Автор: Чучалина Ксения Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 376
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека по ритмодекламации для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 376 «Дельфинёнок»
КАРТОТЕКА
по ритмодекламации
для детей дошкольного возраста
Подготовила музыкальный руководитель:
Чучалина Ксения Владимировна.
г. Новосибирск 2024
АННОТАЦИЯ
Основная цель ритмодекламации — развитие музыкального слуха,
поэтического слова, творческого воображения.
Ритмодекламация — это чёткое произнесение текста или стихов в заданном
ритме, синтез музыки и поэзии. Каждое слово, слог, звук воспроизводится с
искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация сопровождается ритмическим сопровождением звучащих
жестов, музыкальных и шумовых инструментов, различными движениями.
Это помогает детям эмоционально пережить и закрепить в памяти ощущение
темпа, динамики, ритма речи.
Тигренок
Эй, не стойте слишком близко:
Я тигренок, а не киска
1)
Педагог проговаривая стишок, ритмично хлопает в ладоши и по коленям,
топает ногой. Дети повторяют движения вместе с едагогом.
2)
Любой ребенок – «тигренок». Он «сидит» в клетке, дети стоят и наблюдают
за ним. Ребенок ходит по «клетке», проговаривая стихотворение, рычит,
бежит за детьми, они убегают от тигренка.
3)
Педагог стоит в одном углу зала, дети, четко маршируя и ритмично
проговаривая слова, идут к нему из противоположного угла, «пугая
когтями». Педагог пятится – испугался.
Барабан
Мне купили барабан – бам, бам, бам!
Я на нем играю сам – бам, бам, бам!
Очень громкий барабан – бам, бам, бам!
Я на нем играю сам – бам, бам, бам!
1)
Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладоши и по коленям;
2)
Хлопать ладошками по барабану;
3)
Хлопать ладошками по полу (если дети сидят на полу)
Дождик
- кто там топает по крыше?
Топ – топ – топ.
- чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ – топ – топ.
- я теперь усну едва - ли
Топ – топ – топ
- может, кошек подковали?
Топ – топ – топ.
1)
Педагог марширует с детьми по залу, проговаривая стихотворение, на слова
топ – топ – топ хлопают в ладоши;
2)
Все стоят в кругу. На первую фразу идут к центру, на слова топ – топ – топ
топают ногами. На вторую фразу расширяют круг, на слова топ – топ – топ
топают ногами.
3)
Один ребенок – чтец, он произноси текст. Остальные дети – оркестр, они
играют на музыкальных инструментах на слова «топ – топ – топ», слова не
произносят.
Зайчик
Зайчик ты зайчик,
дети прыгают на двух ногах
Коротеньки ножки,
топают ногами
Как на этих ножках
дети вместе с педагогом выставляют
Красные сапожки
вперед ноги поочередно.
Дети стоят по кругу, «зайчик» в середине (надеть ребенку ушки). На первые
две фразы дети ритмично хлопают в ладоши, «зайчик» прыгает, на вторые
две фразы дети вместе с «зайчиком» ставят поочередно ноги на пятку.
Колобок
Колобок, колобок,
дети маршируют врассыпную по залу
У тебя румяный бок (четвертными)
Ты от бабушки ушел,
притоптывают ногами (восьмыми), делая
Ты от дедушки ушел.
Акцент на последнюю четверть.
Дети стоят в маленьком кругу, взявшись за руки. На первую и вторую фразу
расширяют круг. На 3 и 4 фразу хлопают в ладоши (восьмыми), делая акцент
на последнюю четверть.
Наша Таня
Наша Таня громко плачет.
Качают головой
Уронила в речку мячик
топать восьмыми длительностями
Тише, Танечка, не плачь,
хлопают ладошками по коленям
Не утонет в речке мяч!
Разводят руки в стороны
Солнышко
Солнце село на сосну,
показать руками солнце
пых, пых, пых,
сделать любые три фигуры
Я немножко отдохну,
руки положить под щеку
пых, пых, пых.
Сделать любые три фигуры
Я окошко отворю,
развести руки в стороны
пых, пых, пых.
Сделать любые три фигуры
Желтый лучик подарю,
вытянуть руки вперед, ладонью вверх
Пых, пых, пых.
Сделать любые три фигуры
Я веснушки принесу –
легко постучать по своим щекам
Пых, пых, пых.
Сделать любые три фигуры
Засверкают на носу,
легко постучать по своему носу
Пых, пых, пых.
Сделать любые три фигуры.
Щенок
Есть у вас, и у меня,
выполняют приставные шаги вправо
Есть у кошки и коня,
У свиньи и поросенка,
повернувшись вправо, легко стучат
У коровы и теленка…
по спине впереди стоящего
Лишь у нашего щенка
приставить к голове одну руку,
Затем другую («ушки»)
Нету имени пока
три хлопка, развести руки в стороны
Повторить, выполняя приставные шаги влево, стуча по спине ребенка,
стоящего слева.
