Напоминание

"Агрессивное поведение в дошкольном возрасте"


Автор: Сапожникова Оксана Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 251
Населённый пункт: г. Красноярска
Наименование материала: статья
Тема: "Агрессивное поведение в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




О.Н. Сапожникова

Заведующий МБДОУ № 251 г.Красноярска

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Рост агрессивного поведения в детском возрасте отражает один из самых острых

вопросов на сегодняшний день. Повышенная агрессия в дошкольном возрасте стала не

только проблемой для самих детей, но и для педагогов, психологов, а также родителей.

Педагоги образовательных учреждений отмечают, что с каждым годом количество

агрессивных детей растет, что вызывает затруднения в работе с такими детьми и, в

некоторых случаях, педагоги не знают, как справиться с их поведением.

К концу дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности. Это

период, когда у ребенка формируются важные черты личности, особенности психики,

которые определяют его поведение, отношение к окружающим и к миру. К концу

старшего дошкольного возраста дети приобретают множество новообразований, такие как

произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, свобода поведения и

многие другие.

Само понятие «агрессия» происходит от латинского «aggressio», что означает

«наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-нибудь».

Агрессивное

поведение характерно

для всех детей дошкольного возраста

(существенное большинство детей ругаются, дерутся, обзываются, щипаются и т.д.). По

мере взросления ребенка, эти непосредственные проявления агрессии уходят, т.к

происходит усвоение правил и норм поведения в процессе социализации. Однако у

многих дошкольников агрессия не только сохраняется, но и развивается как устойчивое

качество

личности.

В

итоге,

у

ребенка

возникают

трудности

в

продуктивной

деятельности, общении со сверстниками, взрослыми, а также происходит деформация его

личностного развития.

Наблюдения показывают, что дошкольному возрасту присущи такие формы

агрессии как вербальная и физическая.

Вербальная агрессия в дошкольном возрасте проявляется в угрозах сверстникам, их

обвинении. Это может быть демонстрация угроз, таких как: «догоню тебя и покусаю»,

«если не будешь слушаться, я тебя ударю» и т.д. Традиционными детскими формами

вербальной агрессии являются дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок» и проч.).

Физическая агрессия в дошкольном возрасте направлена на нанесение какого-либо

материального ущерба другому через непосредственные физические действия (сломать

башню, которую построил сверстник, драка, намеренное ломание игрушек).

Причиной каждому агрессивному акту должен способствовать какой-то повод. Е.

О. Смирнова выделяет следующие ситуации, провоцирующие агрессивное поведение

детей:

привлечение внимания;

ущемление достоинств другого, с целью подчеркнуть свое превосходство;

защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие

игрушки);

стремление быть главным;

стремление получить желанный предмет.

Исходя из этого, можно отметить, что большее удовлетворение дети получают при

достижении желанной цели, исходя из агрессивных действий.

Встречаются случаи, когда агрессивные действия детей не имеют цели и

осуществляются исключительно на причинение вреда другому. Такое поведение вызывает

особое внимание и может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и

жестокости.

Психолог А. Корниенко в своих трудах выделяет понятие детской агрессии.

Детскую

агрессию

она

рассматривает

как

«способ

реагирования

ребенка

на

невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется».

Основными источниками агрессии, по мнению А. Корниенко, являются:

ограничения (наказания, система запретов);

индивидуальные особенности (ребенок не может реагировать по-другому в

силу своего темперамента);

подражание реакции взрослых (пример, который он видит);

эмоции (ребенок рассержен, он в гневе);

В своих исследованиях другие психологи выделяют факторы, способствующие

агрессивному поведению детей. Среди таких факторов обычно выделяют:

семейное воспитание;

образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает;

уровень эмоционального напряжения или фрустрации.

Формы проявления агрессии в семье разнообразны, это могут быть холодность,

оскорбления, эмоциональное непринятие ребенка, физические или насильственные

действия. Агрессивное поведение в семье может демонстрироваться взрослыми или

подкрепляться ими в поведении ребенка (например, похвалить его за победу в драке или

то, что он отстоял игрушку, обидев другого). На становление агрессивного поведения

ребенка

также

влияет

конфликтность,

неадекватный

стиль

воспитания,

суровые

наказания, гиперопека и гипоопека. Доказано, что такие родители чаще сталкиваются с

непослушанием детей. Также существует мнение многих специалистов, что негативное

влияние на ребенка оказывают насильственные действия отца по отношению к матери

(физическое насилие или моральное унижение).

В целом, агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам:

подражание и идентификация с агрессором;

защитная реакция, в случае агрессии по отношению к ребенку;

протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.

Так, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии

принятия и смягчения, переходит в разочарование и злость, вследствие чего возникает

агрессивное поведение. Агрессивное поведение привлекает родителей, что важно для

ребенка. Используя агрессию, ребенок часто достигает своих целей. Поскольку ребенок

агрессивным поведением может управлять взрослыми, то агрессия и нарушение правил

начинают систематически использоваться им для того, чтобы получить желаемый

результат. Такое поведение начинает ребенком закрепляться.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что агрессивное поведение в

дошкольном возрасте является неотъемлемой частью хода становления личности.

Значительное влияние на проявление агрессивного поведения ребенка оказывают такие

факторы как: привлечение внимания, подчеркивание своего превосходства, защита и

месть,

стремление

быть

главным,

получение

желаемого,

состояние

фрустрации.

Немаловажную роль играет семейное воспитание в жизни ребенка, т.к для ребенка важен

пример для подражания.

Особенно

актуально

изучение

проблемы

агрессивного

поведения

у

детей

дошкольного возраста, поскольку, чем раньше начнется работа по его коррекции, тем

выше будет ее эффективность.

Оказание психолого-педагогической помощи агрессивным

детям является необходимостью.

Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип.

М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.

Агапов

П.В.

Человеческая

агрессия

в

социальных

науках:

вопросы

теории

и

методологии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. №2.

С. 7-12.

Берковиц Л. Агрессия. Причины, последсвия и контроль. СПб: Нева, 2001. 512 с.

Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.

Волгоград.: Учитель, 2012. 196 с.

Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник

МГУКИ. 2014. №62. С. 119-123.



В раздел образования