Напоминание

Воспитание личности обучающихся на классных часах


Автор: Браун Наталья Владимировна
Должность: преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ Факультет СПО
Населённый пункт: г.Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: Методические указания
Тема: Воспитание личности обучающихся на классных часах
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ

Факультет среднего профессионального образования

Тема:

«Воспитание личности

обучающихся на классных часах»

г. Куйбышев, 2024 г.

Содержание

стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава I. Воспитание личности учащихся . . . . . . . . . . . . . . .

6

Глава II. Практическая часть «Исследование проблемы

эмоционально-нравственного развития личности» . . . . . . . .

8

Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12

3

Введение.

В какой-то момент

перед юношами и девушками, начинающими

сознавать место и роль человека в жизни, встает вопрос о смысле жизни, о

том, какими они должны быть. Каждый из нас ищет нравственный идеал.

Человек не может жить один. Одиночество для него самое страшное

наказание.

У каждого человека есть потребность быть уважаемым и любимым.

Большое счастье жить среди людей, приносить им радость. Недаром

французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри считал, что единственная

настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Но в жизни мы

видим как общительных, так и необщительных людей. Последние, как

правило, тяжело переживают свое одиночество. Общительность – это умение

легко входить в контакт с людьми чтобы стать нужным и приятным им. В

основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие. Эти чувства,

в свою очередь связанных с желанием понять внутренний мир другого

человека.

Вспомним

высказывание

героя

кинофильма

«Доживем

до

понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Умение жить среди

людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и

самовоспитания. Правда, человеку сангвинистического темперамента легче

удается сойтись с людьми, меланхолику – труднее. Но самовоспитание

поможет преодолеть некоторую природную инертность личности. Главное

уметь развивать в себе чувства товарищества, дружественности.

В общительности, как и во всем, нужна мера. Ведь общительность

ценна не сама по себе, а для удовлетворения духовных запросов людей в

коллективе.

Общаясь друг с другом, следует помнить: главная задача – это

отношение к людям, которое необходимо вырабатывать в себе – значит,

совершая любой поступок, принимая любое решение или реагируя на

действия других, понимать и представлять, какое последствие это может

иметь для окружающих, а не только для себя.

4

И стремясь быть лучше, подростки часто выбирают себе для

подражания любимого героя или героиню, восхищаются их подвигами,

стараются понять: «А смогла бы я на их месте поступить так же?» Ждут

случая, чтобы совершить смелый или благородный поступок, но не

задумываются над тем, что путь к любому подвигу проходит через

постоянную тренировку характера на повседневных обыденных мелочах. К

сожалению, на «мелочи жизни» мы часто не обращаем внимания. А они, хоть

на первый взгляд, вещь незаметная, таят в себе великое: постоянно и хорошо

выполняемые

действия

отражаются

в

поступках,

складываются

в

определенную систему поведения. Из таких действий формируется характер.

Красота и гармония которого, зависят в первую очередь от самого человека.

Намечая логику нашего исследования, следует обозначить цель

работы: сформировать гармонически развитого человека.

Цель исследования определяет его задачи:

1.

привлечь внимание детей к самим себе, к своим поступкам,

поведению, характеру, к своему «я»;

2.

разбудить горячее желание быть лучше;

3.

учиться контролировать себя;

4.

пристальнее всматриваться в окружающую жизнь.

Для достижения поставленных задач, необходимо использовать следующие

основные методы:

анкетирование, тестирование, беседы, фронтальный

опрос, игры.

5

Глава I. Воспитание личности учащихся.

Стремление служить счастью человечества заставляет думать о том,

какие черты и моральные качества наиболее полно и точно выражают

характер человека. Чтобы стать настоящим человеком светлого будущего,

недостаточно

быть

хорошим

специалистом,

быть

деловым,

гореть

энтузиазмом – для этого необходимо, чтобы каждая «мелочь» поведения

характеризовалась бы нравственной ценностью. Чтобы определиться с

ответами на такие вопросы, как проблемы смысла жизни, дома, счастья,

добра, зла, узнать о сущности морали и моральном должном, об условиях его

объективизаций, о требованиях к поведению людей, соблюдая которые

каждый из нас утверждает себя, как человек.

Необходимо ознакомиться с общественной, философской наукой –

этикой. Объектом этики является мораль, которая призвана регулировать

взаимоотношения

между обществом и

его

представителем,

между

отдельными людьми.

Зная, моральные требования, человек сознательно

поступает или должен поступать нравственно, поскольку он осознает, что эти

моральные требования необходимы для сохранения и развития коллективной

деятельности как социального объединения. Каждая эпоха, народ, класс,

вносили свою лепту в формирование общечеловеческих моральных идеалов,

ценностей. От поколения к поколению общечеловеческие моральные

требования, представляющие единство общечеловеческого существования,

перерастали в общезначимые. Так как, общечеловеческие моральные

требования

это

так

называемые

простые,

элементарные

нормы

человеческого общения, без соблюдения которых не было бы нормального

функционирования общества, как единого и цельного организма, иначе

говоря, не было бы человека как социально ответственного существа,

который в первую очередь является личность.

