Автор: Беляева Мария Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: Курганская область, город Шадринск
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
младшего школьного возраста
М.Е. Подкина
МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №2",
г. Шадринск
«Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью
минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться,
дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
(К.Д.Ушинский)
По мнению известного педагога Валентины Ковалько: "Укрепление
здоровья пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей
человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего
возраста ценить, беречь и укреплять его, если мы будем личным примером
демонстрировать такой образ жизни, то можно надеяться, что будущее
поколение будет более развитым не только личностно, интеллектуально,
духовно, но и физически» [2].
Знаменитое крылатое латинское выражение гласит: «В здоровом теле —
здоровый дух!» — означает, что, при сохранении своего тела здоровым,
человек становится здоровым и душевно.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья младших
школьников отражается в Законе РФ «Об образовании», СанПиНе, Конвенции
о правах ребёнка и других законодательных актах Российской Федерации. При
этом проблема охраны здоровья детей является одной из приоритетных
направлений в деятельности образовательных учреждений. Здоровье — это
физическая, социальная, психологическая гармония человека. Наметившаяся во
всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья
способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ и
технологий, начиная с младшего школьного возраста.
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должно
являться основной в работе образовательного учреждения, так как здоровье
человека влияет на все сферы его деятельности: учёбу, труд, отдых и т. д. Если
человек с самого детства заботится о своём здоровье, занимается спортом,
закаляется, ведёт здоровый образ жизни, то это является гарантией его будущей
успешной жизни [3].
Как,
наряду
с
неблагоприятными
воздействиями
социально-
экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей,
создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?
Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости изучения и
использования в своей работе здоровьсберегающих технологий.
Большинство
педагогов
рассматривают
здоровьесберегающую
технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI
века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения
школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику
любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье
учащихся [1].
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить
развитие
природных
способностей
ребенка:
его
ума,
нравственных
и
эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным
опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающие технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это
совокупность методов, приемов, средств, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [4].
Какие средства должен использовать учитель? В первую очередь,
использование
средств
двигательной
активности,
использование
оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов и многое другое.
При
изучении
различных
здоровьесберегающих
технологий
и
использовании их в своей работе, я разделила их на несколько направлений
исходя из их видов и предполагаемых результатов внедрения.
1 направление - создание здоровьесберегающей среды.
В классной комнате я создала все условия для обучения и развития детей
согласно СанПиНу.
Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как
соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового
образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота,
температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.
Помещение нашего класса - своеобразный уголок фитодизайна, в котором
размещены растения, обладающие особыми свойствами: каланхое, хлорофитум
и тому подобные.
Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения. Дети сидят за
партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по
учебным четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску.
Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о
правильном питании.
Моя задача - убедить родителей, что необходимо соблюдать простые
правила режима питания. Хорошо, что в школе организованы горячие завтраки,
и родители с удовольствием используют эту возможность, так как перед уходом
в школу не каждому ребенку хочется кушать.
2
направление
-
здоровьесберегающее
направление
в
образовательном процессе.
Режим дня имеет особое значение в жизни младшего школьника,
правильно составленный распорядок и его соблюдение играют основную роль в
сохранении здоровья ребенка.
Правильная организация урока оказывает большое влияние на состояние
организма детей и, как следствие, на работоспособность.
При подготовке любого урока оцениваю его качество и эффективность с
точки зрения сохранения здоровья.
Обязательным
элементом
здоровьесберегающей
организации
урока
считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию
эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов
(танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых,
познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают
сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют
формированию
уверенности
в
себе:
ходьба
на
месте,
потягивание
с
подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища, каждое из
них повторяется по 3-4 раза.
Правильно подобранные мною физкультминутки способствуют тому, что
ребята переключают своё внимание с одного вида деятельности на другое, у
них
развивается
мускулатура,
легче
усваивается
новая
тема,
правила,
закрепляются и проверяются знания. Весёлые физкультминутки наполняют
наши уроки радостью и становятся ниточкой приятного общения между мной и
ребятами.
Помимо
физкультминуток на
своих
уроках
использую
следующие
средства двигательной активности:
- физические упражнения без предметов;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
-
гимнастика
(оздоровительная,
пальчиковая,
дыхательная,
для
профилактики нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);
-самомассаж.
Наблюдаю
за
чередованием
поз
учащихся,
корректирую
их
в
соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза
ребёнка
на
уроке,
тем
менее
напряжён
ученик,
что
говорит
о
его
психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения
утомляемости.
В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на
зрительный анализатор. Считаю необходимым проведение на уроке комплексов
упражнений для глаз и использование отдельных приёмов. Например:
рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной
комнаты; «путешествие глазами» по траекториям.
3 направление - здоровьесберегающая организация воспитательной
работы.
В реализации здоровосберегающего подхода в учебном процессе одним
из важных условий является формирование положительного настроя учащихся
на урок. Для здорового развития и самочувствия ребёнок должен не только
уметь учиться, но и хотеть этого.
Перед уроками я стараюсь поймать настроение детей, если кто-то принес
свои «домашние проблемы», то стараюсь их подбодрить и поддержать. На
уроках стараюсь исключить стрессовые ситуации, так как от этого зависит
успешная деятельность учащихся. Для создания "ситуации успеха" на уроках
использую
разные
формы
работы:
индивидуально-обособленная
(при
выполнении
письменных
работ),
фронтальная,
групповая,
коллективная,
парная.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю
различные мероприятия: классные часы, беседы, экскурсий о здоровом
питании, о вредных привычках, о толерантном отношении друг к другу, о
взаимопомощи. Например: «Зарядка в жизни школьника», «Я расту, я
изменяюсь», «Наши лучшие друзья - солнце, воздух и вода», «Твоё здоровье в
твоих руках», «Зачем надо заниматься физической культурой» и многие другие.
На родительском собрании была дана информация родителям о фито- и
ароматерапиях, рекомендации по их использованию
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей
человека в нашей стране. И если мы научим детей с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно
надеяться, что будущее поколение будут в большей степени здоровы и развиты
не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным
технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью
своих учеников и себе в том числе.
Использование
мною
на
уроках
здоровьесберегающей
технологии
снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и
детей к стремлению к здоровому образу жизни
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо,
хочется сказать: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте
его крепким и здоровым".
1. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на
уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы
/Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.
2. Ковалько, В. И. Зоровьесберегающие технологии. Москва «ВАКО»
2004г.
3. Семёнова, Е. М. О некоторых способах здоровьесберегающей
технологии в работе с детьми младшего школьного возраста (из опыта работы
воспитателя детского дома) // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 444-445.
4. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.