Авторы: Ялалетдинова Ольга Викторовна, Филатова Тамара Викентьевна
Должность: учитель-дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 26
Населённый пункт: г.Елабуга, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Семья и дошкольное учреждение. Сотрудничество. Взаимодействие. Партнерство.
Раздел: дошкольное образование
«Равноправные позиции педагогов и родителей в
воспитании, развитии личности ребёнка»
Введение в действие Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155, создало предпосылки
для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского
сада как условия реализации государственного социального заказа.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации
на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное
развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая
значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что
человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по
силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека
соответствовало бы семейному воспитанию.
Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на
авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на
данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств
ребенка. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью
воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного
опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в
обществе.
ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить
многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана
поднимать
воспитательный
потенциал,
авторитет
семьи
посредством
организации
продуктивных
взаимоотношений
с
родителями
своих
воспитанников.
Взаимодействие семьи и детского сада предполагает равноправные
позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.
Однако, надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ
встречается такое мнение: родители - это "помощники" при ДОУ. Таким
образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ -
роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья
- равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении
значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие
сторон нарушается. Более эффективным будет взаимодействие, в котором
каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно.
Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как
доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Но
нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности,
нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их
родителями.
В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою
гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение
своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью
обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга,
семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов.
Задача детского сада
- «повернуться» лицом к семье, оказать ей
педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых
подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья
стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и
возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо
учитывать
дифференцированный
подход
к
каждой
семье,
учитывать
социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и
степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в
семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного
процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить
интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при
систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком
процессе
воспитания
полноценного
человека
зависит
от
уровня
профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры
родителей.
Что для ребенка является главным?
Во-первых, центральным новообразованием дошкольного возраста -
является воображение. Ребенок должен уметь воображать и фантазировать.
Во-вторых
-
эмоций.
Эмоции
не
зря
называют
центральной
психической функцией дошкольного возраста. Именно в дошкольном
возрасте ребенок обретает способность управлять собственными эмоциями.
Он учится контролировать свои эмоции, может с их помощью «запускать»
какую-то деятельность, а может, наоборот, сдерживать ее начинание. Эмоции
постепенно
становятся
предметом
сознания
ребенка.
Формируется
способность сопереживать, он приобретает навык хорошего понимания
эмоций другого человека.
В-третьих, это общение и взаимодействие. Можно без преувеличения
сказать, что в дошкольном возрасте ребенок проходит университеты
общения. У ребенка появляются первые симпатии и антипатии, он
приобретает навыки личностного и делового взаимодействия, он научается
управлять своим общением. Благодаря общению у ребенка формируется
психологическая и личностная готовность к школьному обучению.
В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые
способны
обеспечить
ему
возможность
всестороннего
развития
и
благополучия.
Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад
- семья». Признание приоритета семейного воспитания требует новых
отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений
определяется
понятиями
"сотрудничество"
и
"взаимодействие",
«партнерство».
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов
невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой
системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит
сделать
педагогический
процесс
более
свободным,
гибким,
дифференцированным,
гуманизировать
отношения
между
детьми,
педагогами, родителями.
Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного
процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть
самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих
радостях, тревогах, успехах и неудачах. Пример открытости демонстрирует
педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям,
рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в
праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в
беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то
сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к
опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт,
важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до
панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя
педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает
родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами,
трудностями,
просят
помощи
и
предлагают
свои
услуги,
свободно
высказывают свои претензии и т. д.
Таким образом,
от участия родителей в работе дошкольного
учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде
всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее
другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на
своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают,
так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в
свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и
слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей
помощи, а иногда просто поучиться.