Напоминание

Лэнд-арт в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ


Автор: Махмутова Людмила Станиславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ "Лицей №1 пос. Львовский"
Населённый пункт: г.о. Подольск, Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Лэнд-арт в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Термин «лэндарт» (буквально «искусство земли») был введен американским

художником Робертом Смитсоном для обозначения нового художественного

движения,

возникшего

в

конце

1960-х

годов

в

США.

В

искусстве лэндарта окружающая среда неразрывно связана с произведением

визуально-пластического искусства. Произведение фактически включено в среду

и из нее же создается художником, чаще всего на основе использования

естественных природных материалов – земли, скал, камней, листьев, веток и т. д.

Лэнд-арт— это метод, который соединяет изучение природы и искусство с

задачей

совершенствования

коррекционно-воспитательного

процесса

и

реабилитации детей и детей с ОВЗ. Природа выступает великой художницей и,

несомненно, благотворно влияет на лечебно-профилактический потенциал.

Появление данного подхода рассматривается в контексте глобальных тенденций

противодействия ухудшению экологической обстановки и более активного

использования лечебно-профилактического потенциала природных факторов

саногенеза.

Лэнд-арт связан

с

поиском

участниками

занятий

и

последующим

применением природных или техногенных (также найденных в окружающей

среде) предметов в качестве основного материала и средства художественно-

творческой деятельности.

Занятия лэнд-арт — это простые действия или игровые идеи, которые можно

сделать, используя природные материалы на своей прогулке в парке или в саду, в

лесу,

на

даче,

у

моря.

Лэнд-арт-терапия связана

с

использованием

разнообразных средств и материалов, традиционных для художественного

творчества (краски, карандаши, бумага и т. д., однако при этом акцент смещается

к таким средствам изобразительной деятельности, как найденные природные

объекты (ракушки, веточки, листья и т. д., а также возможность проводить всю

или часть времени в природной среде. Занятия могут включать различные

варианты работы с организацией среды, ее украшением, посадкой растений,

создание

рисунков

с

использованием

природного

материала

и

создание

миниатюрных

арт-объектов.

Коррекционные

занятия

с

использованием

и

искусства, и природы в лечебно-профилактических целях позволяют самым

наилучшим образом стимулировать формирование ребенка в согласии с его

возможностями.

Искусство данной методики чем-то напоминает скрапбукинг, но вашим

холстом является сама земля, и вам ничего не нужно покупать. Это искусство

создания картин и скульптур прямо на природе в естественном ландшафте, с

использованием только природных материалов: камней, шишек, листьев, цветов,

палочек и т. д. чтобы сотворить что-то лэндартовое.

В процессе создания поделок из природного материала у детей формируются

представления об эталонах, предметах и явлениях окружающей жизни.

Встречи с природой обогащают представления детей об окружающем мире,

учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность

восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале

движения

однообразны

и

ограничены,

то

впоследствии

в

процессе

систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы

становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной

деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики

согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации

движений, гибкости.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное

развитие ребенка, развитие его мышления.

Если проследить путь работы с

детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить,

что вначале ребенок осматривает образец, анализирует его структуру, способы

изготовления, затем после усвоения этого процесса задания усложняются: работа

выполняется по рисунку, фото, и, наконец, она выполняется по заданию или

собственному замыслу.

Занимательность работы с природным материалом способствует развитию у

детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное

внимание.

Поделки

из

природного

материала

в

большей

мере

удовлетворяют

любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание,

возможность

добиваться

более

совершенных

результатов.

Благоприятный

эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек очень важен.

Незамысловатые поделки из природного материала приносят искреннюю радость

и восторг. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания

трудолюбия.

Труд

по

изготовлению

игрушек

из

природного

материала

способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так- то

просто сделать поделку: ее изготовление требует определенных волевых усилий.

Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их

решить,

при

этом

постепенно

формируются

такие

качества,

как

целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные

условия для формирования общественных мотивов труда,

каждый ребенок

получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в

общем деле.

В каждом виде труда есть реальные возможности формировать у детей

контроль и оценку собственной деятельности. Ребенок не только анализирует

образец и планирует последовательность действий, но и контролирует себя во

время работы, соотносит свой результат с образцом.

Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть

индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую

радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается

стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего

труда. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы для

формирования у детей умения планировать свою деятельность с учетом общей

цели, определять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на

формирование у детей дружеских доброжелательных отношений, взаимопомощи,

товарищества.

Ленд-арт — это наиболее лучший способ сделать прогулку с детьми

увлекательной, интересной и творческой!

Занятия

с

детьми

способствуют

развитию

ассоциативного

мышления,

воображения, учат детей сочетать цвета, помогают познавать окружающий мир и

прививают хороший вкус.

Уже знакомый ребенку мир открывается новыми красками. И вот уже простые

предметы, которые были под ногами, заиграли по-новому.

Лэнд-арт

как любое другое творчество сближает взрослых и малышей –

процесс способствует тесному общению, и прогулки в любое время года с детьми

становятся желанными и интересными.



В раздел образования