Напоминание

Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова


Автор: Ершова Марина Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1
Населённый пункт: г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Наименование материала: Урок по русскому языку 2 класс
Тема: Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по русскому языку

ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С

ПАРНЫМ ПО ГЛУХОСТИ –

ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ

НА КОНЦЕ СЛОВА».

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с

изученной орфограммой.

Задачи урока:

1.

Сформировать умения обучающихся проверять написания слов с

парными согласными на конце слова.

2.

Развивать внимание, память, логическое мышление, творческое

воображение, речь обучающихся.

3.

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Универсальные учебные действия:

Предметные

дать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;

сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах

создавать ситуации выбора разных способов проверки слов с

изученной орфограммой,

обогащать словарный запас обучающихся.

Метапредметные:

личностные действия

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и

усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

2

активно

использовать

речевые

средства

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;

логические

действия,

установление

аналогий

и

причинно-

следственных связей, построения рассуждений.

сформировать умение применять изученные правила.

коммуникативные действия

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении.

Тип урока: урок открытие новых знаний.

Оборудование урока: карточки для работы в парах, презентация,

мультимедийный проектор, компьютер, снежинки разных размеров.

3

Ход урока

I.

Организационный этап

(слайд 1) С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылает свой привет.

Чтоб нежный свет в душе царил,

Улыбку я дарю другим!

- Здравствуйте, улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей

улыбкой. И пусть такое настроение вас не покидает.

- Садитесь. Я очень рада познакомиться с вами, меня зовут ... Я

проведу у вас урок русского языка.

II.

Актуализация знаний

- Отгадайте загадку

Красный нос, в руках метелка

Проживает рядом с елкой.

К холодам давно привык,

Наш веселый …. (снеговик) (слайд 2)

- К нам пришел снеговик, какие орфограммы есть в этом слове?

(комментарии)

- Кроме безударной проверяемой гласной е, на конце слова есть парный

согласный звук к.

- Найдите среди снежинок его парный согласный.

(Учитель самостоятельно выставляет первую пару. На верхней строчке

звонкие согласные буквы, на нижней – глухие)

- Какие еще пары согласных звуков вы нашли?

- Какие буквы на верхней строке (звонкие), а на нижней (глухие).

- Как произносятся звонкие согласные звуки? (слайд 3)

- Как произносятся глухие согласные звуки? (слайд 4)

4

Чистописание

- Настало время минутке чистописания

Я тетрадочку возьму.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Возьмите двойные листочки. Запишите число. На следующей строчке

классная работа.

- Ниже запишите на первой строке - звонкие согласные буквы, на

нижней - глухие.

-А сейчас давайте поиграем. Повторяйте за мной.

Мы лепили снежный ком (сжимаем ладоши)

Шляпу сделали на нем (руки «Крыша» над головой)

Нос приделали и вмиг (крутим кулачком у носа)

Получился снеговик (круговые движения руками)

III. Первичное усвоение новых знаний

- Пока мы с вами играли случилась беда, снежинка закрыла букву в

слове мороз. (слайд 5)

- Ребята, какую букву мы напишем на конце слова з или с? - А что мы

можем сказать о звуках з и с? Какие они?

- Так кто уже догадался, что нужно сделать, чтобы определить какую

букву писать? Какое проверочное слово подберем?

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься?

- Сегодня мы будем учиться правильно писать парные согласные на

конце слова и подбирать проверочные слова.

5

-Ребята наши глазки устали, сделаем гимнастику для глаз? (слайд 6)

IV. Первичная проверка понимания

- Снеговик принес письмо, но снежинки растаяли и некоторые буквы

исчезли. Давайте расшифруем. (слайд 7)

“Дорогой дру… !

Помоги мне отыскать кла. ...

В случае удачи тебя ждёт сюрпри… .

- Ребята, вы согласны помочь Снеговику?

- Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием и это поможет

нам узнать где клад.

- Вместе с соседом по парте возьмите копии письма. Они лежат у вас

на столах. И вставьте пропущенные буквы в этот текст, не забывайте к

каждому слову подбирать устно его проверочное.

- А сейчас попробуем проверить пропущенные буквы в словах, а

помогут нам проверочные слова, которые находятся в сугробах.

- Кто поможет мне достать первое слово?

(Ученик записывает первую пару слов на доске, сначала проверочное

слово, затем проверяемое. Подчеркивает орфограмму в первой паре слов,

остальные у себя на листочках).

- Какое правило, мы можем для себя выявить?

- Запомните правило. (слайд 8)

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости- звонкости

согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после

согласного стоял гласный.

6

Физминутка

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по

воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и

конькобежцев)

И пушистые снежки! (поднимаем руки вверх, крутим

«фонарики»)

V. Первичное закрепление

- Ребята для чего люди вешают кормушки?

- Зимой люди вешают кормушки для того, чтобы птички не погибли от

холода, голода и стужи.

- Посмотрите, к нашей кормушке прилетел гость – это снегирь. Он

хочет поделиться с вами своими зернами. Они лежат у вас на столах.

- Переставьте слова так, чтобы у вас получились предложения.

Запишите эти предложения у себя на листочках самостоятельно.

1.Улице, на, снег, идёт.

2.Укутал, землю, холод, всю.

3.Лед, речку, тонкий, сковал.

- Первый ряд, какое предложение составили? (На улице идет снег.)

- Назовите мне слово из этого предложения с изученной орфограммой,

(с парным согласным на конце). (Снег). Какое проверочное слово подобрали?

- Второй ряд, назовите следующее предложение. (Всю землю окутал

холод.). Какое слово встретилось вам с изученной орфограммой? (Холод).

Какое проверочное слово?

7

- Третий ряд, назовите последнее предложение (Тонкий лед сковал

речку.).

-

Какое

слово

встретилось

с

изученной

орфограммой?

(Лед).

Проверочное слово…?

VI. Информация о домашнем задании

- Домашнее задание вы будете выполнять на карточках.

- Вы должны вставить пропущенные буквы на конце слова и подобрать

проверочные слова.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Вот и заканчивается наш урок, клад мы нашли.

- Но шкатулка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то

сказать. Давайте еще раз, скажем, правило проверки парных согласных на

конце слова (чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо

изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный). (слайд 9)

- Какие буквы мы называем парными согласными?

- Вот и открылась наша шкатулка.

- Ребята, если вам на уроке было все понятно, и урок понравился,

возьмите большую снежинку.

- Если в течение урока возникали затруднения – среднюю.

- А если были трудности – маленькую.

- Свои снежинки повесьте на елку.

- Урок окончен, спасибо за работу!

8



В раздел образования