Напоминание

"Я - это ВЫ"


Автор: Насырова Эльмира Сапаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: конспект урока бинарного урока в 5 классе
Тема: "Я - это ВЫ"
Раздел: среднее образование





Назад




«Я - ЭТО ВЫ…»

(

УРОК

РУССКОГО

ЯЗЫКА

И

РАЗВИТИЯ

РЕЧИ

В

5

КЛАССЕ

)

Ход урока:

1.

Мобилизующее начало.

Сегодняшний урок будет несколько необычен: мы соединим урок-

практикум по материалу раздел и тем, изученных с начала года, и урок

развития речи, где, как и на любом из них, будем говорить о вечном и

непреходящем. Исходя из этого, мы должны поставить перед собой ряд

целей и задач. Определиться с ними в начале урока нам будет сложно, так

как урок комбинированный, но мы обязательно к ним вернёмся на исходном

этапе работы.

Ну и в конце концов завтра у нас ВПР, поэтому работа на уроке – это и

подготовка к успешному выполнению её.

2.

Вводное слово учителя.

Я долго думала, с какой единой темой связать наш урок…

Заглянула в календарь знаменательных дат. … Выглянула в окно: а там

уверенно хозяйничает весна. Говорить о ней? И соблазн велик, и

материала предостаточно.

Но всё решил один эпизод из школьной жизни, свидетелем которого я

стала буквально вчера. Нет, это был не ваш класс, но ситуация весьма

распространённая в детском социуме. И решила остановиться на ней.

Речь пойдёт… о дружбе.

Банально, скажете вы. А на мой взгляд, необходимо. Я не думаю, что

после этого урока вы сразу же разорвёте кулуарный круг вашего

общения на переменах, но что-то изменить в вашем сознании в очередной

раз попытаюсь…

Дружба… Хорошо знакомое всем слово. Настолько хорошо, что мы,

часто пользуясь им, не придаём ему того значения, что оно несет в себе на

самом деле, или подменяем его обычным словом «знакомство», которое,

увы, и определяет во многом отношения между людьми. И чтобы не

превратилось оно в пустой звук , не ушло в словари с пометой

«устаревшее», вернём его истинное значение не только с точки зрения

лексики, но и с точки зрения человечности.

Обратите внимание на кластер, который лежит перед каждым на парте.

Он разбит на две части: понятийный аппарат и аргументация и

иллюстрирование.

Обратимся к первой части – понятийный аппарат.

Давайте обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова. Читаем…

СЛАЙД

ДРУЖБА – близкие приятельские отношения, основанные на взаимном

доверии, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.

Итак, «Толковый словарь» дал нам немногое:

Приятельские отношения

Тесное знакомство

Запись в кластере

Чтобы расширить представление о данном понятии, я предлагаю вам

обратиться к фольклорному наследию.

Где нам еще почерпнуть мудрости, как не здесь?

Запись в тетради (комментированное письмо):

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Карточка 1. Протранскрибируй пословицу: ДОСКА

Друзья познаются в беде.

Итак, о чем же гласит народная мудрость?

Что такое дружба?

Доверие

Бескорыстие

Запись в кластере

А что же говорят о дружбе классики? Для примера я предлагаю вам

обратиться к творчеству одного из них.

Любви вы будете учиться у Льва Толстого, милосердию – у Федора

Достоевского, а дружбе – только у него. Это был один из счастливейших

людей, потому что он точно знал, что такое дружба.

Взгляните на доску: вот они, друзья, которые сопровождали его всю

жизнь! (на доске – портреты писателей пушкинской плеяды, друзей-

лицеистов А.С.Пушкина).

Так чьего портрета здесь не хватает? Конечно же, А.С.Пушкина.

А.С. Пушкин очень трепетно относился к своим друзьям, которых обрёл не

только в Лицее. Вот два фрагмента, из которых ясно, какое место занимали

друзья в его жизни.

