Автор: Лейченкова Олеся Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №14 "Красная шапочка"
Населённый пункт: город Котовск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание в дошкольном образовании
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в дошкольном
образовании.
На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей
дошкольного
возраста
является
одним
из
важных
направлений
в
образовании.
В
последнее
время
чрезвычайно
актуальной
стала
проблема
патриотического
воспитания
детей.
Самой
большой
опасностью,
которая подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности
человека. В данный момент материальные ценности стали все больше
доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается
«дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной
опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как
одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается
отчуждение
молодежи
от
отечественной
культуры,
общественно-
исторического опыта своего народа.
Процесс
патриотического
воспитания
необходимо
начинать
в
дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-
ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка,
развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в
обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации,
осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека
является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического
воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности,
культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у
подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании
нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою
духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень -
Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает
осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому
именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство
достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные
ценности семьи, нации, Родины.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое
формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное
качество.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию
старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных
возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются
новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости
осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.
К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников
нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности,
глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями,
требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы
воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и
зачастую вызывают лишь недоумение.
В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает
нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и
идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.
Большая
часть
родителей
озабочена
обеспечением
базовых
потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте -
ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение
воспитательного потенциала семьи.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что
родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.
Их
беспокоят
непослушание,
конфликтность,
неуравновешенность,
агрессивность детей – дошкольников, вызывает отчаяние - слабое развитие,
не любознательность, пассивность, родители не знают, как вести себя в
трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей
используют и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство
родителей
не
придают
значения
переживаниям
детей,
не
стремятся
установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной
связи с семьёй. Именно родители на ярких и доступных примерах жизни,
своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на
него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к
общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим
воинам, другим памятным местам.
Результаты теоретических исследований привели к необходимости
разработки
комплекса
педагогических
условий,
способствующих
эффективности
процесса
формирования
основ
патриотизма
у
детей
дошкольного возраста на примере родного города. Данный комплекс
предполагает следующие педагогические условия:
- содержание патриотического воспитания будет строиться на основе
механизма нравственного воспитания (единство знаний и представлений,
мотивов, чувств и отношений);
- взаимодействие дошкольных образовательных организации и семьи,
способствующего формированию основ патриотизма детей;
- средствами формирования основ патриотизма будет выступать:
общение, художественная литература, народное творчество, игра.
Воспитание
начал
патриотизма
и
гражданственности -
одна
из
важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.
Список литературы:
1.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А.
Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
2.
Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под
редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187 с.
3.
Трубайчук,
Л.В.
Актуальные
проблемы
дошкольного
образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и
социального развития детей дошкольного возраста / материалы 5
Международной научно – практической конференции / Под ред.
Трубайчук, Л.В и др. – Челяб. гос. пед. ун – т. – Челябинск: Образование,
2007. – 350 с.
4.
Социально-нравственное воспитание дошкольного возраста /
Зырянова и др. ; Шадрадинский педагогический институт. – 3-е исправ. и
дополн. – : Изд-во ШГПИ, – 216 с.