных
картинок
вырежи
и
смонтируй
изображение «идеального» животного);
5)
составление рассказа с биологическими ошибками;
6)
составление тестов, опорных схем и конспектов;
7)
сбор и оформление гербариев, коллекций.
8)
выполнение практических заданий, минипроектов;
Приведу примеры некоторых заданий:
1)
Так
при
изучении
темы:
«Размножение,
его
виды.
Бесполое
размножение.
Вегетативное размножение растений» в 6 классе предлагаю учащимся следующие
творческие задания:
- С помощью вегетативного размножения вырастить комнатные растения для
кабинета биологии.
-
Проведите
прививку
на
плодовых
деревьях
и
пронаблюдайте
за
ее
результатами;
2)
Некоторые
лабораторные
работы,
рекомендуемые
проводить
в
классе,
предлагаю
сделать
дома,
что,
по
моему
мнению,
развивает
творческую
самостоятельность учащихся.
Например: В 6 кл. лабораторную работу « Черенкование комнатных растений»
предлагаю сделать дома.
3) Тема « История представлений об эволюции живой природы».
Задание (по выбору и по желанию): приготовить сообщения:
-Античные и средневековые представления о сущности жизни и ее развитии.
- Система органической природы К.Линнея.
- Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка.
4)
При
изучении
в
11
классе
темы
«Взаимоотношения
организма
и
среды»
предлагаю ребятам по фантазировать и выполнить творческое задание (по выбору
и желанию) на тему: «Что произойдет, если солнце перестанет светить и ветер
перестанет дуть».
5) В 6 классе при изучении темы: «Предмет биология». Предлагаю учащимся
подготовить слайд фильм по теме: «Биология в жизни человека» или рекламный
плакат «Биологии принадлежит будущее».
6) Практически после изучения каждой темы предлагаю учащимся составить или
кроссворд или тест или сказку по данной теме (в 5-7 классах).
Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить
интерес учащихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому,
если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и
предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Учащиеся собирают и
анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал,
оформить работу.
Вывод : Творческие задания дают возможность проявить себя любому из
учащихся,
при
этом
формы
работы
выбирает
для
себя
сам
ученик.
Я
считаю,
что
такая
форма
работы
помогает
учащимся
лучше
воспринять
и
усвоить
учебный
материал,
способствует
расширению
кругозора
учащихся,
позволяет
развивать
их
творческие
способности,
фантазию,
способствует
развитию самостоятельности учащихся.
Применение ИКТ на уроках биологии
«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно
удовлетворить
информационно
-
коммуникативными
технологиями,
которые
незаменимы
сегодня
при
создании
и
проведении
нестандартных,
интересных
уроков.
Современный
урок
невозможен
без
использования
ИКТ,
а
владение
информационными технологиями - одна из компетенций учителя биологии.
Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний
день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению биологии.
Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные средства
на различных стадиях учебного процесса:
- для повышения качества обучения;
-углубления знаний учеников;
-развития познавательного интереса к предмету;
- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Использование в процессе обучения компьютерных технологий:
- способствует эффективному усвоению учебного материала;
-
помогает
сделать
процесс
обучения
более
разнообразным
и
увлекательным,
личностно - развивающим;
-
позволяет
принципиально
расширить
возможности
учителя
в
выборе
и
реализации средств и методов обучения;
-
предоставляет
большие
возможности
ученику
для
реализации
творческих
способностей.
В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:
- возможность использования на различных этапах урока;
-
многократность
использования
и
необходимость
приостановки
в
нужный
момент;
-детализирование изучаемых объектов и их частей;
- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и
повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое
мышление.
При внедрении мною информационных технологий в учебный
процесс
предпочтительными
в
условиях
нашей
школы
оказались
уроки,
на
которых компьютер
используется в демонстрационном варианте, (компьютер +
мультимедиадиапоектор) Использую возможности компьютера для создания своих
версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.
При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим:
прописываю только краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения
или
характеристики.
Сканирую
и
обрабатываю
рисунки
из
учебника,
но
для
углубленного изучения материала сканирую рисунки из энциклопедий и с сайтов.