Запись на доске фрагментов, на материале которых проводится

орфографическая и пунктуационная работа:

1 вариант (класс)

Мой первый дру…

Мой дру… бе…це(н, нн)ый

И я судьбу бл…г…сл…вил

Когда мой двор уед…ненный

П…чальным снегом зан…сенный,

Твой к…л…кольч…к огл…сил. ( И. Пущину)

Индивидуально – КАРТОЧКА

БЕСЦЕННЫЙ – морфемика

ОГЛАСИЛ - морфология

Итак, спасибо за работу. Так что же такое "дружба" по мнению Пушкина?

Чтобы найти это слово, внимательно прослушайте следующие его строки:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Так что же это за слово?

Союз

СЛАЙД

Синтаксический разбор предложения и словосочетания:

В огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья

Святому братству верен я.

Ещё одно слово, которое поясняет пушкинское определение слова «дружба».

Братство

Ну и чтобы завершить подбор определений слова "дружба", я хотела бы

рассказать вам одну древнюю притчу:

Человек, устав от одиночества, решил найти себе друга. Он постучал в один

дом.

-

Кто там? - спросили его.

-

Это я, - ответил человек.

Но никто не открыл ему двери. Он пошел к следующему дому.

Кто там? – вновь спросили из дома.

-

Это я, - ответил человек.

Но и на этот раз никто не вышел к нему. Тогда человек подошел к третьему

дому.

-

Кто там? – услышал он знакомый вопрос.

-

Я – это вы, - ответил на этот раз человек, и двери отворились.

Красиво и мудро! "Я – это вы" – вот формула настоящей дружбы.

Поэтому дружба – это еще

Единство

Открытость

3.

Обобщение сказанного.

Итак, каких целей мы добились в первой части урока?

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

С какими разделами лингвистики работали?

Лексика

Орфография

Фонетика

Пунктуация

Морфемика

Морфология

Синтаксис

Ну и конечно, для достижения поставленных целей мы решали конкретные

задачи.

ВЫДЕЛЯЛИ (орфограммы, грамматические основы с целью определения

предложения по структуре)

РАЗЛИЧАЛИ (простое предложение и сложное, виды сложных

предложений )

ОПРЕДЕЛЯЛИ (способы, виды и типы связи в словосочетаниях и

предложениях )

Ну и как конечный этап работы над предложением и словосочетанием мы

ПРОИЗВОДИЛИ (синтаксический разбор )

С какими жанрами художественного творчества.

пословицы

лирика

притча

В

каждом

из

них

содержится

мудрость

народная,

поэтическая,

помогающая представить многообразие этого явления – дружба.

Теперь переходим ко второй части кластера. Зачем он нам нужен, вы, я

думаю, догадались.

Как вы понимаете, последующая работа будет направлена на подбор

материала к сочинению «Что такое дружба».

Понятийный аппарат составлен. Именно он, художественно обработанный

вами, войдёт во вступление и комментарий вашего сочинения.

А теперь попробуем воспроизвести в памяти произведения, изученные в

5 классе, которые помогут в аргументации и иллюстрировании понятия

«дружба».

Спасибо. Обратимся к некоторым из них.

Х. Андерсен «Снежная королева».

В каком аспекте вы озвучите проблему дружбы в этом произведении?

Что помогло маленькой девочке Герде победить Снежную королеву?

Аргумент:

Только самоотверженная любовь и верная дружба способны победить зло.

Иллюстрация:

Сказка Х. Андерсена «Снежная королева»

Это сказка о верной дружбе, о силе преданной любви. Красота живого

сердца победила силу холода и льда. Герои научились ценить преданность

живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь,

ту силу, победить которую не сможет даже волшебство. Великая сказка,

которая учит бороться до конца за человека, сердце которого покрыто

льдом!

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

Каким должен быть человек, чтобы не навлечь беду другу?

Аргумент:

Человек всегда должен быть ответственен за свои поступки, потому что от

этого может зависеть жизнь друзей.

Иллюстрация:

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители

Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о

чудесах, которые происходят с героями, о честности, бескорыстии, о высоте

чувств, о вере в добро и, конечно, о дружбе и предательстве, о потере

товарищеской поддержки, об ужасе одиночества без друзей.

