Автор: Саввин Виктор Нюргунович Должность: учитель предмета черчение Учебное заведение: ВВСОШ №4 им.Д.С.Спиридонова Населённый пункт: село Верхневилюйск Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Духовная связь поколений и народов" Раздел: дополнительное образование
Духовная связь поколений и народов
Увековечивание традиций предков
_______________________________________________
Саввин Виктор Нюргунович,
учитель технологии Верхневилюйского СОШ №4
им. Д.С.Спиридонова Республики Саха (Якутия)
Успех - это состояние человека, качественная характеристика деятельности,
чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то,
что можно достичь высоких результатов.
В
традиционном
якутском
веровании,
основой
является
поклонение
силам
природы, на которой базируются все обряды народа Саха. Уважительное и почтительное
отношение
к
истории
коренного
народа,
его
верованию,
обогащают
эрудицию
образованного человека любого возраста, любой национальности.
Так, изучая традиции деревянного зодчества Якутии, то есть традиции и веру
наших предков, учащиеся приобретают огромные навыки работы не только с природным
материалом, но и таким образом, через трудовую деятельность в духе народных обычаев,
традиций,
норм
поведения,
воспитывает
и
формирует
у
учащихся
гуманную
саморазвивающуюся личность.
Я
считаю,
что
личность
воспитывается
через
творческую
деятельность,
когда
учащиеся
на
занятиях,
взаимообучаясь
и
взаимовоспитывая
друг
друга,
участвуя
в
коллективной
творческой
деятельности,
тем
самым
самоутверждаются
в
своем
понимании, что история семьи и народа, города и республики, где они живут и обучаются
– это единое целое.
Поэтому
сегодня
особую
актуальность
приобретает
бережное
отношение
к
историческому
и
культурному
наследию,
сохранению
и
поддержке
этнической
и
национально-культурной самобытности народа Саха. Неразрывную культурно-духовную
связь
поколений
формируют
детали
быта,
национальные
черты
характера,
народные
традиции,
обычаи,
мировоззрение. Воспитание
учащихся
на
традициях,
культурных
ценностях,
передававшихся
от
поколения
к
поколению,
формируют
гуманную
саморазвивающуюся личность.
Традиционное деревянное зодчество народа Саха имеет древние корни и, сохраняя
традиции, применяем на занятиях современные технологии, достижения науки и техники.
Организованные, целенаправленно по предмету «Технология»
коллективные
творческие дела (КТД) предоставляют учащимся широкие возможности для саморазвития
через участие в разных видах деятельности:
- проектирование;
- исследование;
- моделирование;
- конструирование и т.д.
Разнообразие форм проведения КТД и координация действий с другими учителями
по предметным областям позволяет каждому учащемуся реализовать свои способности и
умения.
Трудовое воспитание учащихся направлено на формирование и развитие:
способности
воспринимать,
чувствовать,
мыслить
пространственно,
правильно
понимать, ценить окружающую среду и действительность;
использовать приобретенные навыки новых технологий, как в ручном труде, так и в
информационной технологии;
глубокого и осознанного понимания мировоззрения своих предков, их быта и занятия, в
целом восприятия культурно-духовной связи поколений народа;
творческих способностей, их умения различать навыки трудовой деятельности предков
и рождать идеи, фантазировать, создавать новые проекты на занятиях и в общении;
понимания
красоты
искусства,
навыков
прикладного
труда
и
информационно-
проектного творчества;
самостоятельности, инициативности и ответственности за индивидуальный проект.
Чувство любви к родной природе – это важное нравственное воспитание детей.
Природные явления, а также вера и традиции народа, окружающие учащегося сильно
влияют на его личностное развитие.
Мой Проект называется «Сатабыл +», основан на программе П. П. Кондратьева
«Сатабыл», а (+) означает «робототехнику и конструирование».
Уроки
технологии
немыслимо
представить
без
практической
деятельности,
обязательно имеется конечный результат труда, поэтому на уроках применяю форму
групповой работы, где каждый учащийся несет огромную ответственность перед всем
коллективом.
Учащиеся работают всегда в паре, помогая друг другу, совместно планируя. Они
получают задание, выдвигают свои идеи, составляют свой мини – проект.
Прежде
чем
планировать,
каждый
учащийся
задает
себе
вопросы,
которые
помогают составлять план работы, эскизы, схемы:
- из чего сделать изделие?
- из чего оно состоит?
- удобно ли оно при использовании?