На начальном этапе работы информационные технологии вводила на уроках
усвоения новых знаний, когда необходимо было использовать большое количеств
наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся) и при этом
использовала
в
основном
презентации.
При
составлении
презентаций
больше
внимание уделяла иллюстративному материалу.
Приведу по одному примеру разработанных презентаций на параллель: урок
биологии в 6 классе, тема: «Папоротникообразные», 7 класс – «Строение рыб», 8
класс
–
«Внутренняя
среда
организма.
Кровь»,
9
класс:
«Доказательства
макроэволюции», общая биология – «Критерии вида», «Эмбриональное развитие».
Показ слайдов сопровождается рассказом учителя. Помимо того на слайдах
ecть
вопросы,
которые
задаются
учителем.
Описываются
опыты,
которые
сопровождаются соответствующими рисунками. В конце презентации вопросы для
закрепления.
Очень интересны презентации по изучению биологического разнообразия
растений и животных. Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал
данных презентаций, когда они могут очень хорошо разглядеть, то или иное
растение или животное. Их можно использовать практически на каждом уроке при
изучении
многообразия
живых
организмов.
Дополнением
к
презентациям
становятся материалы к уроку приготовленные учащимися.
Затем информационные технологии стала вводить на обобщающих уроках,
когда
важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и
акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых
для изучения последующих тем или курсов биологии.
Например, обобщающий урок по теме: "Клеточное строение растений". В
презентацию для этого урока были вставлены интерактивные схемы "Строение
микроскопа", "Приготовление микропрепарата", "Строение клетки", "Деление и
рост клеток".
Анализ результатов внеурочной деятельности
Помимо
уроков
природоведения
и
биологии,
я
веду факультативную
работу .
Факультативные курсы: «Экология растений Свердловской области» 6 класс,
«Клетки и ткани» 10 класс, «Проблемные вопросы общей биологии» 11 класс,
«Подготовка к ЕГЭ по биологии 11 класс.
Эти
часы
школьного
компонента
учебного
плана
позволяют
расширить
рамки изучения предмета, готовят старшеклассников к успешному прохождению
итоговой аттестации, позволяют организовать проектную, исследовательскую,
экскурсионную и другие нетрадиционные виды и формы учебной деятельности
через внеурочную деятельность.
Мои учащиеся занимаются проектной деятельностью, участвуют в семинарах,
дискуссиях
по
проблемам
современной
генетики,
представляют
школу
на
городских экологических слётах и состязаниях.
В течение 5 лет ребята занимали призовые места на городском конкурсе
«Экопутешествие» (5 классы), защищая свои проекты по охране окружающей
среды родного города.
Заключение
Задача
учителя
–
не
только
сообщать знания (преподавание), но и
управлять
процессом
их
усвоения,
воспитывать
и
способствовать
развитию
ученика,
формировать
у
него
необходимые
л и ч н о с т н ы е
качества.
Задача ученика – учить и путем
самовоспитания
совершенствоваться, развивая у себя
ценные черты характера и личности.
Проявление
и
развитие
познавательной
активности
школьников
во
многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная
роль
в
создании
условий
для
этого
принадлежит
учителю.
Учитель
поддерживает
и
улучшает
самооценку
и
самоуважение
каждого
ученика.
Показывает
учащимся,
что
оригинальность
является
важной
чертой
личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки
ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для
наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх
учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность
даже при не удаче.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный
грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он
доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с
охотой, то дело идет по–другому. Активизация познавательной деятельности
ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и
практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился
потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого
учения.
Своей
педагогической
задачей
вижу
подготовку
компетентных,
информированных,
инициативных
молодых
людей,
способных
принимать
самостоятельные
решения,
соответствовать
требованиям
современного
образования.
Патриотизм начинается с любви к малой родине, ее природе, культуре и
истории. Педагогической целью учителя биологии считаю научить детей при
усвоении
данного
компонента
содержания
биологического
образования
любить, охранять и защищать природу.