Авторы: Бир Наталья Даниловна, Ирина Сергеевна Крюкова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №430
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Нейроигры-метод эффективной работы с ЗПР
Раздел: дошкольное образование
« Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки ,
а умелый руки снова способствует развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушением
речи.
Перед
педагогами
встаёт
вопрос
раннего
распознавания,
квалифицированной
диагностики
и
выбора
адекватных
методов
коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
У детей с нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в
области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной
и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со
стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях
выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония
его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия.
Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий,
тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие
межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса
специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые
направлены на развитие общей двигательной координации, формирование
крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие
координации рук и ног и т.д. Эти упражнения позволяют создать новые
нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое
является основой развития интеллекта
Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий,
повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания,
развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма,
способствуют формированию пространственных представлений, снижают
утомляемость, улучшают произвольное внимание.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о
прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких
явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии,
некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета,
дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития,
агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода
зависимостям.
Преимущества использования нейроигр: игровая форма обучения;
эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация
звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение
заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных
познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия
между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение
компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем
дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить
более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного
развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для
успешной
учебной
деятельности
необходимо
нормальное
развитие
мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика
(нейроигра).
К
7-8
годам
у
детей
уже
полностью
сформируется
межполушарное
взаимодействие
и что-либо изменить
станет
гораздо
сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена
дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех
коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также
во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В
своей
работе
мы
используем
нейропсихологические
упражнения
(нейроигры).
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является, игра.
Самое главное— чтобы ребенку было приятно играть, у него был позитивный
настрой. Ни в коем случае не заставлять и не ругать ребенка, если что-то не
получается. Игра – это хорошая возможность для ребенка провести время с
вами, получить внимание, одобрение и поддержку.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными
тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из
дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно
передвигать два бегунка одновременно. Игра стимулирует работу обоих
полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а
также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую
моторику, подготовка руки к письму.
Игра «Веселые пальчики». Цель: синхронизация работы двух полушарий.
Ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала
играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем
разные картинки.
Зеркальное рисование.
Цель: синхронизация работы двух полушарий.
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой,
разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно,
чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно
посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
Игра «Ухо – нос». Цель: синхронизация работы двух полушарий. Ребенок
левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку
ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на
балансировочной доске.
Игра
«Коза-корова»
Цель:
синхронизация
работы
двух
полушарий.
Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и
средний палец не согнуты в кулак) на «корову»
Игра
«Ручки,
ножки
на
веселой
дорожке»
Цель:
развитие
межполушарных
взаимодействий.
Умение
держать
равновесие,
ориентироваться в пространстве, закреплять знания сторон (право/лево),
развитие мышление.
Игра
на
межполушарное
взаимодействие
«Твистер»
Цель:
способствовать развитию: произвольности. Умения играть по правилам и
выполнять
инструкции,
игровой
деятельности,
навыков
общения
и
партнерства,
пространственного
ориентирования,
общему
физическому
развитию, сенсомоторной координации, закрепляем цвета ( синий, красный,
зеленый , желтый)
Игра
«Веселые стаканчики» Цель: синхронизация работы двух
полушарий.
Работа двумя руками одновременно, дает межполушарное взаимодействие,
которое , осуществляет передачу информации из одного полушария в другое,
обеспечивая целостность и координацию работы мозга. Можно использовать
для автоматизации или дифференциации звуков в логопедии.
Игра «Тропинка здоровья» Цель: синхронизация работы двух
полушарий.
Для ее прохождения детям нужно сориентироваться в своем теле, в
пространстве, правильно выбрать правую или левую ноги, развивать
внимательность, устойчивость, координацию.
Во время прохождения дорожки можно добавлять дополнительные задания,
например, произнести звук, слог, хлопнуть в ладоши, повторить чистоговорку
или стих.
Данная игра рекомендуется к использованию воспитателям, учителям-
логопедам, педагогу- психологу, учителю-дефектологу и родителям.
систематическое
использование
нейропсихологических
упражнений-
нейроигр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения,
развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою
очередь
и
способствует
коррекции
недостатков
речевого
развития
дошкольников с недоразвитием речи. Мы помним главное правило игры «Не
навреди!» Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к
педагогу, в предвкушении того, что же интересного
ждёт их сегодня.
Внедрение
в работу
нейро игр
даёт возможность логопедам более
качественно вести свою работу.