Напоминание

"Средства и методы ознакомления детей с национальной культурой народов Крыма в условиях интеграции различных видов деятельности"


Автор: Козлова Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №5 "Антошка"
Населённый пункт: пгт. Октябрьское, Красногвардейского района, Республики Крым
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Средства и методы ознакомления детей с национальной культурой народов Крыма в условиях интеграции различных видов деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Средства и методы ознакомления детей

с национальной культурой народов

Крыма в условиях интеграции различных

видов деятельности»

воспитатель Козлова В.В

Современное общество характеризуется ростом национального

самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего

народа.

Работа с дошкольниками по ознакомлению с национальной культурой

народов Крыма должна быть интегрирована по своему содержанию.

Детям необходимо дать основные сведения по крымоведению, связанные с

историей родного края, культурой, обычаями, и бытом народов

проживающих в Крыму доступные их возрастному восприятию.

Необходимо познакомить детей с элементами разных видов искусств, в том

числе живописи, музыки и литературы народов, проживающих в Крыму.

При ознакомлении с культурой людей, проживающих в Крыму, нельзя

обращать внимание детей только на национальные особенности в ущерб идее

общности всех людей на планете. Необходимо акцентировать внимание

детей на богатстве культур и их взаимопроникновении, на талантах людей и

их положительных человеческих качествах, нравственных идеалах.

Воспитание доброжелательного отношения к представителям других

национальностей является основой формирования патриотических чувств

дошкольников

Выбор средств и методов ознакомления детей

с национальной культурой народов Крымазависит от ведущей задачи, от

возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития.

Интеграция различных видов деятельности имеет большое значение для

повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях

обучения.

Это - взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской

деятельности способствует образованию связей между различными

содержаниями образования;

- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию

усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.

СЛАЙД 2

Формы организации работы:

СЛАЙД 3

1. Основной формой ознакомления дошкольников с национальной культурой

народов проживающих в Крыму являются тематические НОД. где

происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам,

традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству,

музыкальному фольклору, народным играм;

2. Работа с семьей: знакомство с семьей, ее историей, родственниками,

семейными традициям, составление родословной; выдающимися гражданами

прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение

совместных праздников и развлечений к патриотическим датам.

3. Проведение целевых экскурсий и прогулок к достопримечательностям

(игра – путешествие), в музей (музейные уроки) и т.д.

4. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в

которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,

животных .

Методы организации:

СЛАЙД 4

Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и

непосредственным наблюдением детей

Беседы с детьми

Использование детских художественных произведений, репродукций картин,

иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)

Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок,

прослушивание музыкальных произведений

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством

Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное

творчество

Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в

ближайшем для детей окружении

Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать

порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному

имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение

в общественных местах

Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения,

активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор

воспитания.

Средства организации:

СЛАЙД 5

Средства ознакомления дошкольников с национальной культурой народов

проживающих в Крыму объединить в несколько групп:

1.Художественные средства.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,

диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Дети

эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи,

рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят

сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и

понятно.

Художественные произведения занимают значительное место в

формировании межкультурных и межнациональных связей, способствует

взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего мира детей.

Региональная программа «Крымский веночек» в разделе «Художественная

литература» рекомендует использовать в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями те художественно-познавательные и

собственно художественные произведения, которые познакомят детей с

жизнью, культурой, историей людей, живших и проживающих в Крыму.

Развитие у детей общей музыкальности следует осуществлять, используя

фольклорные произведения крымчан и произведения современных

крымских авторов.

Знакомить детей с характерными особенностями традиций и обычаев

людей, проживающих в Крыму, целесообразно на праздничных утренниках

и развлечениях. Детям необходимо дать общие понятия о праздниках,

например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны,

праздники бывают разные. Оптимальным для духовно – нравственного и

патриотического воспитания детей является проведение народных

праздников: – «Ярмарка»; «Новый год», «Рождество», «Святки»,

«Масленица», «Пасха», крымско-татарские национальные праздники, а так

же национальные праздники других народов, проживающих в Крыму.

В содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном

языке и «языке соседа».

2. Природа родного края

Средством ознакомления детей с национальной культурой Крыма является

природа родного края. Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать

представление о том, что наш полуостров всегда был многонационален.

Здесь издавна звучали разные языки, памятники архитектуры и искусства

создавались носителями разных культур и религий. Это многообразие

нашло отражение в названиях улиц, городов, кварталов, рек, гор и других

географических объектов. Учитывая то, что топонимика ( наука, изучающая

географические названия) Крыма претерпевала многочисленные изменения,

нужно знакомить со старыми и новыми географическими названиями.

3.Собственная деятельность детей.

Средством ознакомления детей с культурой народов Крыма является

собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная

деятельность.

Знакомя детей с играми людей, проживающих в Крыму, важно показать

общность целей, единство ценностей этих игр, потому что многие игры

одинаковы по своему содержанию и отличаются только названием,

атрибутикой, национальным колоритом и стихотворным сопровождением.

Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно –

прикладным искусством обогатит представления детей о разнообразии

промыслов в Крыму, позволит вовлечь в процесс изготовления народных

игрушек и других предметов.

Детей можно познакомить с такими видами работ: вышивка, мозаика,

плетение, художественная чеканка (на фольге), изготовление изделий из

бисера, объёмное конструирование, вытынанки и др) Работы, выполненные

детьми, можно использовать для украшения группы, украшения игровых

центров, как подарки или атрибуты для игр.

4. Коммуникативные средства.

Особое место в группе средств по ознакомлению детей с национальной

культурой отводится общению. Оно как средство нравственно-

патриотического воспитания выполняет задачи корректировки

представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения

чувств и формирования отношений.

5. Социальное окружение.

Это атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка

становится средством воспитания чувств, представлений, общения с людьми

другой национальности.

Интеграция в различные виды деятельности имеет большое значение для

повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях

обучения.

Поэтому вся деятельность педагога

по ознакомлению детей с национальной

культурой Крыма обязательно должна носить комплексный характер,

пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в

повседневной жизни, на специально организованной образовательной

деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома



В раздел образования