Личность – человек,

мировоззрение

и

характер,

способности

и

знания,

темперамент

и

склонности,

которого

устойчиво

проявляются

в

соответствующих

ситуациях,

конкретных

жизненных

обстоятельствах.

Характерная

особенность

личности

сознательная

оценка

фактов,

их

глубокое

осмысление и самосознание. Взаимоотношения и межличностное общение

играют огромную роль в ее развитии. Начиная с подросткового возраста,

большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с

друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.

Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и

перейти на самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все

большее

значение

с

этого

возраста

приобретает

самовоспитание

и

самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными

средствами ее развития.

В общении возникают более или менее устойчивые представления о

самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании

того, что о нем думают окружающие люди. Общение играет весьма

существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный

6

образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в

этом искренне заинтересованы.

Процесс

личностного

развития

ребенка

под

влиянием

взаимоотношений,

складывающихся

с

окружающими

людьми,

можно

представить

следующим

образом.

В

доступных

для

ребенка

видах

деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых

ребенком

усваиваются

правила

и

нормы

человеческих

отношений,

развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые став

побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы

общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития

личности.

Человек – общественное существо, его связи и отношения социально

обусловлены, в результате чего у представителя общества формируются

сознания и чувство социальной обязанности по отношению к другим, к

обществу.

Только человек, получивший полную возможность раскрыть свои

задатки и способности, ставший совершенным физически, нравственно и

интеллектуально, способен быть счастливым во всем значении этого

понятия.

Человеческая жизнь – испытание на право быть человеком. Жизнью

проверяется человек, именно она дает ответ на вечный и волнующий вопрос:

прожил ли данный человек жизнь достойно, был ли он полезен людям, отдал

ли он им тепло своего сердца, свои знания и способности.

Изучение личности – это изучение того, как люди становятся тем, что

они есть. Люди очень отличаются друг от друга теми знаниями, которые они

приобретают на протяжении жизни: каждый человек уникален. Именно в

индивидуальном различии мы находим логический ключ к проблеме

личности.

7

Глава II. Практическая часть.

Исследование проблемы эмоционально - нравственного развития

личности.

Проблема

эмоционально-нравственного

развития

личности

в

подростково-юношеском возрасте является одной из наиболее важной.

Конечно же, всем ужасно интересно покопаться в самом себе. И нет

человека, который не хотел бы знать себя лучше. Психологи разработали

немало способов заглянуть в тайники своей души, разгадать загадки

настроения и характера. Одним из самых простых и доступных – тесты. Они

удовлетворяют любопытство по поводу таинственности личности, они

помогут найти варианты дальнейшей работы над собой.

Первый тест основан на положении о ведущей роли одного из

полушарий головного мозга человека. Ученые установили, что если из двух

полушарий ведущим является правое, то у человека более развита

эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то

аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью.

В

тесте

использованы

четыре

признака,

которые

являются

врожденными и, как правило, не меняются до конца жизни. Правда, нужно

учитывать,

что при сильном волнении ведущим может стать левое

полушарие вместо правого, и наоборот.

И, безусловно, нужно помнить, что не бывает плохих характеров,

бывают лишь лучше или хуже воспитанные люди (см. приложение № 1).

Есть люди, которые всегда начеку – почти ничто не может их удивить,

ошеломить, поставить в тупик. Их полная противоположность – люди

рассеянные

и

невнимательные,

которые

теряются

в

самых

простых

ситуациях. Предлагаем тест – скорее это тест-игра, не повод для серьезных

выводов, но все же он заставит вас кое о чем призадуматься (см. прило-

жение № 2). Мы часто пользуемся определением «пробивная сила». Иногда с

уважением, ведь именно эта «пробивная сила»

позволяет людям легче

реализовать свои планы, намерения либо идеи, быстрее достигать цели, к

которой стремятся. Хуже, если этой целью является желание скорее получить

много

денег,

льгот,

продвижение

по

службе,

не

опирающиеся

на

способности, знания, солидную работу.

Психологи утверждают, что мы часто ошибаемся, оценивая себя:

эгоист думает, что он альтруист; человек со стальными нервами считает себя

деликатным, нежным. Обладаете ли Вы «пробивной силой»? (см. приложение

№ 3)

Психологи считают, что характер человек узнается не только из его

поступков, манеры разговаривать. Каждый из нас имеет характерные жесты и

движения, над которыми он не задумывается. Легко это можно пронаблюдать

в игре. Сюжетно-ролевые игры развиваются как события с выражением

позиции игроков (см. приложение № 4).

