Напоминание

"В чем я вижу потенциал программы "STEM-образование детей старшего дошкольного возраста" для развития личности своих воспитанников"


Автор: Крюкова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: "В чем я вижу потенциал программы "STEM-образование детей старшего дошкольного возраста" для развития личности своих воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «В чем я вижу потенциал программы «STEM-образование детей

старшего дошкольного возраста» для развития личности своих

воспитанников»

Воспитатель: Крюкова Татьяна Александровна МАДОУ № 22 «Лесная

сказка» г. Мелеуз.

Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в

то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые

виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому

современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки,

которым они учат, запросам времени? Исследователи убеждены, что 65%

современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на

сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты,

владеющие новейшими технологиями, разбирающиеся в естественных

науках и инженерии.

STEM-технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных

исследователей,

изобретателей,

учёных,

технологов,

художников

и

математиков.

Возникает вопрос, почему именно STEM и именно в детском саду?

Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию

проектов и умению реализовывать их в реальности.

Как внедрить STEM образование в детском саду?

Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды,

которая

позволит

осуществить

проектно-экспериментальную

исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEM-

лаборатории, LEGO-центров.

Во-вторых, STEM интегрирует различную деятельность дошкольников,

которая объединяет все пять направлений (естественные науки, технологии,

техническое творчество, искусство и математика), и дает возможность

демонстрации

результатов,

как

применять

науку

и

искусство

в

жизнедеятельности.

Ведь главный девиз STEM- программы: «Минимум теории, максимум

практики».

Какова же роль воспитателя? Только инноваторский подход педагогов

позволяет

достичь

высоких

результатов

через

практическую

исследовательскую деятельность.

Что же нужно знать о STEM технологии? О STEM нужно знать одну

главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее

детей,

где

ребенок

может

освоить

несколько

профессий,

быть

коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать

свои проекты.

Обязательным условием успешной работы является создание актуальной

предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам.

При

этом

объединяющими

факторами

могут

выступать

интеграция

содержания

различной

деятельности

дошкольников,

пересечение

в

пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для

самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.

«Парциальная

модульная

программа

развития

интеллектуальных

способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в

научно-техническое творчество», разработанная Т. В. Волосовец, В. А.

Марковой, С. А. Авериным, состоит из отдельных образовательных модулей,

рекомендованных

как

к

комплексному,

так

и

к

самостоятельному

использованию:

1. Дидактическая система Ф. Фребеля;

2. Экспериментирование с живой и неживой природой;

3. LEGO-конструирование;

4. Математическое развитие;

5. Робототехника;

6. Мультистудия «Я творю мир».

Применение STEM-технологий в своей группе мы начали с активного

использования

конструкторов

LEGO,

которые

при

организации

образовательного

процесса,

дают

возможность

приобщать

детей

к

техническому

творчеству,

что

способствует

формированию

задатков

инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять

детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и

познавательным действиям, способствует развитию внимания, памяти,

мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со

сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе

элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы

современной робототехники, что способствует развитию технического

творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

Кроме

этого,

мы

выбрали

образовательный

модуль

«Экспериментирование с живой и неживой природой».

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное

стремление самостоятельно искать новые сведения о мире. Частые и

разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Опыты чем-то напоминают

детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых

впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской

(поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой

информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование

в

полной

мере

даёт

детям

возможность

самостоятельно искать решение поставленных перед ними задач, пробовать,

экспериментировать, ошибаться и получать неожиданные ответы на свои

вопросы, ведь удовлетворение любознательности должно сочетаться с

нетерпением, узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой

высказать собственные предположения и гипотезы.

Какой же результат мы хотим получить?

Развить интерес у детей к самостоятельным исследованиям, открытиям.

Развить наблюдательность, любознательность.

Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие,

произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и

обогатить словарный запас.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих

силах.

С чего же начать?

Конечно же, первое – создать условия для опытно-экспериментальной

деятельности.

Ведь

правильно

оборудованная

исследовательская

лаборатория предоставляет возможность насытить занятия в детском саду

экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к

опытно – экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения

проведения самостоятельных исследований.

Как было сказано ранее, программа STEM-образования имеет несколько

образовательных модулей. Для своей работы мы выбрали «Математическое

развитие». Почему именно этот модуль? Никто не будет спорить с тем, что

каждый воспитатель должен развивать логическое мышление у детей

дошкольного возраста.

Работая

над

опытом

формирования

логического

мышления

у

дошкольников, мы предположили, что использование дидактических игр при

развитии

логического

мышления

повышает

эффективность

учебного

процесса.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, отметили, что наибольший

интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие

логики.

Таким образом, с помощью STEM – технологии дошкольники вникают в

логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир

системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный

стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллельно

дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою

очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню

развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора

более перспективной и востребованной профессии. Современная методика

непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность.

Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей,

которые необходимы во взрослой жизни.



В раздел образования