- какой способ можно применить?
- какие меры предосторожности?
- экологические свойства?
- климатические условия ?
- сколько будет стоит?
- срок выполнения?
- эстетический вид?
Заполняют содержание карты:
Название работы
Цели и задачи
Сроки выполнения
Соблюдение правил по ТБ
Инструменты
Материалы
Внешний вид (цвета, дизайн)
Алгоритм работы
Развитие навыков и умений
Вывод
Эконом расчет
Качество выполнения работы
№
этапы
1.
Планирование.
П р и
п л а н и р о в а н и и
р а б о т ы
у ч а щ и е с я
придерживаются
четырех
основных
принципов
работы;
Правила соблюдения безопасной работы
Последовательность выполнения
Порядок на рабочем месте
Качество выполнения работы.
2.
Подготовка
инструментов,
оборудования и материала.
Данный этап заставляет учащихся задуматься об
эффективном рациональном выборе инструментов.
3.
Повторное
планирование
исправление ошибок.
На этом этапе учащиеся проверяют повторно план
работы.
Хорошо
продуманная
работа-залог
качественной
работы.
После
ученик
становится
уверенным и старается быть экономным.
4.
Выполнение работы.
Сравнивает,
измеряет,
выбирает,
исправляет,
продумывает
соблюдая
все
меры
безопасной
работы.
5.
Срок.
В р е м я
в ы п ол н е н и я
п р о е кт а
з а в и с и т
о т
индивидуальных способностей каждого учащихся.
Но,
в
коллективном
проекте
лучше
заранее
определить
срок.
Правильное
планирование
времени
–
гарантия
успеха.
Каждый
учится
дорожить временем.
6.
Технология.
Универсальность – многофункциональность.
Стиль
проще
простого:
«быстро-качественно-
красиво»
7.
Экономический расчет
У ч а щ и м с я
п оле з н о
з н ат ь
о б
э ко н о м и к е
современного рынка. В каждом проекте требуется
производить
расчет
себестоимости
изделия.
Учащиеся должны знать о стоимости материалов и
инструментов.
Знакомятся
со
способами
расчета
расходов
и
доходов,
производят
расчеты,
учатся
быть бережливыми и экономными.
Самым важным и необходимым направлением для проектной работы учащихся
является информационный источник. В кабинете имеется мобильный класс, где учащиеся
могут работать конструктором LEGO, конструировать детали, управлять возможностями
робота и смоделировать нужную конструкцию из дерева.
Через
проектно-конструкторскую
деятельность
у
учащихся
формируются
следующие умения и навыки:
1. Организационные умения:
планировать работу до ее начала;
работать по технологической карте;
проводить самопроверку.
2. Технологические умения:
соблюдать правила по технике безопасности;
использовать инструменты и материалы по инструкции;
составлять рабочие эскизы и шаблоны;
экспериментировать новые технологии;
соблюдать культуру труда
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
коллективное планирование;
деловое партнерство;
решение общих задач;
4. Коммуникативные умения:
объяснять способ изготовления;
излагать свою идею;
вступать в диалог со взрослыми
5. Поисковые (исследовательские) умения:
самостоятельно
выбирать
способ
изготовления,
привлекая
знания
из
«Робототехники»;
самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
подбирать материалы, соответствующие изделию.
Конечный результат, т.е. продукт-изделие обязательно выносится на публичное
обсуждение. Например: этапом конкурса для мальчиков может быть демонстрация
творческих проектов - резьба, разборные конструкции.
Выход учащихся с демонстрацией своего продукта является завершающим этапом
всего учебного процесса. В результате учащиеся становятся способными:
оценивать собственную творческую деятельность, свои достижения;
вырабатывать
ответственно сть
за
каче ство
работы,
и н и ц и ат и в н о с т ь ,
самостоятельность;
выступать перед публикой.
Учащиеся,
занимающиеся
в
проекте
«Сатабыл+»,
готовы
к
решению
заданий
любого уровня трудности и к разработке
проекта. Активно участвуют в оформлении
школьного коридора, в реконструкции летнего лагеря, реставрации школьной мебели,
мебели национального колорита, сборных конструкций и макетов.
За год занятий
в проекте «Сатабыл +» учащиеся кружка добились высоких
результатов:
на
выставках
«Технического
творчества»:2
место
на
улусном
конкурсе,
«Прикладном»: чемпионы школы, 1-ое место в улусном и участники Республиканского
Форума-выставки.