Л. Толстой «Кавказский пленник»

Должны ли различные вероисповедания, национальные особенности

людей влиять на отношения?

Аргумент:

Дружба должна быть выше национальных распрей и войн, она должна

объединять людей.

Иллюстрация:

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Взрослым людям трудно найти общий язык, особенно если они находятся в

состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более

доступно истинное человеческое понимание добра и зла. Дружба возможна,

даже если народы разделены войной.

Поэтому в рассказе "Кавказский пленник" именно ребенок, девочка Дина,

выступает как верный, преданный друг, готовый всегда прийти на помощь,

пожертвовать собой.

В. Короленко «В дурном обществе»

Может ли влиять социальный статус, разделение на бедных и богатых

на отношения между людьми?

Аргумент:

Благородство и искренность дружбы не зависят от того, богат ты или беден.

Иллюстрация:

В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Надо оставаться добрым человеком в любой ситуации, протянуть руку

помощи оказавшимся в крайней нищете, увидеть в них настоящих друзей. И

ещё неизвестно, для кого эта дружба окажется нужнее, чью душу она

наполнит главной истиной-умением сострадать, любить и быть преданным.

Вывод.

Итак, материал к сочинению готов. Осталось только всё пропустить ещё раз

через душу и обработать свои мысли.

Маленькому принцу из одноимённой сказки Антуана де Сент Экзюпери Лис

открыл великую истину: люди не должны быть равнодушными и

отчужденными, а нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть

единственным в целом свете.

Жизнь человека «точно солнцем озарится» , если что-то будет напоминать о

друге, и это будет счастьем, но для того чтобы стать близкими, нужно

узнать друг друга.

Надо впустить человека в свое сердце, мысли, жизнь.

И самому войти в его мир.

Это и есть дружба, и именно она священна.

И это настоящее счастье — быть кому-то нужным.

Урок подходит к концу. Давайте определимся, что дал вам он? Чему научил?

РЕФЛЕКСИЯ

АНТУАН ДЕ СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ

«Маленький принц»

Феномен сказки “Маленький принц” в том, что написанная для

взрослых, она

прочно вошла в круг детского чтения.

Маленький принц искал людей, но оказалось, что и без людей

нехорошо, и с

людьми плохо. И то, что делают взрослые, ему совершенно непонятно.

У бессмысленного есть сила, а правдивое и прекрасное кажется

слабым.

Все лучшее, что есть в человеке, нежность, отзывчивость, правдивость,

искренность, способность дружить, делает человека слабым.

Но в таком перевернутом с ног на голову мире Маленький принц

столкнулся и с настоящей истиной, которую открыл ему Лис. О том, что

Конечно, самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки или

смотреть в микроскоп. Иначе как можно объяснить любовь Маленького

принца к розе, оставшейся в одиночестве на его небольшой планете? К самой

обычной розе, каких тысячи в одном только саду на Земле? И способность

автора-рассказчика видеть, слышать и понимать то, что доступно слуху,

зрению и пониманию только самых маленьких читателей планеты Земля,

тоже было бы непросто объяснить, если бы не эта простая и мудрая истина:

зорко одно лишь сердце.

Надежда, предчувствие, интуиция -эти чувства никогда не будут

доступны бессердечному человеку.

Слепое сердце -это самое страшное зло, которое только можно себе

представить: только чудо или чья-то искренняя любовь смогут вернуть ему

зрение.

— Если любишь цветок— единственный, какого больше нет ни на одной из

многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь

себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Но

если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли!

Это очень печально— когда забывают друзей. Не у всякого был друг. Ведь я

не хотел чтобы тебе было больно, ты сам пожелал чтобы я тебя приручил.

Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я

такой же, как он. Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то

на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

Если любишь цветок— единственный, какого больше нет ни на одной из

многих миллионов звезд,— этого довольно: смотришь на небо— и ты

счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Хорошо

иметь друга, даже если тебе скоро помирать. Когда даёшь себя приручить,

потом случается и плакать. Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а

люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И

живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно

солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других.

Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет

меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом— смотри!

Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не

нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя

золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая

пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на

ветру…



В раздел образования