Напоминание

Некоторые вопросы связанные с развитием беглости игрового аппарата


Автор: Гынденова Любовь Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые вопросы связанные с развитием беглости игрового аппарата
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гынденова Любовь Анатольевна

МАУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель по классу ятага

Некоторые вопросы связанные с развитием беглости

игрового аппарата

Бесспорно, главная цель в работе музыканта – это развитие художественного

мышления, формирование его исполнительского вкуса, точного понимания стиля,

ощущения формы произведения, умения найти верное звучание инструмента, развитие

слуховых навыков, чувства ритма, памяти, творческой инициативы.

Средством же

достижения этой цели является развитие технической оснащённости игрового аппарата.

Важным средством музыкальной выразительности при игре на инструменте

является беглость пальцев или техника в узком смысле слова. В основе понятия «техника

пальцев» лежит хорошо развитая способность пальцев музыканта – исполнитель к

быстрым, точным, координированным и ритмичным движениям в процессе игры. При

игре на ятаге исполнительские движения связаны главным образом с разнообразными

движениями пальцев обеих рук на инструменте.

Практика

исполнительства

на

инструменте

еще

не

знала

случаев,

когда

начинающий сразу же продемонстрировал бы элементы беглости, подвижности. Причем,

не просто способности играть подвижные пассажи, а подвижности организованной и

подконтрольной сознанию исполнителя. Развитие такой формы беглости пальцев требует

определенного метода занятий и времени.

Основная закономерность заключена в том, что обучаться игре ученик должен

начать с исполнения музыки медленной.

При игре в медленных темпах ученик имеет возможность распределить свое

внимание на ряд проблем, среди которых одно из основных мест занимает двигательный

механизм – руки и пальцы. Контроль за состоянием мышц пальцев и рук имеет

первостепенное значение, так как их движения регулируются процессом торможения

и

полностью зависит от него.

Недостатком некоторых начинающих ятагистов является зажатость пальцев, рук,

иногда скованность мышц всего тела. При игре они не отпускают и поднимают пальцы

свободно и удобно. Зажатость, скованность мышц ослабляюще действует на процесс

торможения, в результате чего работа мышц лишается правильной регулировки. Игра

становится скованной, приобретает судорожный характер. В быту такую игру называют

«корявой».

Свобода и автономность движений пальцев при игре – основа фундамента в

развитии

беглости.

Подвижности

игры.

Некоторые

педагоги,

помогая

ученику

формировать беглость, советуют ему пробежаться по струнам без цепкости пальцев и при

игре не поднимать их высоко. Другие, наоборот, рекомендуют ученику во время игры

пальцы поднимать высоко, чтобы при опускании ощущать амплитуду движения.

На мой взгляд, при сохранении непременного условия: свободы мышц пальцев,

закономерность движений должна быть такой: чем медленней темп, тем выше цепкость

пальцев. Чем быстрее темп пассажа, тем ниже подъем пальцев.

Высота подъема т опускания пальцев при игре, размах их движений, регулируются

темпом музыки и должны осуществляться не формально, механически, а быть направлены

на достижение ритмичности и отчетливости исполнения, экономность в движениях

пальцев особенно важна при игре в быстрых темпах.

Прорабатывая в медленном темпе различные пассажи, начинающий музыкант

отрабатывает

не

столько

нужные

движения,

сколько

закладывает психический

фундамент для последующей быстрой игры. Игра в медленном темпе помогает ученику

вникнуть в разучиваемое место, вслушаться в интонацию, «вглядеться» в его рисунок,

определить отдельные детали мелодии как части единого целого и т.д. Именно

исполнение в замедленном темпе способствует развитию и закреплению психического

процесса торможения, который является необходимым условием правильно развитой

моторной техники – беглости.

Еще

одним

условием

развития

пальцевой

техники

ятагиста

является

ее

аппликатурная точность, заключающаяся в умении исполнителя находить наиболее

рациональную аппликатуру. Это требование важно в том отношении, что оно, в отличие

от аппликатурного разнобоя,

помогает играющему в более короткие сроки добиться

необходимой автоматизации пальцевых движений.

