Напоминание

Картотека по ритмодекламации для детей дошкольного возраста


Автор: Чучалина Ксения Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 376
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека по ритмодекламации для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 376 «Дельфинёнок»

КАРТОТЕКА

по ритмодекламации

для детей дошкольного возраста

Подготовила музыкальный руководитель:

Чучалина Ксения Владимировна.

г. Новосибирск 2024

АННОТАЦИЯ

Основная цель ритмодекламации — развитие музыкального слуха,

поэтического слова, творческого воображения.

Ритмодекламация — это чёткое произнесение текста или стихов в заданном

ритме, синтез музыки и поэзии. Каждое слово, слог, звук воспроизводится с

искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация сопровождается ритмическим сопровождением звучащих

жестов, музыкальных и шумовых инструментов, различными движениями.

Это помогает детям эмоционально пережить и закрепить в памяти ощущение

темпа, динамики, ритма речи.

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко:

Я тигренок, а не киска

1)

Педагог проговаривая стишок, ритмично хлопает в ладоши и по коленям,

топает ногой. Дети повторяют движения вместе с едагогом.

2)

Любой ребенок – «тигренок». Он «сидит» в клетке, дети стоят и наблюдают

за ним. Ребенок ходит по «клетке», проговаривая стихотворение, рычит,

бежит за детьми, они убегают от тигренка.

3)

Педагог стоит в одном углу зала, дети, четко маршируя и ритмично

проговаривая слова, идут к нему из противоположного угла, «пугая

когтями». Педагог пятится – испугался.

Барабан

Мне купили барабан – бам, бам, бам!

Я на нем играю сам – бам, бам, бам!

Очень громкий барабан – бам, бам, бам!

Я на нем играю сам – бам, бам, бам!

1)

Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладоши и по коленям;

2)

Хлопать ладошками по барабану;

3)

Хлопать ладошками по полу (если дети сидят на полу)

Дождик

- кто там топает по крыше?

Топ – топ – топ.

- чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ – топ – топ.

- я теперь усну едва - ли

Топ – топ – топ

- может, кошек подковали?

Топ – топ – топ.

1)

Педагог марширует с детьми по залу, проговаривая стихотворение, на слова

топ – топ – топ хлопают в ладоши;

2)

Все стоят в кругу. На первую фразу идут к центру, на слова топ – топ – топ

топают ногами. На вторую фразу расширяют круг, на слова топ – топ – топ

топают ногами.

3)

Один ребенок – чтец, он произноси текст. Остальные дети – оркестр, они

играют на музыкальных инструментах на слова «топ – топ – топ», слова не

произносят.

Зайчик

Зайчик ты зайчик,

дети прыгают на двух ногах

Коротеньки ножки,

топают ногами

Как на этих ножках

дети вместе с педагогом выставляют

Красные сапожки

вперед ноги поочередно.

Дети стоят по кругу, «зайчик» в середине (надеть ребенку ушки). На первые

две фразы дети ритмично хлопают в ладоши, «зайчик» прыгает, на вторые

две фразы дети вместе с «зайчиком» ставят поочередно ноги на пятку.

Колобок

Колобок, колобок,

дети маршируют врассыпную по залу

У тебя румяный бок (четвертными)

Ты от бабушки ушел,

притоптывают ногами (восьмыми), делая

Ты от дедушки ушел.

Акцент на последнюю четверть.

Дети стоят в маленьком кругу, взявшись за руки. На первую и вторую фразу

расширяют круг. На 3 и 4 фразу хлопают в ладоши (восьмыми), делая акцент

на последнюю четверть.

Наша Таня

Наша Таня громко плачет.

Качают головой

Уронила в речку мячик

топать восьмыми длительностями

Тише, Танечка, не плачь,

хлопают ладошками по коленям

Не утонет в речке мяч!

Разводят руки в стороны

Солнышко

Солнце село на сосну,

показать руками солнце

пых, пых, пых,

сделать любые три фигуры

Я немножко отдохну,

руки положить под щеку

пых, пых, пых.

Сделать любые три фигуры

Я окошко отворю,

развести руки в стороны

пых, пых, пых.

Сделать любые три фигуры

Желтый лучик подарю,

вытянуть руки вперед, ладонью вверх

Пых, пых, пых.

Сделать любые три фигуры

Я веснушки принесу –

легко постучать по своим щекам

Пых, пых, пых.

Сделать любые три фигуры

Засверкают на носу,

легко постучать по своему носу

Пых, пых, пых.

Сделать любые три фигуры.

Щенок

Есть у вас, и у меня,

выполняют приставные шаги вправо

Есть у кошки и коня,

У свиньи и поросенка,

повернувшись вправо, легко стучат

У коровы и теленка…

по спине впереди стоящего

Лишь у нашего щенка

приставить к голове одну руку,

Затем другую («ушки»)

Нету имени пока

три хлопка, развести руки в стороны

Повторить, выполняя приставные шаги влево, стуча по спине ребенка,

стоящего слева.

