Напоминание

"Формирование функциональной грамотности на уроках математики"


Авторы: Чайкова Людмила Николаевна, Людмила Николаевна Чайкова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: учитель математики
Населённый пункт: с. Екатериновка Приволжский р. Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование математической грамотности на уроках математики

Математическая грамотность является крайне важным навыком для

любого человека. Причина заключается в том, что ее достаточное развитие

позволяет быстро и верно применять математические знания в повседневных

ситуациях, что улучшает жизнь человека. Более того, многие профессии требуют

практическое применение математики, при этом спектр широк – от плотника и

строителя, до экономиста и физика. Зачастую даже в одиннадцатом классе дети

не знают, кем они будут работать, потому развитие математической грамотности

крайне важно.

Под математической грамотностью в рамках работы предлагается понимать

умение применять человеком умения и знания из сферы математики для

решения практических задач, существующих, как в рамках быта, так и при

выполнении профессиональной деятельности.

Математическая грамотность школьников развивается через предоставление им

специфических задач, которые напрямую демонстрируют важность применять

математические знания на практике. Важно затрагивать все сферы, потому

выделяем:

1.

Задания,

указывающие

на

личную

заинтересованность

человека

в

формировании математической грамотности. В первую очередь это бытовые

задачи, например, определение дозировки лекарства, количества месяцев для

накопления денежных средств на покупку чего-либо, создание бюджета семьи

и так далее;

2.

Задания, демонстрирующие важность математической грамотности в

различной профессиональной сфере. Здесь можно предоставлять задачи,

связанные с биологией, экономикой, спортом и иными направлениями;

3.

Задачи, доказывающие необходимость наличия у каждого человека

математической грамотности по общественным причинам. Ярким примером

здесь может быть статистика и налогообложение;

4.

Научная направленность математической грамотности.

Каждое направление важно, а потому должно присутствовать на занятиях. При

этом задачи могут быть совершенно различной направленности. Так, например,

рекомендуется использовать следующие технологии:

1.

Пример реальной жизненной ситуации;

2.

Технология решения проблемы;

3.

Игровая технология;

4.

Задача на смену деятельности;

5.

Задание

для

самостоятельного

осознания

проблемы,

создания

гипотезы.

Продемонстрирую возможные варианты для каждой технологии и всех

указанных сфер. Так, примером реальной ситуации может быть необходимость

поклеить обои в комнате – с такой ситуацией в будущем столкнется практически

каждый школьник. Можно «случайно» заинтересовать детей в решении задачи,

например,

попросить

их

проверить

точность

расчетов.

Для

этого

им

предоставляются все сведения, можно дать избыточные для усложнения задачи.

В результате, реальный, жизненный пример затрагивает личные интересы

учеников – многие уже в этом возрасте осознают, что ситуация с высокой долей

вероятности произойдет и с ними, если их математическая грамотность будет

недостаточной,

задача

будет

решена

неверно,

что

потребует,

либо

дополнительного приобретения обоев, либо к ненужному перерасходу.

Например, с 5 по 11 класс, мы на уроках, решаем :

1.

Пример задачи на создание проблемной ситуации. (задачи решаем на уроках

геометрии с 7 по 11 кл, по теме: Площади. Подобие.)

Можно обратиться к ребятам за помощью. Делаю ремонт в своей квартире. В

одной из комнат хочу пол покрыть ламинатом. Ширина одной дощечки 9 см,

длина 13 см. Купила 8 упаковок. В каждой находится 10 дощечек. Как узнать

хватит мне ламината или нет?

2.

Практические задачи или задачи, связанные с повседневной

жизнью.

Длина коридора 36 м. Есть три куска линолеума: первый кусок длиной 12м,

второй – в 2 раза короче, а третий – на 2 м короче первого. Хватит ли их, чтобы

покрыть пол в коридоре (ширина кусков и ширина коридора совпадают)?

3.

Задачи об оплате квитанций за свет, газ.

4.

Задания на рассмотрение диаграммы. На диаграмме показано

распределение выплавки цинка (в тысячах тонн) в 11 странах мира за 2009 год.

Среди представленных стран первое место по выплавке цинка занимало

Марокко, одиннадцатое место — Болгария. Используя диаграмму, ответьте на

вопрос.

Сколько примерно тысяч тонн цинка было выплавлено в Намибии? Ответ

округлите до десятков.

5.

Задача. На плане участка показан водопровод.

Найдите длину водопровода

6.

Аптека. Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по

0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в

упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс

лечения?

7.

Задачи на нахождение объема. Чему равен объём тела, сложенного из

одинаковых кубиков (см. рис.), если объём одного кубика равен 1 кубической

единице (1 куб. ед.)? Ответ дайте в кубических единицах, единицы измерения

указывать не нужно

Приемы решения практико- ориентированных задач нового типа

включены в ОГЭ 9 классе.

1.Планировка квартиры.

2.Листы бумаги.

3.Маркировка шин.

4.Печь для бани.

5.План местности.

6. Тарифы.

7.Участок.

8. Теплицы.

9. Зонты.

10.Кольцевая дорога.

11. Оформление ОСАГО.

12.Террасы.

Это задачи с 1 по 5, которые вызывают особый интерес в данный период

времени. Цель учителя при подготовке учащихся к решению таких задач

большого текстового объема прежде всего состоит в том, чтобы научить просто

ее прочитать, возможно не один раз, для того, чтобы выделить существенные

условия и опустить несущественные. Для этого, можно главное подчеркнуть или

сделать краткие записи, схематические чертежи, а затем применять известные

математические формулы, теоремы и законы. И, самое главное, что здесь дело не

в математических сложностях, а в том, чтобы научить ребенка не теряться на

экзамене. При решении многих задач не нужны специальные математические

знания, а лишь внимание и здравый смысл.

Для демонстрации общественной значимости математической грамотности

можно

предложить

следующую

задачу

школьникам

предоставляются

следующие сведения – в России на первое января 2023 года проживало 146 447

424 человек, согласно исследованию (далее цифры не отображают реальной

ситуации) 50 000 человек относится к сверхбогатым (доход более 200 000 рублей

в месяц), 100 000 – к богатым (доход более 100 000 рублей в месяц), 10 000 000 –

к бедным (доход менее 20 000 рублей), а сколько человек относится к среднему

классу не указали – вам надо определить это значение и указать какая доля у

каждого класса. В результате, ученики поймут, что без математических знаний

данную общественную задачу не решить. При этом здесь используется

проблемная технология – как определить долю?

Для отображения зависимости многих дисциплин от математики, можно

предложить следующую ситуацию – предположим, сборная России по футболу

занимает первое место после первого матча с тремя очками, на втором и третьем

месте команды, имеющие одно очко, на последнем команда с нулем очков,

необходимо определить, какое количество матчей и как (победа, ничья,

поражение) необходимо провести сборной, чтобы выиграть, при этом нужно

изучить как можно больше возможных вариантов. Предлагаем дать такую задачу

в конце занятия, чтобы произошла смена деятельности, сама же задача

демонстрирует, как важна математическая грамотность в спорте.

Подводя итог, делаем вывод о том, что математическая грамотность

чрезвычайно важна для любого человека. Причина заключается в ее высокой

применимости, как к бытовым, так и к профессиональным задачам. Если человек

не обладает этим навыком в достаточной степени, качество его жизни и работы

снижается,

в

некоторых

случаях

это

может

привести

к

трагическим

последствиям, например, при расчете неверной дозировки лекарства.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний,

длительный процесс.

«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно.

Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать,

обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и

способствует формированию математической грамотности.



В раздел образования