Автор: Филиппова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Нерльская СОШ
Населённый пункт: д.Харино
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе"
Раздел: начальное образование
Т.Е. Филиппова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тейковского
муниципального района "Нерльская средняя общеобразовательная школа"
Особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению
в школе.
Адаптация к школе – это период приспособления ребенка к условиям
образовательного
учреждения.
Это
перестройка
познавательной,
эмоционально-волевой
и
мотивационной
сфер
ребёнка.
Специалисты
выделяют примерные сроки адаптации от 5 недель до 7 месяцев.
Адаптация к школе включает в себя несколько этапов:
1. Острая адаптация (первые 2-3 недели) – это самое тяжелое время для
ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает
значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в
сентябре многие первоклассники болеют.
2.
Неустойчивое
приспособление
–
организм
ребенка
находит
приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3. Период относительно устойчивого приспособления - организм
реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Основными
показателями
успешной
адаптации
ребенка
к
школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие
школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее
эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.
Оценка школьной адаптации включает в себя:
1.Показатель интеллектуального развития – уровень развития высших
психических функций, способность ребёнка к обучению.
2. Показатель эмоционального развития – уровень эмоционального
развития, личностный рост.
3.
Показатель
сформированности
коммуникативных
навыков
(самооценка, уровень притязаний).
4. Готовность ребёнка к обучению в школе в дошкольный период
(мотивационная, интеллектуальная, социально-психологическая).
Оценку школьной адаптации осуществляет психолог и классный
руководитель.
Советы родителям по адаптации ребёнка в школе:
1. Провожайте ребенка в школу. Пусть ребенок почувствует важность
события: теперь он – школьник.
2. Выделите для ребенка его личное пространство. Лучше, если это
будет целая комната, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней
комнаты нет, купите ребенку его собственный письменный стол.
3. Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда
сложно. Для первоклассника очень важно делать перерывы в занятиях.
4. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе.
5. Почаще играйте с ребенком в свободное время. Это поможет ему, да
и вам тоже, расслабиться.
6. Хвалите ребёнка. В любой работе найдите, за что его можно
похвалить. Даже, если ребёнок не совсем справился с заданием. Это поможет
ему почувствовать себя увереннее, ребёнок сможет спокойно понять и
исправить ошибки.
7. Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что задали
сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль.
Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность.
Литература
1.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. —
СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
2.
Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста/ Е.А.
Бузарова, Т.Н. Четыз // Серия 3: Педагогика и психология. –
Вестник Адыгейского государственного университета, 2007. – №3. –
С.1-11
3.
Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. - М.: «Первое
сентября», 2008.
4.
Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. - Ростов-
н/Д.: Феникс, 2008.
5.
Корнеева Е.Н. Ваш ребёнок идет в школу. Проверяем готовность
ребёнка к школе. Советы родителям первоклашек. Под редакцией
О.А. Богатырева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мир и образование,
2013.