Наконец, к важнейшим качественным показателям и условиям развития пальцевой

техники относятся ее сознательность и управляемость.

Проявляются эти ценные качества в том, что игровые движения пальцев полностью

подчиняются регулирующим функциям сознания и исполнитель по собственному

желанию может вносить коррективы в тот или иной игровой навык (например, замедлять

или ускорять скорость движения пальцев, устранять излишнее напряжение мышечного

аппарата рук, приспосабливаться к особенностям данного инструмента и т.д.), развитие

рациональной

техники

пальцевых

движений

требует

систематических

и

целенаправленных упражнений.

В процессе тренировки двигательных навыков важно добиваться того, чтобы

каждое

движение

пальцев

контролировалось сознанием

играющего.

С.В.

Розанов

«Техника пальцев есть деятельность не только мышечных, но и психическая, и овладение

техникой есть прежде всего ряд волевых функций, сначала сознательных, а затем,

благодаря частым упражнениям, становящихся почти автоматическими».

Лучшим средством для достижения координированных игровых движений пальцев

является выполнение различных упражнений в медленном темпе с преследующим его

ускорением;

тогда

играющий

сможет

получить

ясное

ощущение

каждого

исполнительского движения и осуществить правильный слуховой контроль в процессе

игры. Активное участие слуха в совершенствовании игровых движений должно быть

непременным условием любого музыкального исполнения, ибо очень часто недостатки

движений

являются

прямыми

недостатками

слуховых

ощущений

представлений

музыканта.

Профессор И. П. Мозговенко, воспитавший плеяду замечательных кларнетистов –

виртуозов, утверждает: «… учить только в медленном темпе или только в быстром

нецелесообразно».

В

медленном

темпе не

достигается

подвижность,

в

быстром

вкладывается технический брак. Теряется четкость, текст «заигрывается». Чередование

умеренного, медленного темпа с быстрым приносит настоящую пользу в овладении

техникой.

Наряду с достижением при игре свободы движения пальцев и умение работать в

различных темпах огромное значение в развитии беглости имеет автоматизации.

Основанная на проявлениях рефлекторного принципа, автоматизация является основным

путем к беглости, главным ее условием.

Беглость, основанная на автоматизации, появляется в тех случаях, когда волевые

функции

играющего,

сначала

осознанные,

после

повторения

превращаются

в

подсознательные.

Наблюдается

парадоксальная

закономерность

в

управлении

подвижностью при игре. Исследования моторно-двигательной техники музыканта –

исполнителя показали: чем больше подвижность (выше скорость пассажа), тем медленнее

мышление играющего. Иначе говоря, сознание управляет движениями (при быстрой игре)

значительно медленнее, чем совершаются сами движения. Это значит, что для того чтобы

играть быстро, надо думать медленно. В данном парадоксе заключена вся суть

автоматизации при игре в подвижных темпах, т.е. в реализации беглости. Идя в своих

размышлениях в обратном направлении, можно констатировать, что при замедлении

темпов, при игре в медленных темпах, осознанность в управлении игрой возрастает.

Чаще всего причинами. Тормозящими развитие беглости, являются неправильно

выработанные исполнительские навыки: лишние движения, скованность, зажатость

исполнительского аппарата. По существу, работа над развитием исполнительской техники

есть процесс освобождения исполнителя от всего лишнего – от лишних движений,

скованность, напряженности и т.д.

Таким образом, ритмически организованная, хорошо проработанная, которой во

всех случаях сопутствует качественное звучание инструмента, беглость – сильное

исполнительское средство. Высшая форма проявления беглости заключается в виртуозном

владении инструментом.

Легкая, но не поверхностная, виртуозная беглость музыканта – исполнителя не

должна

быть самоцелью,

а

должна

подчиняться

задачам художественной выразительности.

Список используемой литературы:

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей; М.: ВЛАДОС,

2004

2. Калугина И.Ю. Возрастная психология; М.: УРАО, 1997

3. Харламов И.Ф. Педагогика; М.: Гардарики, 2004



В раздел образования