8

Каждому из нас приходится оценивать других. Естественно, не легко

научиться делать это объективно. Но легче всего можно это пронаблюдать в

игре (см. приложение № 5).

Психологическое

изучение

личности

в

подростково-юношеском

возрасте,

показали

исследования,

имеет

разную

степень

глубины,

направления в зависимости от тех задач, которые могут быть решены.

Подростково-юношеский возраст - это возраст интенсивного развития

интеллектуальных

способностей,

формирования

профессиональных

интересов молодежи. Нельзя не заметить, как в способах усвоения учебного

материала

качественно

иной

уровень

приобретают

познавательные

психические процессы. Устойчивый произвольный характер имеют процессы

памяти,

внимания,

интеллектуальной

работоспособности.

Ценностный

потенциал

личности,

как

показывают

исследования,

определяется

обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в

нравственной, эстетической сферах, то есть ее идеалами, жизненными

целями, убеждениями и устремлениями. Следовательно, речь идет здесь о

единстве психологических и воспитательных моментов, создания личности и

ее самосознания.

Личность определяется не только своим характером, темпераментом,

физическими качествами, а прежде всего тем, что и как она знает, что и как

она ценит, с кем и как общается. По данным эксперимента можно сказать,

что ребята обрели уверенность в себе, реализовалась такая важная ценность,

как свобода, а также жизненная мудрость.

Результаты этого эксперимента позволяют утверждать, что у ребят не

только сформированы ценностные ориентации, но и объективно отмечена

степень реализации терминальных и этических ценностей в жизни. Эти

результаты объясняются, однако, тем, что любовь, дружба, здоровье,

материально обеспеченная жизнь является для них во многом уже

достигнутыми, реализованными.

Этические ценности, в зависимости от степени реализации в жизни, в

частности, ответственность, независимость, образованность, самоконтроль

тоже способны выступать в качестве мотивов индивидуальной деятельности.

9

Вывод.

В

сложном

процессе

воспитания

подрастающего

поколения,

в

формировании гармонически развитой личности ведущее место занимает

классный руководитель, который стремится сделать все для достижения

хороших результатов. Выполнение всех задач невозможно без постоянного,

целенаправленного внимания учителя.

Успех классного руководителя в значительной степени зависит от того,

насколько ему удастся вступить в контакт с детьми, помочь усвоить нормы и

правила нравственного поведения, правила общения.

Работа классного руководителя с учениками является необходимой

составной частью учебно-воспитательного процесса. Успех в работе зависит

во многом от личности учителя, от его владения материалом, методами

воспитательной работы с детьми, от его разносторонней эрудиции.

Классный руководитель должен довести до сознания детей того, что

нужно уметь проявить настойчивость характера, уметь не поддаваться

мимолетному желанию перенять от кого-либо его дерзкую «остроту»,

насмешку, грубое слово.

Классный руководитель должен уметь чувствовать своих детей и

стараться научить их жить среди людей, выступать против зла, нечестности,

несправедливости, бороться за утверждение подлинно чутких, товарищеских

отношений

в

коллективах.

Отношения

между

детьми

должны

быть

уважительными, вежливыми, деликатными.

Осуществление нравственного воспитания ставит актуальные задачи

перед классным руководителем. В процессе воспитания руководителю

необходимо ориентироваться не только на оценки, не только на внешние

показатели, но и на воспитанность, умение самостоятельно контролировать и

объективно оценивать свое отношение к людям.

10

Список литературы.

1.

Банькин Н.П. Семь лекций о живой этики. – 1991 г.

2.

Дубровина М.В. формирование личности в переходный период

возраста. М. – Педагогика, 1997 г.

3.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М. – 1992 г.

4.

Леонтьев Е.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.– 1993 г.

5.

Немов Р.С. Психология. Часть 2. М. – 2003 г.

6.

Попелова И. Этика. М. – 1995 г.

11

12

Приложение № 1.

ТЕСТ № I.

1). Переплетите пальцы рук и вы заметите, что сверху всегда оказывается

один и тот же палец; если левый – вы человек эмоциональный, правый – у

вас аналитический склад ума.

2). Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, то

вы

способны

к

кокетству,

правая

вы

склонны

к

простоте,

простодушию.

3).

Если при апплодировании удобнее хлопать правой рукой, можно

говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь,

прежде чем принять решение.

Полученные результаты обозначим буквами: левая рука – Л; правая

рука – П. Получается последовательность из этих букв. А теперь

расшифруем записи.

ППП – для вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое

мнение. Вы не любите споров.

ППЛ – определяющая черта характера – нерешительность.

ПЛП – для вас характерны: кокетство, решительность, чувство юмора,

артистизм, контактный человек.

