Напоминание

Логико-математические игры в работе с дошкольниками


Автор: Майер Эльзара Айдеровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №106 "Лазурный"
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Логико-математические игры в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логико-математические игры в работе с дошкольниками

Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и

родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию,

удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для

развития ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно

организованного педагогического процесса с применением различных методик,

как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети

могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое

из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для

развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная

тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро

решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее

находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные

решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

Так, математика по праву занимает очень большое место в системе

дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость

мышления, учит логике.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения

эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним

помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра –

естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок

осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы

действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего

мира, расширяет свой опыт познания.

Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность,

способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в

разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и

познавательной

активности.

Способствуют:

освоению

детьми

средств

познания: эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов,

представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению

способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности,

насыщение

проблемными

ситуациями,

творческими

задачами,

наличие

ситуаций

поиска

с

элементами

экспериментирования,

практического

исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм

является их развивающее воздействие.

Логико – математические игры конструируются на основе современного

взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся

стремление

ребенка

получить

результат:

собрать,

соединить,

измерить,

проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию;

активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать

образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Данные

игры

способствуют

развитию

внимания,

памяти,

речи,

воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную

атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в

преобразовании игровой ситуации.

Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры,

как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Осознав

важность

выше

изложенного,

я

определила

тему

своей

углубленной работы «Логико-математические игры на занятиях и в свободное

время».

Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию

познавательной

активности,

логического

мышления,

стремления

к

самостоятельному

познанию

и

размышлению,

развитию

умственных

способностей через логико-математические игры.

Выделила следующие задачи:

1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач,

к разнообразной интеллектуальной деятельности;

2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений

воспринимать

и

отображать,

сравнивать,

обобщать,

классифицировать,

видоизменять и т. д.

3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы

мнемотехники.

4.

Повышать

способность

к установлению

математических

связей,

закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий,

знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для решения поставленных задач необходимо провести следующую

работу:

- создать соответствующую развивающую среду /в группе создать

«Игротеку», где расположить развивающие, дидактические игры, оформить

центр «Математики и конструирования»… /;

- разработать модель педагогического процесса;

- разработать перспективный план по данной теме на все возрастные

группы;

- разработать цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной

деятельности с детьми;

- составить картотеку логико-математических игр;

- оформить буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.

Как воспитателю мне предстоит решать и такие задачи как: формировать

личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать

навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со

сверстниками.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в

обучении и воспитании детей. Именно такой подход поможет создать

представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями

вовремя влиять на его развитие.

Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет

успешна при соблюдении ряда условий:

1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному

плану, то есть модели педагогического процесса.

2.

Мероприятия,

реализующие

программу

формирования

логико-

математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3.

Использованы

разнообразные

формы

работы

(развивающие

образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб,

досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-

продуктивные…

4.

Применены

диагностические

методики,

определяющие

уровень

формирования логико-математического мышления у детей.

Так же необходимо учитывать, что для логико – математической игры

характеры:

• Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на

протяжении всего занятия.

• Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на

выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

• Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.

Наличие

ситуаций

обсуждения,

выбора

материала

и

действий,

коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

Овладение

действиями

соотнесения,

сравнения,

воссоздания,

распределения группировки.

• Общая направленность на развитие инициативы детей.

Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-

печатные игры («Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»), игры

на

объемное

моделирование

(«Кубики

для

всех»,

«Геометрический

конструктор», «Шар»), игры на плоскостное моделирование («Танграм»,

«Крестики», «Соты», «Монгольская игра»), игры из серии «Кубики и цвет»

(«Сложи узор», «Уникуб»), игры на составление целого из частей («Дроби»,

«Чудо-цветик»), игры-забавы, перевертыши, лабиринты.

Предполагаемые

игры

и

игровые

упражнения

-

включенные

в

определенную

систему

представлены

нами

в

виде

игровых

занятий,

объеденным

единым

увлекательным

сюжетом,

что

вызывало

у

детей

активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности. В ходе логико –

математических

игр

ребенок

осознанно

воспринимает

игровую

задачу,

целенаправленно решает ее.

Все

логико-математические

игры

учат

детей

мыслить

логически,

удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и

декодировать информацию.

Использование развивающих, логико - математических игр способствует

появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их

мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился

играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить

задание, лучше понять его суть.

Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно

без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в

семье.

Предполагаю

использовать

некоторые

направления

совместной

деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:

1.

Информировать

родителей

о

задачах

и

содержании

логико

-

математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности

логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники,

конкурсы) .

3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.

4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества

детского сада с семьей.

Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры,

стимулировать

самостоятельную

познавательно-игровую

деятельность

дошкольников «обречен» на хороший результат.



В раздел образования