Напоминание

Семья и дошкольное учреждение. Сотрудничество. Взаимодействие. Партнерство.


Авторы: Ялалетдинова Ольга Викторовна, Филатова Тамара Викентьевна
Должность: учитель-дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 26
Населённый пункт: г.Елабуга, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Семья и дошкольное учреждение. Сотрудничество. Взаимодействие. Партнерство.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Равноправные позиции педагогов и родителей в

воспитании, развитии личности ребёнка»

Введение в действие Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства

образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155, создало предпосылки

для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского

сада как условия реализации государственного социального заказа.

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации

на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное

развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая

значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что

человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по

силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека

соответствовало бы семейному воспитанию.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на

авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на

данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств

ребенка. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью

воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного

опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в

обществе.

ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить

многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана

поднимать

воспитательный

потенциал,

авторитет

семьи

посредством

организации

продуктивных

взаимоотношений

с

родителями

своих

воспитанников.

Взаимодействие семьи и детского сада предполагает равноправные

позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

Однако, надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ

встречается такое мнение: родители - это "помощники" при ДОУ. Таким

образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ -

роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья

- равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении

значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие

сторон нарушается. Более эффективным будет взаимодействие, в котором

каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно.

Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как

доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Но

нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности,

нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их

родителями.

В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою

гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение

своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью

обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга,

семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов.

Задача детского сада

- «повернуться» лицом к семье, оказать ей

педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых

подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья

стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и

возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо

учитывать

дифференцированный

подход

к

каждой

семье,

учитывать

социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и

степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в

семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного

процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить

интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при

систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком

процессе

воспитания

полноценного

человека

зависит

от

уровня

профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры

родителей.

Что для ребенка является главным?

Во-первых, центральным новообразованием дошкольного возраста -

является воображение. Ребенок должен уметь воображать и фантазировать.

Во-вторых

-

эмоций.

Эмоции

не

зря

называют

центральной

психической функцией дошкольного возраста. Именно в дошкольном

возрасте ребенок обретает способность управлять собственными эмоциями.

Он учится контролировать свои эмоции, может с их помощью «запускать»

какую-то деятельность, а может, наоборот, сдерживать ее начинание. Эмоции

постепенно

становятся

предметом

сознания

ребенка.

Формируется

способность сопереживать, он приобретает навык хорошего понимания

эмоций другого человека.

В-третьих, это общение и взаимодействие. Можно без преувеличения

сказать, что в дошкольном возрасте ребенок проходит университеты

общения. У ребенка появляются первые симпатии и антипатии, он

приобретает навыки личностного и делового взаимодействия, он научается

управлять своим общением. Благодаря общению у ребенка формируется

психологическая и личностная готовность к школьному обучению.

В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые

способны

обеспечить

ему

возможность

всестороннего

развития

и

благополучия.

Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад

- семья». Признание приоритета семейного воспитания требует новых

отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений

определяется

понятиями

"сотрудничество"

и

"взаимодействие",

«партнерство».

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов

невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой

системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит

сделать

педагогический

процесс

более

свободным,

гибким,

дифференцированным,

гуманизировать

отношения

между

детьми,

педагогами, родителями.

Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного

процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть

самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих

радостях, тревогах, успехах и неудачах. Пример открытости демонстрирует

педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям,

рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в

праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в

беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то

сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к

опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт,

важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до

панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя

педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает

родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами,

трудностями,

просят

помощи

и

предлагают

свои

услуги,

свободно

высказывают свои претензии и т. д.

Таким образом,

от участия родителей в работе дошкольного

учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде

всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее

другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на

своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают,

так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в

свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и

слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей

помощи, а иногда просто поучиться.



В раздел образования