ПЛЛ – редкий тип характера, твердость характера.

ЛПП – эмоциональный, счастливый, легко сходится с людьми.

ЛПЛ – мягкость, наивность, тип «маленькой королевы».

ЛЛП – эмоциональный, энергичный, решительный.

ЛЛЛ – антиконсервативный тип характера, эгоизм, упрямство.

13

Приложение № 2.

ТЕСТ № II.

Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы:

1.

Часто ли вы проигрываете из-за невнимания?

2.

Разыгрывают ли вас друзья и знакомые?

3.

Умеете

ли

вы

заниматься

делом

и

слушать

говорящего

одновременно?

4.

Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги?

5.

Смотрите ли вы по сторонам, когда переходите улицу?

6.

Способны ли вы вспомнить в деталях фильм, который посмотрели

два дня назад?

7.

Раздражает ли вас, когда кто-то отрывает вас от чтения книги,

газеты, телепередачи?

8.

Проверяете ли вы сдачу в магазине сразу у кассы?

9.

Быстро ли вы находите в квартире нужную вещь?

10.легко ли вы пробуждаетесь ото сна?

По одному очку за «ДА» на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9; и ответы «НЕТ» на

вопросы 1, 7, 10. Посчитайте общее количество очков.

9 и более очков – вы внимательны и проницательны;

7 – 5 очков – вы достаточно внимательны, не забываете ничего

важного, иногда рассеянность присутствует у вас, что оборачивается

недоразумениями.

4 и менее очков – вы очень рассеяны, и это является причиной

многих неприятностей в вашей жизни.

14

Приложение № 3.

ТЕСТ № III.

Из трех ответов (а, б, в) выберите тот, который соответствует вашему

мнению или суждению.

1. Если бы вы могли работать в авиации, кем вы хотели бы стать?

а) стюардом на бору;

б) пилотом пассажирского самолета;

в) диспетчером в аэропорту, поддерживающим связь с самолетом

в воздухе.

2. Представьте себе, что вам предложили сделать проект интерьера

конторы. По вашему мнению, какой цвет должен преобладать?

а) светло-голубой, розовый;

б) красный, желтый;

в) темно-зеленый, синий.

3. Вы идете в театр, но оказывается, что билетов в кассе уже нет.

Что вы делаете?

а) злитесь, что не купили билетов раньше;

б) пробуете войти как-то без билетов, на это есть способы;

в) даете себе зарок впредь пользоваться услугами предваритель-

ной продажи.

4. Что больше всего необходимо, чтобы двинуться в одиночестве на

штурм вершины?

а) немного сумасшествия;

б) отличная физическая сила;

в) уверенность в себе.

Если преобладают ответы «а» – скромность украшает человека – ваш

девиз. Вы не любите лезть вперед, не любите обращать на себя внимания.

Если преобладают ответы «б» – вы идете по жизни, распихивая всех

локтями. Любите блистать, обращать на себя внимание. Других судите

строго. Вам нравятся сила, смекалка, ум. Сентиментальность вас шокирует.

Достигаете того, что наметили.

Если преобладает ответ «в»

– прирожденный дипломат, умеете

контролировать свои поступки. Вы никогда не ставите перед собой

чрезмерных задач, идете к цели спокойно, но последовательно. Вам хватает

уверенности в себе и чувства превосходства над другими, но вы стараетесь

не демонстрировать этого слишком откровенно.

Если у вас одинаковое число ответов – у вас не доминирует ни одна

позиция – они изменяются в зависимости ото дня, настроения, обстоятельств,

т.е. вы – человек с очень неровным характером.

15

Приложение № 4.

ИГРА № I.

Цель:

заставить ребят побыть на месте героя истории; постараться

выбрать правильный путь из данной ситуации.

Социограмма:

создание условий, в которых игроки вынуждены

высказывать

свое

отношение,

позицию

на

искусственно-построенную

ситуацию.

1.

Определяются 2 альтернативные идеи, антиподные. Придумывают

сюжет.

2.

Показывают сюжет.

3.

Придумываются варианты для обсуждения.

4.

Обыгрывают их.

16

Приложение № 5.

ИГРА № II.

Цель: умение сформировать у личности навыки отчета собственной

жизни.

Ставится вопрос: «Чего ты хочешь?» «Расскажи мне обо мне».

«Разговор при свечах».

Суть: заставить человека взглянуть на себя, увидеть свой внутренний

мир со стороны.

Карточки: «Я вижу перед собой . . »

«Я обнаруживаю в себе . . .»

«Мне интересен . . .»

«В моем собеседнике мне не понятны качества, поступки . . . »

Выводов, обобщений нет. Человек разговаривает сам с собой вслух.

«Зеркало» помогает «увидеть» себя со стороны, корректируя оценку.

17



В раздел образования