Автор: Черепанова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ№31
Населённый пункт: п.Новый Надеждинский район Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Воспитание нравственно-патриотических чувств по средствам восприятия детской художественной литературы"
Раздел: дополнительное образование
«Воспитание нравственно- патриотических
чувств у дошкольников посредством восприятия
детской художественной литературы»
(из опыта работы)
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей
жизни начинаются в семье. Чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие
нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с
отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу,
бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем,
что видит перед собой ребенок , чему он радуется и что вызывает
отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Одним из важнейших средств является художественное слово
своего народа и талантливых авторов. У каждого народа свои
сказки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания
являются произведения устного народного творчества, которые не
только формируют любовь к традициям своего народа, но и
способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Наши дети уже знакомы со многими видами устного народного
творчества: считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.
Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют. Народные
волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических
ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают,
радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй,
самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих
взрослых) остается народная сказка.
Знакомим ребят с рассказами о различных профессиях, особенно
тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной
жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные,
космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое
мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них
стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и
Отечеству.
Многие хотят быть летчиками, космонавтами, военными.
Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама,
то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая
большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств мы
стараемся подбирать соответствующий материал: (стихи о маме, о
Родине).
Ребят мы знакомим с книгой, как источником информации о
мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома
детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем
дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей
познавательного процесса.
Для чтения используем литературу самого разного объема,
формы и стиля. Подбираем произведения на определенные темы.
Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой
(что является также частью формирования патриотического
отношения к родному краю). Формируем любовь к природе, к
малой Родине. Читаем стихи о Великой Отечественной Войне –
которые являются важной составляющей патриотического
воспитания. «Нет войны» С. Михалков , « У обелиска», «День
Победы» Т. Белозеров « Вечный огонь» стихи о подвигах и
мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших
себя в борьбе – являются высокохудожественным средством
воспитания.
Рассказы о «Великой Отечественной Войне» С. Алексеева Э.
Фонякова « Хлеб той зимы» Ю. Герман «Вот, как это было», о
детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками,
знакомим детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети
сопереживают персонажам , волнуются; впервые осознают
жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют
против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые
знания о равенстве всех рас и национальностей.
После прочтения художественного произведения проводим с
ребятами беседу, дети делятся своими впечатлениями от
услышанного. Заучиваем наизусть или пересказываем
понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.
Для сопровождения чтения вслух сказок, рассказов, используем
наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах,
фотографии и открытки по теме.
Кроме непосредственного чтения литературных произведений
очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью
настольного и перчаточного театра. Воспитательная сила
художественной литературы направлена на формирование у
детей образа героя, защитника своего государства, воспитание
чувства гордости за историю становления страны и потребности
защищать
Родину, формирует желание быть защитником земли, на
которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли
предки. Примеры героических поступков главных героев литературных
произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и
мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим
близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.