Конфеты – галеты

Конфеты – галеты,

хлопать в ладоши

Входите, мадам!

Двумя руками хлопать по коленям

Конфеты – галеты,

хлопать в ладоши

Задаром отдам!

Двумя руками хлопать по коленям

Конфеты – галеты

хлопать в ладоши

Платите, мадам!

Показывают пальцами «денежки»

Берите, мадам!

Вытянуть обе руки вперед

Выходите, мадам!

Помахать ладошками – «до свидания»

Это стихотворение надо обыгрывать с шутливой интонацией. Выбрать

«мадам», надеть ей шляпку. «продавец» выразительно читает текст (разводит

руки в стороны, кланяется, открывает воображаемую дверь и т.д.),

выдерживая паузы между фразами, «мадам» выбирает конфетки,

расплачивается, демонстративно уходит.

Доктор дятел

Доктор дятел сел на сук, по коре стучит – тук, тук.

- вот что, дерево рябина, - доктор дятел говорит, -

Вы больны, у вас ангина, потому и хмурый вид.

Вот вам сладкая микстура, чтоб прошла температура.

А для каждой вашей ветки пропишу сейчас таблетки.

Разделить детей на пять команд, по числу двухстрочий. Педагог читает

стихотворение, а дети играют свою ритмическую формулу.

1-я команда играет ритмическую формулу ладошками.

2-я команда щелкает пальчиками;

3-я команда выполняет шлепки по коленям;

4-я команда топает ногами;

5-я команда хлопает в ладошки и по коленям;

Прыг – скок

Прыг – скок, прыг – скок,

выполняют 4 прыжка на месте

Сел кузнечик на листок.

Присесть, ладони на колени

Прыг – скок, прыг – скок,

выполняют 4 прыжка на месте

Лягушонок под мосток. Присесть, ладони над головой

«домик»

Прыг – скок, прыг –скок,

четыре прыжка на месте

Скачет козлик по дорожке,

показать «рожки»

Прыг – скок, прыг – скок,

четыре прыжка на месте

Дети хлопают в ладошки!

Хлопают в ладоши.

1)

Разделить детей на две команды – одна хлопает 1-ю и 2-ю фразы, другая 3-ю.

затем поменяться.

2)

Проиграть ритм стихотворения на музыкальных инструментах;

3)

Прохлопать и сыграть двухголосие – первая команда отхлопывает все

стихотворение четвертными, вторая команда вступает на 3, 6, 9, 12 строчки

восьмыми длительностями;

Мороз

- почему краснеет нос?

Тихонько постучать себе по носу

- знать, на улице мороз!

Скрестить руки, похлопать по плечу

- почему устали ноги?

Покачаться с ноги на ногу

- много бегал по дороге

побегать на месте

Почему так много пыли?

Похлопать ладонями по бедрам

- значит, вытереть забыли!

«вытереть ноги о коврик»

- почему короткий день?

Руки в стороны, удивиться

- встать пораньше было лень!

Руки вверх, подтянуться

1)

Дети стоят в двух шеренгах, лицом друг к другу. Одна команда спрашивает,

вторая отвечает.

2)

Одна команда, проговаривая строчку, идет навстречу к другой команде.

Другая команда, проговаривая свою строчку, идет навстречу. Первая

команда, проговаривая вторую строчку, идет назад. Вторая команда,

проговаривая 2-ю строчку, идет назад. И т.д.

Храбрый воробей

Дети стоят в кругу.

Чики-рики, чик-чирик!

Хлопать в ладоши

Воробьишка с ветки – прыг! Хлопать в ладоши, на слово «прыг»

Высоко прыгнуть на месте

Воробей, воробей,

выполнить три притопа

Во дворе он всех храбрей!

Покружиться вокруг себя

- берегись, крадется кошка! Походить, как кошка

- подразню ее немножко!

Погрозить пальчиком

А потом – на ветку вмиг…

легкий бег на месте

Прыг!

Высокий прыжок

Три фасольки, два боба

Дети стоят шеренгами напротив друг друга – мальчики и девочки.

Ора – ора – ора – ра произносят фасольки высоким голосом и

поворачиваются лицом к бобам

Ора – ора – ора – ра,

произносят бобы низким голосом, поворачиваясь

лицом к фасолькам

Три фасольки,

произносят фасольки кокетливо

Два боба!

произносят бобы низким голосом.

Побежал я в огород,

фасольки бегут на месте

Побежал я в огород,

бобы бегут на месте

Положил их прямо в рот,

фасольки топающим шагом идут вперед

Положил их прямо в рот,

бобы топающим шагом идут вперед

А-а-а-м!

все делают один хлопок в ладоши, затем по животу.



В раздел образования