Автор: Разина Елена Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ №5
Населённый пункт: г. Миньяр
Наименование материала: статья
Тема: "Мир головоломок в работе учителя-дефктолога"
Раздел: дошкольное образование
«МИР ГОЛОВОЛОМОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА»
Разгадать её не просто,
И работа трудоёмка,
Помогает мыслить остро,
Умная – (головоломка)
Конечно, эта загадка о головоломке.
И тема моей публикации «Мир головоломок» в работе учителя-
дефектолога».
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, перед
педагогом постоянно возникает задача, как развивать и совершенствовать
умение у ребёнка логически рассуждать и действовать, чтобы в будущем он мог
самостоятельно мыслить и не ждать решения всех вопросов от взрослого.
Ведь у детей с ОВЗ:
- плохо развиты основные компоненты наглядно-образного мышления и
взаимосвязь между ними;
- затруднены актуализация образов представлений об окружающей
действительности и словесные обобщения имеющих образов;
- недостаточно сформированы мыслительные операции;
- слабо сформированы представления о целостных предметах и их свойствах,
качествах, признаках;
- не сформированы представления о причинно-следственных связях.
И так, работая с разными методами и технологиями, я заметила, что
одной из наиболее эффективной технологией является головоломка.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило,
требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Некоторые головоломки известны с глубокой древности.
Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать
конец IX века.
В России и странах бывшего СССР известны Анатолий Калинин,
Владимир Красноухов, Борис Кордемский, как создатели
механических головоломок, а также Андрей Богданов, Ольга Леонтьева и
другие как авторы головоломок на бумаге.
Цель: развитие творческих способностей с помощью игр головоломок.
Задачи:
- учить детей обдумывать и планировать свои действия,
- формировать умение строить от простого к сложному,
- способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики,
памяти, речи, внимания, логического и пространственного мышления.
Головоломки делятся на несколько видов:
1. Механические головоломки
2. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач
3. Головоломки, направленные на решение геометрических задач
4. Головоломки комбинаторного характера – стратегические
5. Буквенные головоломки
Работая с играми - головоломками выделили следующие принципы
коррекционной работы :
• навязывать игры нельзя
• не стоит подавлять инициативу
• начинать следует с самых простых головоломок
• рекомендовать детям вслух проговаривать свои действия
• внимательно, но ненавязчиво следить за ходом игры
• не раскрывать секретов, лучшая подсказка –это вопрос
• индивидуальный подход к каждому
• не выносить низких суждений по поводу способностей ребёнка.
• учитывать настроение ребенка.
Итак, что же развивает головоломка:
- пространственное мышление,
- мелкую моторику,
- совершенствовать внимание и память, сообразительность и абстрактное
мышление.
Где можно использовать головоломки?
- образовательная деятельность,
- индивидуальная работа,
- самостоятельная деятельность детей.
Головоломка – игрушка на все времена. В наше время очень много людей
увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми.
Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию и
творческое воображение. И я желаю вам, уважаемые коллеги, творческих
успехов!