Напоминание

"Воспитание нравственно-патриотических чувств по средствам восприятия детской художественной литературы"


Автор: Черепанова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ№31
Населённый пункт: п.Новый Надеждинский район Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание нравственно-патриотических чувств по средствам восприятия детской художественной литературы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Воспитание нравственно- патриотических

чувств у дошкольников посредством восприятия

детской художественной литературы»

(из опыта работы)

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей

жизни начинаются в семье. Чувство патриотизма многогранно по

содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой

народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и

желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие

нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с

отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу,

бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем,

что видит перед собой ребенок , чему он радуется и что вызывает

отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им

глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют

огромную роль в становлении личности патриота.

Одним из важнейших средств является художественное слово

своего народа и талантливых авторов. У каждого народа свои

сказки, и все они передают от поколения к поколению основные

нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания

являются произведения устного народного творчества, которые не

только формируют любовь к традициям своего народа, но и

способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Наши дети уже знакомы со многими видами устного народного

творчества: считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют. Народные

волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических

ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают,

радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй,

самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих

взрослых) остается народная сказка.

Знакомим ребят с рассказами о различных профессиях, особенно

тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной

жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные,

космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое

мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них

стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и

Отечеству.

Многие хотят быть летчиками, космонавтами, военными.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама,

то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая

большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств мы

стараемся подбирать соответствующий материал: (стихи о маме, о

Родине).

Ребят мы знакомим с книгой, как источником информации о

мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома

детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем

дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей

познавательного процесса.

Для чтения используем литературу самого разного объема,

формы и стиля. Подбираем произведения на определенные темы.

Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой

(что является также частью формирования патриотического

отношения к родному краю). Формируем любовь к природе, к

малой Родине. Читаем стихи о Великой Отечественной Войне

которые являются важной составляющей патриотического

воспитания. «Нет войны» С. Михалков , « У обелиска», «День

Победы» Т. Белозеров « Вечный огонь» стихи о подвигах и

мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших

себя в борьбе – являются высокохудожественным средством

воспитания.

Рассказы о «Великой Отечественной Войне» С. Алексеева Э.

Фонякова « Хлеб той зимы» Ю. Герман «Вот, как это было», о

детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками,

знакомим детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети

сопереживают персонажам , волнуются; впервые осознают

жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют

против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые

знания о равенстве всех рас и национальностей.

После прочтения художественного произведения проводим с

ребятами беседу, дети делятся своими впечатлениями от

услышанного. Заучиваем наизусть или пересказываем

понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.

Для сопровождения чтения вслух сказок, рассказов, используем

наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах,

фотографии и открытки по теме.

Кроме непосредственного чтения литературных произведений

очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью

настольного и перчаточного театра. Воспитательная сила

художественной литературы направлена на формирование у

детей образа героя, защитника своего государства, воспитание

чувства гордости за историю становления страны и потребности

защищать

Родину, формирует желание быть защитником земли, на

которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли

предки. Примеры героических поступков главных героев литературных

произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и

мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим

близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.



В раздел образования