Напоминание

Патриотическое воспитание в дошкольном образовании


Автор: Лейченкова Олеся Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №14 "Красная шапочка"
Населённый пункт: город Котовск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание в дошкольном образовании
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание в дошкольном

образовании.

На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей

дошкольного

возраста

является

одним

из

важных

направлений

в

образовании.

В

последнее

время

чрезвычайно

актуальной

стала

проблема

патриотического

воспитания

детей.

Самой

большой

опасностью,

которая подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности

человека. В данный момент материальные ценности стали все больше

доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о

доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается

«дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной

опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как

одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается

отчуждение

молодежи

от

отечественной

культуры,

общественно-

исторического опыта своего народа.

Процесс

патриотического

воспитания

необходимо

начинать

в

дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-

ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка,

развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в

обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации,

осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека

является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического

воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности,

культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в

памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании

патриотизма.

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у

подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании

нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою

духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень -

Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает

осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому

именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство

достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные

ценности семьи, нации, Родины.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое

формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное

качество.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию

старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных

возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются

новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости

осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников

нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности,

глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями,

требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы

воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и

зачастую вызывают лишь недоумение.

В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает

нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и

идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Большая

часть

родителей

озабочена

обеспечением

базовых

потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте -

ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение

воспитательного потенциала семьи.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что

родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Их

беспокоят

непослушание,

конфликтность,

неуравновешенность,

агрессивность детей – дошкольников, вызывает отчаяние - слабое развитие,

не любознательность, пассивность, родители не знают, как вести себя в

трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей

используют и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство

родителей

не

придают

значения

переживаниям

детей,

не

стремятся

установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной

связи с семьёй. Именно родители на ярких и доступных примерах жизни,

своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на

него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к

общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим

воинам, другим памятным местам.

Результаты теоретических исследований привели к необходимости

разработки

комплекса

педагогических

условий,

способствующих

эффективности

процесса

формирования

основ

патриотизма

у

детей

дошкольного возраста на примере родного города. Данный комплекс

предполагает следующие педагогические условия:

- содержание патриотического воспитания будет строиться на основе

механизма нравственного воспитания (единство знаний и представлений,

мотивов, чувств и отношений);

- взаимодействие дошкольных образовательных организации и семьи,

способствующего формированию основ патриотизма детей;

- средствами формирования основ патриотизма будет выступать:

общение, художественная литература, народное творчество, игра.

Воспитание

начал

патриотизма

и

гражданственности -

одна

из

важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Список литературы:

1.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ.

сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А.

Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.

2.

Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под

редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187 с.

3.

Трубайчук,

Л.В.

Актуальные

проблемы

дошкольного

образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и

социального развития детей дошкольного возраста / материалы 5

Международной научно – практической конференции / Под ред.

Трубайчук, Л.В и др. – Челяб. гос. пед. ун – т. – Челябинск: Образование,

2007. – 350 с.

4.

Социально-нравственное воспитание дошкольного возраста /

Зырянова и др. ; Шадрадинский педагогический институт. – 3-е исправ. и

дополн. – : Изд-во ШГПИ, – 216 с.



В раздел образования