Автор: Ершова Марина Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1
Населённый пункт: г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Наименование материала: Урок по русскому языку 2 класс
Тема: Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова
Раздел: начальное образование
Открытый урок по русскому языку
ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С
ПАРНЫМ ПО ГЛУХОСТИ –
ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ
НА КОНЦЕ СЛОВА».
Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с
изученной орфограммой.
Задачи урока:
1.
Сформировать умения обучающихся проверять написания слов с
парными согласными на конце слова.
2.
Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое
воображение, речь обучающихся.
3.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Универсальные учебные действия:
Предметные
дать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;
сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах
создавать ситуации выбора разных способов проверки слов с
изученной орфограммой,
обогащать словарный запас обучающихся.
Метапредметные:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и
усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
2
активно
использовать
речевые
средства
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
логические
действия,
установление
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений.
сформировать умение применять изученные правила.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Тип урока: урок открытие новых знаний.
Оборудование урока: карточки для работы в парах, презентация,
мультимедийный проектор, компьютер, снежинки разных размеров.
3
Ход урока
I.
Организационный этап
(слайд 1) С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылает свой привет.
Чтоб нежный свет в душе царил,
Улыбку я дарю другим!
- Здравствуйте, улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей
улыбкой. И пусть такое настроение вас не покидает.
- Садитесь. Я очень рада познакомиться с вами, меня зовут ... Я
проведу у вас урок русского языка.
II.
Актуализация знаний
- Отгадайте загадку
Красный нос, в руках метелка
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык,
Наш веселый …. (снеговик) (слайд 2)
- К нам пришел снеговик, какие орфограммы есть в этом слове?
(комментарии)
- Кроме безударной проверяемой гласной е, на конце слова есть парный
согласный звук к.
- Найдите среди снежинок его парный согласный.
(Учитель самостоятельно выставляет первую пару. На верхней строчке
звонкие согласные буквы, на нижней – глухие)
- Какие еще пары согласных звуков вы нашли?
- Какие буквы на верхней строке (звонкие), а на нижней (глухие).
- Как произносятся звонкие согласные звуки? (слайд 3)
- Как произносятся глухие согласные звуки? (слайд 4)
4
Чистописание
- Настало время минутке чистописания
Я тетрадочку возьму.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Возьмите двойные листочки. Запишите число. На следующей строчке
классная работа.
- Ниже запишите на первой строке - звонкие согласные буквы, на
нижней - глухие.
-А сейчас давайте поиграем. Повторяйте за мной.
Мы лепили снежный ком (сжимаем ладоши)
Шляпу сделали на нем (руки «Крыша» над головой)
Нос приделали и вмиг (крутим кулачком у носа)
Получился снеговик (круговые движения руками)
III. Первичное усвоение новых знаний
- Пока мы с вами играли случилась беда, снежинка закрыла букву в
слове мороз. (слайд 5)
- Ребята, какую букву мы напишем на конце слова з или с? - А что мы
можем сказать о звуках з и с? Какие они?
- Так кто уже догадался, что нужно сделать, чтобы определить какую
букву писать? Какое проверочное слово подберем?
- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься?
- Сегодня мы будем учиться правильно писать парные согласные на
конце слова и подбирать проверочные слова.
5
-Ребята наши глазки устали, сделаем гимнастику для глаз? (слайд 6)
IV. Первичная проверка понимания
- Снеговик принес письмо, но снежинки растаяли и некоторые буквы
исчезли. Давайте расшифруем. (слайд 7)
“Дорогой дру… !
Помоги мне отыскать кла. ...
В случае удачи тебя ждёт сюрпри… .
- Ребята, вы согласны помочь Снеговику?
- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием и это поможет
нам узнать где клад.
- Вместе с соседом по парте возьмите копии письма. Они лежат у вас
на столах. И вставьте пропущенные буквы в этот текст, не забывайте к
каждому слову подбирать устно его проверочное.
- А сейчас попробуем проверить пропущенные буквы в словах, а
помогут нам проверочные слова, которые находятся в сугробах.
- Кто поможет мне достать первое слово?
(Ученик записывает первую пару слов на доске, сначала проверочное
слово, затем проверяемое. Подчеркивает орфограмму в первой паре слов,
остальные у себя на листочках).
- Какое правило, мы можем для себя выявить?
- Запомните правило. (слайд 8)
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости- звонкости
согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после
согласного стоял гласный.
6
Физминутка
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по
воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и
конькобежцев)
И пушистые снежки! (поднимаем руки вверх, крутим
«фонарики»)
V. Первичное закрепление
- Ребята для чего люди вешают кормушки?
- Зимой люди вешают кормушки для того, чтобы птички не погибли от
холода, голода и стужи.
- Посмотрите, к нашей кормушке прилетел гость – это снегирь. Он
хочет поделиться с вами своими зернами. Они лежат у вас на столах.
- Переставьте слова так, чтобы у вас получились предложения.
Запишите эти предложения у себя на листочках самостоятельно.
1.Улице, на, снег, идёт.
2.Укутал, землю, холод, всю.
3.Лед, речку, тонкий, сковал.
- Первый ряд, какое предложение составили? (На улице идет снег.)
- Назовите мне слово из этого предложения с изученной орфограммой,
(с парным согласным на конце). (Снег). Какое проверочное слово подобрали?
- Второй ряд, назовите следующее предложение. (Всю землю окутал
холод.). Какое слово встретилось вам с изученной орфограммой? (Холод).
Какое проверочное слово?
7
- Третий ряд, назовите последнее предложение (Тонкий лед сковал
речку.).
-
Какое
слово
встретилось
с
изученной
орфограммой?
(Лед).
Проверочное слово…?
VI. Информация о домашнем задании
- Домашнее задание вы будете выполнять на карточках.
- Вы должны вставить пропущенные буквы на конце слова и подобрать
проверочные слова.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Вот и заканчивается наш урок, клад мы нашли.
- Но шкатулка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то
сказать. Давайте еще раз, скажем, правило проверки парных согласных на
конце слова (чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо
изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный). (слайд 9)
- Какие буквы мы называем парными согласными?
- Вот и открылась наша шкатулка.
- Ребята, если вам на уроке было все понятно, и урок понравился,
возьмите большую снежинку.
- Если в течение урока возникали затруднения – среднюю.
- А если были трудности – маленькую.
- Свои снежинки повесьте на елку.
- Урок окончен, спасибо за работу!
8