Конфеты – галеты
Конфеты – галеты,
хлопать в ладоши
Входите, мадам!
Двумя руками хлопать по коленям
Конфеты – галеты,
хлопать в ладоши
Задаром отдам!
Двумя руками хлопать по коленям
Конфеты – галеты
хлопать в ладоши
Платите, мадам!
Показывают пальцами «денежки»
Берите, мадам!
Вытянуть обе руки вперед
Выходите, мадам!
Помахать ладошками – «до свидания»
Это стихотворение надо обыгрывать с шутливой интонацией. Выбрать
«мадам», надеть ей шляпку. «продавец» выразительно читает текст (разводит
руки в стороны, кланяется, открывает воображаемую дверь и т.д.),
выдерживая паузы между фразами, «мадам» выбирает конфетки,
расплачивается, демонстративно уходит.
Доктор дятел
Доктор дятел сел на сук, по коре стучит – тук, тук.
- вот что, дерево рябина, - доктор дятел говорит, -
Вы больны, у вас ангина, потому и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура, чтоб прошла температура.
А для каждой вашей ветки пропишу сейчас таблетки.
Разделить детей на пять команд, по числу двухстрочий. Педагог читает
стихотворение, а дети играют свою ритмическую формулу.
1-я команда играет ритмическую формулу ладошками.
2-я команда щелкает пальчиками;
3-я команда выполняет шлепки по коленям;
4-я команда топает ногами;
5-я команда хлопает в ладошки и по коленям;
Прыг – скок
Прыг – скок, прыг – скок,
выполняют 4 прыжка на месте
Сел кузнечик на листок.
Присесть, ладони на колени
Прыг – скок, прыг – скок,
выполняют 4 прыжка на месте
Лягушонок под мосток. Присесть, ладони над головой
«домик»
Прыг – скок, прыг –скок,
четыре прыжка на месте
Скачет козлик по дорожке,
показать «рожки»
Прыг – скок, прыг – скок,
четыре прыжка на месте
Дети хлопают в ладошки!
Хлопают в ладоши.
1)
Разделить детей на две команды – одна хлопает 1-ю и 2-ю фразы, другая 3-ю.
затем поменяться.
2)
Проиграть ритм стихотворения на музыкальных инструментах;
3)
Прохлопать и сыграть двухголосие – первая команда отхлопывает все
стихотворение четвертными, вторая команда вступает на 3, 6, 9, 12 строчки
восьмыми длительностями;
Мороз
- почему краснеет нос?
Тихонько постучать себе по носу
- знать, на улице мороз!
Скрестить руки, похлопать по плечу
- почему устали ноги?
Покачаться с ноги на ногу
- много бегал по дороге
побегать на месте
Почему так много пыли?
Похлопать ладонями по бедрам
- значит, вытереть забыли!
«вытереть ноги о коврик»
- почему короткий день?
Руки в стороны, удивиться
- встать пораньше было лень!
Руки вверх, подтянуться
1)
Дети стоят в двух шеренгах, лицом друг к другу. Одна команда спрашивает,
вторая отвечает.
2)
Одна команда, проговаривая строчку, идет навстречу к другой команде.
Другая команда, проговаривая свою строчку, идет навстречу. Первая
команда, проговаривая вторую строчку, идет назад. Вторая команда,
проговаривая 2-ю строчку, идет назад. И т.д.
Храбрый воробей
Дети стоят в кругу.
Чики-рики, чик-чирик!
Хлопать в ладоши
Воробьишка с ветки – прыг! Хлопать в ладоши, на слово «прыг»
Высоко прыгнуть на месте
Воробей, воробей,
выполнить три притопа
Во дворе он всех храбрей!
Покружиться вокруг себя
- берегись, крадется кошка! Походить, как кошка
- подразню ее немножко!
Погрозить пальчиком
А потом – на ветку вмиг…
легкий бег на месте
Прыг!
Высокий прыжок
Три фасольки, два боба
Дети стоят шеренгами напротив друг друга – мальчики и девочки.
Ора – ора – ора – ра произносят фасольки высоким голосом и
поворачиваются лицом к бобам
Ора – ора – ора – ра,
произносят бобы низким голосом, поворачиваясь
лицом к фасолькам
Три фасольки,
произносят фасольки кокетливо
Два боба!
произносят бобы низким голосом.
Побежал я в огород,
фасольки бегут на месте
Побежал я в огород,
бобы бегут на месте
Положил их прямо в рот,
фасольки топающим шагом идут вперед
Положил их прямо в рот,
бобы топающим шагом идут вперед
А-а-а-м!
все делают один хлопок в ладоши, затем по животу.