Автор: Козлова Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №5 "Антошка"
Населённый пункт: пгт. Октябрьское, Красногвардейского района, Республики Крым
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Средства и методы ознакомления детей с национальной культурой народов Крыма в условиях интеграции различных видов деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Средства и методы ознакомления детей
с национальной культурой народов
Крыма в условиях интеграции различных
видов деятельности»
воспитатель Козлова В.В
Современное общество характеризуется ростом национального
самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего
народа.
Работа с дошкольниками по ознакомлению с национальной культурой
народов Крыма должна быть интегрирована по своему содержанию.
Детям необходимо дать основные сведения по крымоведению, связанные с
историей родного края, культурой, обычаями, и бытом народов
проживающих в Крыму доступные их возрастному восприятию.
Необходимо познакомить детей с элементами разных видов искусств, в том
числе живописи, музыки и литературы народов, проживающих в Крыму.
При ознакомлении с культурой людей, проживающих в Крыму, нельзя
обращать внимание детей только на национальные особенности в ущерб идее
общности всех людей на планете. Необходимо акцентировать внимание
детей на богатстве культур и их взаимопроникновении, на талантах людей и
их положительных человеческих качествах, нравственных идеалах.
Воспитание доброжелательного отношения к представителям других
национальностей является основой формирования патриотических чувств
дошкольников
Выбор средств и методов ознакомления детей
с национальной культурой народов Крымазависит от ведущей задачи, от
возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития.
Интеграция различных видов деятельности имеет большое значение для
повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях
обучения.
Это - взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской
деятельности способствует образованию связей между различными
содержаниями образования;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию
усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;
-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.
СЛАЙД 2
Формы организации работы:
СЛАЙД 3
1. Основной формой ознакомления дошкольников с национальной культурой
народов проживающих в Крыму являются тематические НОД. где
происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам,
традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм;
2. Работа с семьей: знакомство с семьей, ее историей, родственниками,
семейными традициям, составление родословной; выдающимися гражданами
прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение
совместных праздников и развлечений к патриотическим датам.
3. Проведение целевых экскурсий и прогулок к достопримечательностям
(игра – путешествие), в музей (музейные уроки) и т.д.
4. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в
которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,
животных .
Методы организации:
СЛАЙД 4
Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и
непосредственным наблюдением детей
Беседы с детьми
Использование детских художественных произведений, репродукций картин,
иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок,
прослушивание музыкальных произведений
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное
творчество
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в
ближайшем для детей окружении
Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать
порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному
имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение
в общественных местах
Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения,
активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор
воспитания.
Средства организации:
СЛАЙД 5
Средства ознакомления дошкольников с национальной культурой народов
проживающих в Крыму объединить в несколько групп:
1.Художественные средства.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,
диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Дети
эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи,
рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят
сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и
понятно.
Художественные произведения занимают значительное место в
формировании межкультурных и межнациональных связей, способствует
взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего мира детей.
Региональная программа «Крымский веночек» в разделе «Художественная
литература» рекомендует использовать в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями те художественно-познавательные и
собственно художественные произведения, которые познакомят детей с
жизнью, культурой, историей людей, живших и проживающих в Крыму.
Развитие у детей общей музыкальности следует осуществлять, используя
фольклорные произведения крымчан и произведения современных
крымских авторов.
Знакомить детей с характерными особенностями традиций и обычаев
людей, проживающих в Крыму, целесообразно на праздничных утренниках
и развлечениях. Детям необходимо дать общие понятия о праздниках,
например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны,
праздники бывают разные. Оптимальным для духовно – нравственного и
патриотического воспитания детей является проведение народных
праздников: – «Ярмарка»; «Новый год», «Рождество», «Святки»,
«Масленица», «Пасха», крымско-татарские национальные праздники, а так
же национальные праздники других народов, проживающих в Крыму.
В содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном
языке и «языке соседа».
2. Природа родного края
Средством ознакомления детей с национальной культурой Крыма является
природа родного края. Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать
представление о том, что наш полуостров всегда был многонационален.
Здесь издавна звучали разные языки, памятники архитектуры и искусства
создавались носителями разных культур и религий. Это многообразие
нашло отражение в названиях улиц, городов, кварталов, рек, гор и других
географических объектов. Учитывая то, что топонимика ( наука, изучающая
географические названия) Крыма претерпевала многочисленные изменения,
нужно знакомить со старыми и новыми географическими названиями.
3.Собственная деятельность детей.
Средством ознакомления детей с культурой народов Крыма является
собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная
деятельность.
Знакомя детей с играми людей, проживающих в Крыму, важно показать
общность целей, единство ценностей этих игр, потому что многие игры
одинаковы по своему содержанию и отличаются только названием,
атрибутикой, национальным колоритом и стихотворным сопровождением.
Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно –
прикладным искусством обогатит представления детей о разнообразии
промыслов в Крыму, позволит вовлечь в процесс изготовления народных
игрушек и других предметов.
Детей можно познакомить с такими видами работ: вышивка, мозаика,
плетение, художественная чеканка (на фольге), изготовление изделий из
бисера, объёмное конструирование, вытынанки и др) Работы, выполненные
детьми, можно использовать для украшения группы, украшения игровых
центров, как подарки или атрибуты для игр.
4. Коммуникативные средства.
Особое место в группе средств по ознакомлению детей с национальной
культурой отводится общению. Оно как средство нравственно-
патриотического воспитания выполняет задачи корректировки
представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения
чувств и формирования отношений.
5. Социальное окружение.
Это атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка
становится средством воспитания чувств, представлений, общения с людьми
другой национальности.
Интеграция в различные виды деятельности имеет большое значение для
повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях
обучения.
Поэтому вся деятельность педагога
по ознакомлению детей с национальной
культурой Крыма обязательно должна носить комплексный характер,
пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в
повседневной жизни, на специально организованной образовательной
деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома