Напоминание

Начальный этап обучения игре на иочине


Автор: Аюрова Надежда Чингизовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Детская школа искусств №1 им. Л.Л. Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Начальный этап обучения игре на иочине
Раздел: дополнительное образование





Назад




Начальный этап обучения игре на иочине

Аюрова Надежда Чингизовна

МАУ ДО «Детская школа искусств №1 им.

Л.Л. Линховоина» г. Улан-Удэ

Основы начального обучения игре на инструменте включает в себя прежде всего

воспитание правильно организованных движений рук. Предварительная организация рук

состоит из упражнений без инструмента. Важным условием готовности к игре является

правильная посадка и ощущение свободы корпуса и всей руки. С самого начала обучения

в процессе игры необходимо включать обе руки. Огромное значение имеет координация

слуховых представлений и игровых движений с навыками ориентации на инструменте.

На иочине играют сидя. Основные положения правильной посадки, которые

обеспечивают удобство игры, выведены из исполнительской практики. Сидеть нужно на

половине твердого стула, напротив середины инструмента и на расстоянии от него не

более ширины ладони. Корпус играющего легко и непринужденно держится с небольшим

наклоном к инструменту, во время игры возможны его отклонения в различные стороны.

Ноги, которые служат опорой для туловища, должны располагаться ступнями на полу,

одна нога может быть выдвинута вперед. Очень важным условием правильной посадки

является подгонка высоты инструмента с учетом физических особенностей иочиниста.

Инструмент должен располагаться так, чтобы локти приготовленных к игре рук

находились на уровне струн нижнего регистра. При этом плечи поднимать нельзя. В

случае необходимости можно использовать специальные подставки на стул. Выработка

правильной посадки за инструментом – это достаточно длительный процесс, который

требует постоянного внимания и контроля.

В совокупности с посадкой постановка рук является важной стороной процесса

воспитания исполнительской техники иочиниста. Правильная постановка основывается на

свободе рук от кисти до лопаток, естественности движений и удобстве игры. При

правильной постановке плечо и локоть должны двигаться возле корпуса играющего. Их

нельзя сильно прижимать к туловищу или отставлять в стороны. Палочки держат между

вторыми фалангами указательного и среднего пальцев. Все пальцы должны быть без

напряжения согнуты и приближены к ладони. Нельзя специально сжимать палочки, но и

нельзя допускать, чтобы они свешивались или болтались во время игры. Необходимо

вырабатывать параллельные друг другу движения кистей и палочек, располагая обе руки в

районе средней подставки. Предплечья во время игры движутся возле струн, касаясь их,

но не опираясь на них.

Прежде всего, необходимо использовать правильную «точку касания». Как

правило, предпочтительным является положение на расстоянии около 2-х см. от колка.

Это положение, в котором струны вибрируют лучше всего. Чем выше тон, тем ближе

точка касания находится к колку, а чем ниже тон, тем дальше точка касания.

Вопросы аппликатуры на начальном этапе обучения игре тесно связаны с

особенностями строения руки иочиниста. Необходимо воспитывать вдумчивого и

серьезного отношения к аппликатуре, а также понимания её художественного смысла.

На первоначальном этапе обучения необходимо передавать самыми простыми

средствами выразительности характер различных пьес песенного и танцевального склада.

Изменение двигательных приемов непосредственно зависит от музыкального образа.

Систематическое развитие игровых навыков требует равномерного развития правой и

левой руки.

Игра в сопровождении фортепиано должна быть регулярной и обязательной на

всём протяжении обучения. Играя с аккомпанементом, ученик глубже проникает в

содержание музыки, получает начальные навыки ансамблевой игры, привыкает к чёткой

атаке звуке.

Последующая работа с начинающими посвящена закреплению изученного,

освоению новых упражнений и разучиванию новых пьес, как правило, в медленных и

умеренных темпах.

Обучение игре на иочине процесс трудоемкий, требующий индивидуального

подхода.

Список литературы:

1. Гладков Е.П. Школа игры на цимбалах. – Минск, 1983

2. Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. – Екатеринбург, 1994

3. Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. – Москва, 1990



В раздел образования