Напоминание

Синдром-Дауна


Автор: Егорова Марина Ибрахимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №19
Населённый пункт: Приморский край, Надеждинский район, п.Новый
Наименование материала: статья
Тема: Синдром-Дауна
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Синдром Дауна»

«Синром –Дауна» - самая распространенная из всех известных на

сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с

синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, с которой мне пришлось

столкнуться. Вот уже пять лет, как мне приходится общаться с детьми

страдающими с таким заболеванием. До этого в моей группе был мальчик. В

данный момент он находиться на домашнем обучении. Так как по возраст

пошёл в первый класс. Сейчас в моей младшей группе, находится девочка с

синдромом Дауна. Что не говори, дети имеющие одинаковое заболевание,

разные по характеру.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем,

связанных

с

его

выживанием,

лечением,

образованием,

социальной

адаптацией и интеграцией в общество. Находясь среди типично развитых

сверстников,

особый

ребенок

получает

примеры

нормального,

соответствующего возрасту, поведения.

Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с

синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть

больше помощи, внимания и понимания, как со стороны семьи, так и всего

общества.

Успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом

Дауна

зависит

от

благоприятных

социальных

условий

и

способов

взаимодействия с окружающей действительностью.

Традиционно описываются такие черты детей с синдромом Дауна, как:

-покорность,

-отсутствие гибкости, склонность к подражательству, а также

-чувство ритма и любовь к танцам. Мне пришлось со сложностями в

воспитании необычных детей. Я ознакомилась с опытом работы других

педагогов, психологов. Поняла, что каждый ребёнок это индивидуальность. Я

создавала для каждого свою программу.

Как и другие умственно отсталые дети их уровня, больные с

синдромом Дауна поддаются обучению бытовым навыкам, координации

движений, речи и другим простым функциям, необходимым в повседневной

жизни.

Структура

психического

недоразвития

детей

с

синдромом

Дауна

своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остается

недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный,

часто встречается звукопроизношение в виде дизартрии или дислалии. У

мальчика ярко выражена недоразвитость речи, вялость, ленивость языка.

Девочка более активна, при рассматривании книг, подражает голосам

животным, произносит отдельные звуки. Деятельность с предметами не

носит даже манипулятивного характера. Ребёнок берёт игрушки и бросает

их. Это создавало много неудобств. Она мешала проводить занятия. Из-за

этого срывался образовательный процесс. Пришлось для девочки отдельный

уголок-уединения. Создавать условия для индивидуальных игр.

Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно,

способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют свое

внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают

простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций.

Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в

воспроизведении

зрительно

воспринятых

форм

связаны

у

них

с

особенностями внимания, а не с точностью восприятия. Для детей с

болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени,

что мешает им ориентироваться в окружающем мире.

Сегодня совершенно

ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам

и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что

даст возможность преодолевать его более слабые качества.

В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации

ребенка с синдромом Дауна в социум.

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, то он испытывает чувство

напряженности. Переступает с ноги на ногу, прячется за родителей или,

напротив проявляет активность. Начинает бегать не останавливаясь ни на

минуту, громко протестует против попытки его остановить.

Ребенок

чувствует

дискомфорт,

который

провоцирует

и

без

того

повышенную тревожность. Необходимо дать возможность ребенку изучить

помещение,

ознакомиться

с

предметами

и

игрушками,

которые

его

заинтересовали.

Как только ребенок успокоился и почувствовал себя в безопасности,

можно сказать, что первый самый маленький шаг уже пройден.

На этом этапе очень важно не напугать ребенка своим натиском. Необходимо

убедиться, что ребенок на эмпатическом уровне воспринял взрослого и не

видит в нем угрозу.

По результатам обследования ребенка создается индивидуальный маршрут

обучения. Обучение проводится по этапам:

-совместная деятельность со взрослым;

-деятельность по подражанию;

-деятельность по образцу;

-деятельность по словесной инструкции.

При подаче материала необходимо:

-маленькая

дозировка

с

постепенным

усложнением

после

усвоения

пройденного материала;

-наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием;

-постоянная положительная оценка каждого достижения;

-постоянное повторение пройденного материала с его применением в

повседневной жизни;

-частая смена наглядного материала и видов деятельности;

-учить переносить усвоенные знания в новые условия;

-игровой характер обучения, игровая мотивация поставленных задач;

-педагог организует практические действия ребенка.

Главную цель своей работы мы определили так: обеспечение

оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к

самостоятельной жизнедеятельности.

Что касается общения, девочка легко влилась в детский коллектив.

Сначала, воспитатели вводили ее в детские игры, затем, когда несколько

девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать

общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Работать с детьми – инвалидами очень трудно, собирая по крупицам малые

успехи ребенка, мы с родителями радуемся им, как большим невероятным

достижениям.

Образование детей с ОВЗ - новое и перспективное

направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности

образовательного учреждения к такой работе.



В раздел образования