Автор: Егорова Марина Ибрахимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №19
Населённый пункт: Приморский край, Надеждинский район, п.Новый
Наименование материала: статья
Тема: Синдром-Дауна
Раздел: дошкольное образование
«Синдром Дауна»
«Синром –Дауна» - самая распространенная из всех известных на
сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с
синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, с которой мне пришлось
столкнуться. Вот уже пять лет, как мне приходится общаться с детьми
страдающими с таким заболеванием. До этого в моей группе был мальчик. В
данный момент он находиться на домашнем обучении. Так как по возраст
пошёл в первый класс. Сейчас в моей младшей группе, находится девочка с
синдромом Дауна. Что не говори, дети имеющие одинаковое заболевание,
разные по характеру.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем,
связанных
с
его
выживанием,
лечением,
образованием,
социальной
адаптацией и интеграцией в общество. Находясь среди типично развитых
сверстников,
особый
ребенок
получает
примеры
нормального,
соответствующего возрасту, поведения.
Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с
синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть
больше помощи, внимания и понимания, как со стороны семьи, так и всего
общества.
Успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом
Дауна
зависит
от
благоприятных
социальных
условий
и
способов
взаимодействия с окружающей действительностью.
Традиционно описываются такие черты детей с синдромом Дауна, как:
-покорность,
-отсутствие гибкости, склонность к подражательству, а также
-чувство ритма и любовь к танцам. Мне пришлось со сложностями в
воспитании необычных детей. Я ознакомилась с опытом работы других
педагогов, психологов. Поняла, что каждый ребёнок это индивидуальность. Я
создавала для каждого свою программу.
Как и другие умственно отсталые дети их уровня, больные с
синдромом Дауна поддаются обучению бытовым навыкам, координации
движений, речи и другим простым функциям, необходимым в повседневной
жизни.
Структура
психического
недоразвития
детей
с
синдромом
Дауна
своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остается
недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный,
часто встречается звукопроизношение в виде дизартрии или дислалии. У
мальчика ярко выражена недоразвитость речи, вялость, ленивость языка.
Девочка более активна, при рассматривании книг, подражает голосам
животным, произносит отдельные звуки. Деятельность с предметами не
носит даже манипулятивного характера. Ребёнок берёт игрушки и бросает
их. Это создавало много неудобств. Она мешала проводить занятия. Из-за
этого срывался образовательный процесс. Пришлось для девочки отдельный
уголок-уединения. Создавать условия для индивидуальных игр.
Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно,
способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют свое
внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают
простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций.
Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в
воспроизведении
зрительно
воспринятых
форм
связаны
у
них
с
особенностями внимания, а не с точностью восприятия. Для детей с
болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени,
что мешает им ориентироваться в окружающем мире.
Сегодня совершенно
ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам
и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что
даст возможность преодолевать его более слабые качества.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации
ребенка с синдромом Дауна в социум.
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, то он испытывает чувство
напряженности. Переступает с ноги на ногу, прячется за родителей или,
напротив проявляет активность. Начинает бегать не останавливаясь ни на
минуту, громко протестует против попытки его остановить.
Ребенок
чувствует
дискомфорт,
который
провоцирует
и
без
того
повышенную тревожность. Необходимо дать возможность ребенку изучить
помещение,
ознакомиться
с
предметами
и
игрушками,
которые
его
заинтересовали.
Как только ребенок успокоился и почувствовал себя в безопасности,
можно сказать, что первый самый маленький шаг уже пройден.
На этом этапе очень важно не напугать ребенка своим натиском. Необходимо
убедиться, что ребенок на эмпатическом уровне воспринял взрослого и не
видит в нем угрозу.
По результатам обследования ребенка создается индивидуальный маршрут
обучения. Обучение проводится по этапам:
-совместная деятельность со взрослым;
-деятельность по подражанию;
-деятельность по образцу;
-деятельность по словесной инструкции.
При подаче материала необходимо:
-маленькая
дозировка
с
постепенным
усложнением
после
усвоения
пройденного материала;
-наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием;
-постоянная положительная оценка каждого достижения;
-постоянное повторение пройденного материала с его применением в
повседневной жизни;
-частая смена наглядного материала и видов деятельности;
-учить переносить усвоенные знания в новые условия;
-игровой характер обучения, игровая мотивация поставленных задач;
-педагог организует практические действия ребенка.
Главную цель своей работы мы определили так: обеспечение
оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к
самостоятельной жизнедеятельности.
Что касается общения, девочка легко влилась в детский коллектив.
Сначала, воспитатели вводили ее в детские игры, затем, когда несколько
девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать
общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
Работать с детьми – инвалидами очень трудно, собирая по крупицам малые
успехи ребенка, мы с родителями радуемся им, как большим невероятным
достижениям.
Образование детей с ОВЗ - новое и перспективное
направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности
образовательного учреждения к такой работе.