Автор: Баева Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" №8
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Народные промыслы России"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №71»
ПРОЕКТ
«Народные промыслы России»
Подготовила: воспитатель группы №9
Баева Светлана Сергеевна
г. Череповец, 2022 год
Паспорт проекта:
Место проведения: МАДОУ «Детский сад №71», группа №9
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Срок реализации: 14.01.22 – 27.01.22
Актуальность:
Народная культура – это одно из средств нравственного, познавательного
и эстетического развития детей.
Именно родная культура должна найти
дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в
нашем обществе, заставляют нас по новому взглянуть на народные традиции,
праздники, народные промыслы. Многовековой опыт человечества показал
важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это
воспитывает
уважение,
гордость
за
родную
землю.
Поэтому
детям
необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста интереса
к истории и культуре русского народа через ознакомление народными
промыслами.
Задачи:
- познакомить детей с народными промыслами нашей страны;
- развивать и обогащать потребности и желания детей в познании
творчества народной культуры: восприятия природы, красивых предметов
быта,
произведений народного,
декоративно-прикладного
и
изобразительного искусства, чтения художественной литературы, слушания
музыкальных произведений;
- расширять представления детей о народной игрушке (дымковская
игрушка, филимоновская, каргопольская, матрешка, и др.);
- содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать
выразительность речи;
-
обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их
значениями;
- воспитывать любовь к своей Родине;
- развивать творческие способности детей.
Ожидаемые результаты:
- познакомить детей и привлечь родителей к историческому и
культурному наследию;
- закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах
России;
- развитие творческого воображения и творческого мышления детей.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- определение педагогом темы, целей, задач, содержание проекта,
формы выражения итогов проектной деятельности;
-
подбор
наглядных
и
дидактических
материалов (тематические
картинки, плакаты с элементами росписи);
- подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными
промыслами;
- подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
-
подбор
произведений
фольклора,
стихов
на
тему народных
промыслов;
- подготовка материалов для творческой деятельности детей.
2 этап – основной:
-
тематические беседы: («Филимоновские игрушки - свистульки»,
«Дымковские мастера», «Веселые матрешки», «Что такое хохлома?», «Гжель
сине-голубое чудо», «Из чего сделана матрешка»);
- рассматривание тематических альбомов: («Хохлома», «Городецкая
роспись», «Гжель», «Народные умельцы», «Дымковские узоры»);
- просмотр презентации («Расписная игрушка» «Сине-голубое чудо -
Гжель», «Золотая хохлома»);
- сюжетно-ролевые игры: («Магазин игрушек», «Угостим матрешек
чаем», «В гости к матрешкам», «Игрушки знакомятся», «Ярмарка»);
- дидактические игры: («Собери матрешку по образцу» (разрезные
картинки), «Найди пару», «Чудо-узоры», «Русский сувенир»);
- чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек;
- чтение стихотворений: (И. Чернидская «Матрешки», С. Маршак «О
матрешках», Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая
дымка»,
Л.
Гулыга
«Пёстрый
хоровод»;
В.
В.
Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю.
Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»);
-
хороводные народные игры («Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый
пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору», «Золотые ворота»);
-
НОД
(познавательное
развитие:
«Русская
народная
игрушка:
дымковская, филимоновская, каргопольская», художественно-эстетическое
развитие: лепка «Веселые матрешки», рисование «Сказочная гжель»,
аппликация «Золотая хохлома»).
Работа с родителями:
- консультация «Воспитание детей через приобщение к народной
культуре»;
- привлечь родителей к созданию мини-музея «Русский сувенир».
3 этап – заключительный:
- итоговое развлечение «Путешествуем по народным промыслам»;
- выставка детских работ «Город Мастеров»;
- создание альбома «Народные промыслы»;
- создание мини-музея «Русский сувенир».
Дидактическая игра «Чудо-узоры»
Лепка «Веселые матрешки»
Рисование «Сказочная гжель»
Аппликация «Золотая хохлома»
Мини-музей «Русский сувенир»
Результаты проекта:
- у детей появилось желание больше узнать о творчестве русских
мастеров и жизни русского народа;
- дети самостоятельно стали различать стили известных видов
декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на
бумаге;
- увеличился словарный запас детей;
- расширился кругозор детей по данной теме.