Автор: Махмутова Людмила Станиславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ "Лицей №1 пос. Львовский"
Населённый пункт: г.о. Подольск, Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Лэнд-арт в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Термин «лэндарт» (буквально «искусство земли») был введен американским
художником Робертом Смитсоном для обозначения нового художественного
движения,
возникшего
в
конце
1960-х
годов
в
США.
В
искусстве лэндарта окружающая среда неразрывно связана с произведением
визуально-пластического искусства. Произведение фактически включено в среду
и из нее же создается художником, чаще всего на основе использования
естественных природных материалов – земли, скал, камней, листьев, веток и т. д.
Лэнд-арт— это метод, который соединяет изучение природы и искусство с
задачей
совершенствования
коррекционно-воспитательного
процесса
и
реабилитации детей и детей с ОВЗ. Природа выступает великой художницей и,
несомненно, благотворно влияет на лечебно-профилактический потенциал.
Появление данного подхода рассматривается в контексте глобальных тенденций
противодействия ухудшению экологической обстановки и более активного
использования лечебно-профилактического потенциала природных факторов
саногенеза.
Лэнд-арт связан
с
поиском
участниками
занятий
и
последующим
применением природных или техногенных (также найденных в окружающей
среде) предметов в качестве основного материала и средства художественно-
творческой деятельности.
Занятия лэнд-арт — это простые действия или игровые идеи, которые можно
сделать, используя природные материалы на своей прогулке в парке или в саду, в
лесу,
на
даче,
у
моря.
Лэнд-арт-терапия связана
с
использованием
разнообразных средств и материалов, традиционных для художественного
творчества (краски, карандаши, бумага и т. д., однако при этом акцент смещается
к таким средствам изобразительной деятельности, как найденные природные
объекты (ракушки, веточки, листья и т. д., а также возможность проводить всю
или часть времени в природной среде. Занятия могут включать различные
варианты работы с организацией среды, ее украшением, посадкой растений,
создание
рисунков
с
использованием
природного
материала
и
создание
миниатюрных
арт-объектов.
Коррекционные
занятия
с
использованием
и
искусства, и природы в лечебно-профилактических целях позволяют самым
наилучшим образом стимулировать формирование ребенка в согласии с его
возможностями.
Искусство данной методики чем-то напоминает скрапбукинг, но вашим
холстом является сама земля, и вам ничего не нужно покупать. Это искусство
создания картин и скульптур прямо на природе в естественном ландшафте, с
использованием только природных материалов: камней, шишек, листьев, цветов,
палочек и т. д. чтобы сотворить что-то лэндартовое.
В процессе создания поделок из природного материала у детей формируются
представления об эталонах, предметах и явлениях окружающей жизни.
Встречи с природой обогащают представления детей об окружающем мире,
учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность
восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале
движения
однообразны
и
ограничены,
то
впоследствии
в
процессе
систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы
становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной
деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики
–
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений, гибкости.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное
развитие ребенка, развитие его мышления.
Если проследить путь работы с
детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить,
что вначале ребенок осматривает образец, анализирует его структуру, способы
изготовления, затем после усвоения этого процесса задания усложняются: работа
выполняется по рисунку, фото, и, наконец, она выполняется по заданию или
собственному замыслу.
Занимательность работы с природным материалом способствует развитию у
детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное
внимание.
Поделки
из
природного
материала
в
большей
мере
удовлетворяют
любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание,
возможность
добиваться
более
совершенных
результатов.
Благоприятный
эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек очень важен.
Незамысловатые поделки из природного материала приносят искреннюю радость
и восторг. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания
трудолюбия.
Труд
по
изготовлению
игрушек
из
природного
материала
способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так- то
просто сделать поделку: ее изготовление требует определенных волевых усилий.
Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их
решить,
при
этом
постепенно
формируются
такие
качества,
как
целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные
условия для формирования общественных мотивов труда,
каждый ребенок
получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в
общем деле.
В каждом виде труда есть реальные возможности формировать у детей
контроль и оценку собственной деятельности. Ребенок не только анализирует
образец и планирует последовательность действий, но и контролирует себя во
время работы, соотносит свой результат с образцом.
Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть
индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую
радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается
стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего
труда. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы для
формирования у детей умения планировать свою деятельность с учетом общей
цели, определять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на
формирование у детей дружеских доброжелательных отношений, взаимопомощи,
товарищества.
Ленд-арт — это наиболее лучший способ сделать прогулку с детьми
увлекательной, интересной и творческой!
Занятия
с
детьми
способствуют
развитию
ассоциативного
мышления,
воображения, учат детей сочетать цвета, помогают познавать окружающий мир и
прививают хороший вкус.
Уже знакомый ребенку мир открывается новыми красками. И вот уже простые
предметы, которые были под ногами, заиграли по-новому.
Лэнд-арт
как любое другое творчество сближает взрослых и малышей –
процесс способствует тесному общению, и прогулки в любое время года с детьми
становятся желанными и интересными.