Автор: Майер Эльзара Айдеровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №106 "Лазурный"
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Логико-математические игры в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Логико-математические игры в работе с дошкольниками
Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и
родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию,
удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для
развития ума ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно
организованного педагогического процесса с применением различных методик,
как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети
могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое
из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для
развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная
тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро
решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее
находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные
решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Так, математика по праву занимает очень большое место в системе
дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость
мышления, учит логике.
Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения
эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним
помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра –
естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок
осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы
действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего
мира, расширяет свой опыт познания.
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность,
способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в
разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и
познавательной
активности.
Способствуют:
освоению
детьми
средств
познания: эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов,
представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению
способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности,
насыщение
проблемными
ситуациями,
творческими
задачами,
наличие
ситуаций
поиска
с
элементами
экспериментирования,
практического
исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм
является их развивающее воздействие.
Логико – математические игры конструируются на основе современного
взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся
стремление
ребенка
получить
результат:
собрать,
соединить,
измерить,
проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию;
активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать
образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные
игры
способствуют
развитию
внимания,
памяти,
речи,
воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную
атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в
преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры,
как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Осознав
важность
выше
изложенного,
я
определила
тему
своей
углубленной работы «Логико-математические игры на занятиях и в свободное
время».
Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию
познавательной
активности,
логического
мышления,
стремления
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению,
развитию
умственных
способностей через логико-математические игры.
Выделила следующие задачи:
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач,
к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений
воспринимать
и
отображать,
сравнивать,
обобщать,
классифицировать,
видоизменять и т. д.
3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы
мнемотехники.
4.
Повышать
способность
к установлению
математических
связей,
закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий,
знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.
Для решения поставленных задач необходимо провести следующую
работу:
- создать соответствующую развивающую среду /в группе создать
«Игротеку», где расположить развивающие, дидактические игры, оформить
центр «Математики и конструирования»… /;
- разработать модель педагогического процесса;
- разработать перспективный план по данной теме на все возрастные
группы;
- разработать цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной
деятельности с детьми;
- составить картотеку логико-математических игр;
- оформить буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.
Как воспитателю мне предстоит решать и такие задачи как: формировать
личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать
навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со
сверстниками.
Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в
обучении и воспитании детей. Именно такой подход поможет создать
представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями
вовремя влиять на его развитие.
Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет
успешна при соблюдении ряда условий:
1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному
плану, то есть модели педагогического процесса.
2.
Мероприятия,
реализующие
программу
формирования
логико-
математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.
3.
Использованы
разнообразные
формы
работы
(развивающие
образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб,
досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-
продуктивные…
4.
Применены
диагностические
методики,
определяющие
уровень
формирования логико-математического мышления у детей.
Так же необходимо учитывать, что для логико – математической игры
характеры:
• Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на
протяжении всего занятия.
• Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на
выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
• Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.
•
Наличие
ситуаций
обсуждения,
выбора
материала
и
действий,
коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
•
Овладение
действиями
соотнесения,
сравнения,
воссоздания,
распределения группировки.
• Общая направленность на развитие инициативы детей.
Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-
печатные игры («Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»), игры
на
объемное
моделирование
(«Кубики
для
всех»,
«Геометрический
конструктор», «Шар»), игры на плоскостное моделирование («Танграм»,
«Крестики», «Соты», «Монгольская игра»), игры из серии «Кубики и цвет»
(«Сложи узор», «Уникуб»), игры на составление целого из частей («Дроби»,
«Чудо-цветик»), игры-забавы, перевертыши, лабиринты.
Предполагаемые
игры
и
игровые
упражнения
-
включенные
в
определенную
систему
представлены
нами
в
виде
игровых
занятий,
объеденным
единым
увлекательным
сюжетом,
что
вызывало
у
детей
активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности. В ходе логико –
математических
игр
ребенок
осознанно
воспринимает
игровую
задачу,
целенаправленно решает ее.
Все
логико-математические
игры
учат
детей
мыслить
логически,
удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и
декодировать информацию.
Использование развивающих, логико - математических игр способствует
появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их
мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился
играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить
задание, лучше понять его суть.
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно
без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в
семье.
Предполагаю
использовать
некоторые
направления
совместной
деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:
1.
Информировать
родителей
о
задачах
и
содержании
логико
-
математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности
логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники,
конкурсы) .
3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.
4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества
детского сада с семьей.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры,
стимулировать
самостоятельную
познавательно-игровую
деятельность
дошкольников «обречен» на хороший результат.