Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста


Автор: Беляева Мария Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: Курганская область, город Шадринск
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

младшего школьного возраста

М.Е. Подкина

МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №2",

г. Шадринск

«Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью

минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться,

дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

(К.Д.Ушинский)

По мнению известного педагога Валентины Ковалько: "Укрепление

здоровья пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей

человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего

возраста ценить, беречь и укреплять его, если мы будем личным примером

демонстрировать такой образ жизни, то можно надеяться, что будущее

поколение будет более развитым не только личностно, интеллектуально,

духовно, но и физически» [2].

Знаменитое крылатое латинское выражение гласит: «В здоровом теле —

здоровый дух!» — означает, что, при сохранении своего тела здоровым,

человек становится здоровым и душевно.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья младших

школьников отражается в Законе РФ «Об образовании», СанПиНе, Конвенции

о правах ребёнка и других законодательных актах Российской Федерации. При

этом проблема охраны здоровья детей является одной из приоритетных

направлений в деятельности образовательных учреждений. Здоровье — это

физическая, социальная, психологическая гармония человека. Наметившаяся во

всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья

способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ и

технологий, начиная с младшего школьного возраста.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должно

являться основной в работе образовательного учреждения, так как здоровье

человека влияет на все сферы его деятельности: учёбу, труд, отдых и т. д. Если

человек с самого детства заботится о своём здоровье, занимается спортом,

закаляется, ведёт здоровый образ жизни, то это является гарантией его будущей

успешной жизни [3].

Как,

наряду

с

неблагоприятными

воздействиями

социально-

экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей,

создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?

Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости изучения и

использования в своей работе здоровьсберегающих технологий.

Большинство

педагогов

рассматривают

здоровьесберегающую

технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI

века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения

школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику

любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье

учащихся [1].

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить

развитие

природных

способностей

ребенка:

его

ума,

нравственных

и

эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным

опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающие технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это

совокупность методов, приемов, средств, которые направлены на воспитание у

учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его

сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как

ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [4].

Какие средства должен использовать учитель? В первую очередь,

использование

средств

двигательной

активности,

использование

оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов и многое другое.

При

изучении

различных

здоровьесберегающих

технологий

и

использовании их в своей работе, я разделила их на несколько направлений

исходя из их видов и предполагаемых результатов внедрения.

1 направление - создание здоровьесберегающей среды.

В классной комнате я создала все условия для обучения и развития детей

согласно СанПиНу.

Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как

соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового

образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота,

температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

Помещение нашего класса - своеобразный уголок фитодизайна, в котором

размещены растения, обладающие особыми свойствами: каланхое, хлорофитум

и тому подобные.

Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения. Дети сидят за

партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по

учебным четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску.

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о

правильном питании.

Моя задача - убедить родителей, что необходимо соблюдать простые

правила режима питания. Хорошо, что в школе организованы горячие завтраки,

и родители с удовольствием используют эту возможность, так как перед уходом

в школу не каждому ребенку хочется кушать.

2

направление

-

здоровьесберегающее

направление

в

образовательном процессе.

Режим дня имеет особое значение в жизни младшего школьника,

правильно составленный распорядок и его соблюдение играют основную роль в

сохранении здоровья ребенка.

Правильная организация урока оказывает большое влияние на состояние

организма детей и, как следствие, на работоспособность.

При подготовке любого урока оцениваю его качество и эффективность с

точки зрения сохранения здоровья.

Обязательным

элементом

здоровьесберегающей

организации

урока

считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию

эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов

(танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых,

познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают

сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют

формированию

уверенности

в

себе:

ходьба

на

месте,

потягивание

с

подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища, каждое из

них повторяется по 3-4 раза.

Правильно подобранные мною физкультминутки способствуют тому, что

ребята переключают своё внимание с одного вида деятельности на другое, у

них

развивается

мускулатура,

легче

усваивается

новая

тема,

правила,

закрепляются и проверяются знания. Весёлые физкультминутки наполняют

наши уроки радостью и становятся ниточкой приятного общения между мной и

ребятами.

Помимо

физкультминуток на

своих

уроках

использую

следующие

средства двигательной активности:

- физические упражнения без предметов;

- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

-

гимнастика

(оздоровительная,

пальчиковая,

дыхательная,

для

профилактики нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);

-самомассаж.

Наблюдаю

за

чередованием

поз

учащихся,

корректирую

их

в

соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза

ребёнка

на

уроке,

тем

менее

напряжён

ученик,

что

говорит

о

его

психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения

утомляемости.

В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на

зрительный анализатор. Считаю необходимым проведение на уроке комплексов

упражнений для глаз и использование отдельных приёмов. Например:

рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной

комнаты; «путешествие глазами» по траекториям.

3 направление - здоровьесберегающая организация воспитательной

работы.

В реализации здоровосберегающего подхода в учебном процессе одним

из важных условий является формирование положительного настроя учащихся

на урок. Для здорового развития и самочувствия ребёнок должен не только

уметь учиться, но и хотеть этого.

Перед уроками я стараюсь поймать настроение детей, если кто-то принес

свои «домашние проблемы», то стараюсь их подбодрить и поддержать. На

уроках стараюсь исключить стрессовые ситуации, так как от этого зависит

успешная деятельность учащихся. Для создания "ситуации успеха" на уроках

использую

разные

формы

работы:

индивидуально-обособленная

(при

выполнении

письменных

работ),

фронтальная,

групповая,

коллективная,

парная.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю

различные мероприятия: классные часы, беседы, экскурсий о здоровом

питании, о вредных привычках, о толерантном отношении друг к другу, о

взаимопомощи. Например: «Зарядка в жизни школьника», «Я расту, я

изменяюсь», «Наши лучшие друзья - солнце, воздух и вода», «Твоё здоровье в

твоих руках», «Зачем надо заниматься физической культурой» и многие другие.

На родительском собрании была дана информация родителям о фито- и

ароматерапиях, рекомендации по их использованию

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей

человека в нашей стране. И если мы научим детей с самого раннего возраста

ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером

демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно

надеяться, что будущее поколение будут в большей степени здоровы и развиты

не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным

технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью

своих учеников и себе в том числе.

Использование

мною

на

уроках

здоровьесберегающей

технологии

снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и

детей к стремлению к здоровому образу жизни

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо,

хочется сказать: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте

его крепким и здоровым".

1. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на

уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы

/Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.

2. Ковалько, В. И. Зоровьесберегающие технологии. Москва «ВАКО»

2004г.

3. Семёнова, Е. М. О некоторых способах здоровьесберегающей

технологии в работе с детьми младшего школьного возраста (из опыта работы

воспитателя детского дома) // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 444-445.

4. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.



В раздел образования