Автор: Авдиенко Яна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад 3
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: Проект
Тема: Мастерами славиться земля
Раздел: дошкольное образование
Проект по декоративно-прикладному искусству
Тема: «Мастерами славится земля»
(долгосрочный)
Старшая группа
2023-2024 уч. год
Воспитатель группы:
Капушева Я.Е
Проект по Декоративно- прикладному искусству
ТЕМА:
«Мастерами славится земля»
Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: творчески – информационный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители
Срок реализации: сентябрь – май
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
Актуальность проекта:
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом
воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского
изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б.
Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно
показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в
детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию
патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно
включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении.
За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное
искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного
возраста,
которое
происходит
в
процессе
приобщения
детей
к
богатству
человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное
творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и
красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является
использование народного искусства в работе с детьми.
Выбранная нашей группой тема актуальна, так как произведения народного
прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей
дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании
художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых
детьми работ.
Проблема:
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический
процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.
И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством.
Поэтому мы перед собой поставили цель:
Цель:
Развитие художественно- творческих способностей детей
дошкольного
возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с
прекрасными творениями народных умельцев хохломских изделий, гжельской
посуды и каргопольской игрушки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине
на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия
произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка,
аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие
качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре,
русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры
ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.
Предмет: декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих
способностей детей.
Гипотеза:
Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих
способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет
способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также
воспитанию патриотических чувств.
Условия реализации проекта:
• Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями
воспитательной работы и видами деятельности детей;
• Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную,
игровую, художественно – речевую, коммуникативную;
• Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
• Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
•
Бережное,
уважительное
отношение
к
детскому
творчеству;
создание
положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой
деятельности;
• Создание эстетически-развивающей среды.
Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а
также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются
детские художественно-творческие способности.
Для повышения интереса в работе использую различные
Методы и приемы:
•Наглядный (рассматривание
подлинных
изделий,
иллюстраций,
альбомов,
открыток, таблиц и др. наглядных пособий).
•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).
• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.
• Эвристический (развитие находчивости и активности).
•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом
процессе).
• Мотивационный (убеждение, поощрение).
•Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем,
находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Методическое обеспечение проекта:
•Предметно-развивающая среда: выставки по каждой теме, подготовка материала.
•Включение в образовательные ситуации игровых элементов, стимулирующих
инициативу и активность детей.
•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для
свободного межличностного общения.
• Моральное поощрение инициативы и творчества.
• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм
деятельности.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
• Индивидуально-творческая деятельность.
• Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность).
•Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, таблиц.
• Просмотр видеофильмов.
•Роспись шаблонов хохломской, гжельской росписи.
•Заучивание считалок, закличек, прибауток, стихов.
•Дидактические игры.
• Самостоятельная творческая деятельность детей.
• Выставка детского творчества.
Формы работа с родителями по реализации проекта:
•Папки-передвижки.
• Консультации, рекомендации.
• Обогащение предметно-развивающей среды.
• Методические рекомендации.
•Консультации.
Этапы проведения и реализации проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь)
2. Основной этап (сентябрь – апрель)
3. Заключительный (май)
Ожидаемый результат:
Старшая группа:
• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного
искусства - искусства создавать красивые вещи
• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве -
искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных
открыток, атрибутов для игр.
• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты
человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются
яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает
быт;
• Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-
прикладного искусства: каргопольская игрушка, хохломская роспись, гжельская
роспись.
•
Умеют
создавать
декоративные
композиции
по
мотивам
хохломских,
каргопольских , гжельских узоров;
• Умеют выделять элементы хохломской, гжельской, каргопольской
росписи,
видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Перспективное планирование проекта
Этапы проекта
Мероприятия
Цели
Ответственны
е
Сроки
выполнени
я
Отметка о
выполнени
и
1.
подготовительны
й
1.Определение
темы и цели
проекта.
Формирование
проблемы, цели,
задач, конечного
результата
Воспитатели
Сентябрь
2023
2. Определение
уровня знаний
детей о народных
2.Подготовка к
планомерному
проведению
Воспитатели
Сентябрь
2023
традициях
проекта
3.Разработка
плана
осуществления
проекта.
3.Запланировать
все необходимые
мероприятия для
достижения
поставленной
цели.
Воспитатели
Сентябрь
2023
4.Сбор и
накопление
материала
4
. Привлечь
внимание
родителей к
проблеме
воспитания у
ребенка интереса
к семейным
традициям,
которые помогут
сформировать в
ребёнке
эстетический
вкус,
национальную
гордость за
мастерство
русского народа.
Воспитатели
, родители
Сентябрь
2023
5. Вхождение
родителей в
проблему
Консультация:
«Влияние
народных
промыслов на
эстетическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста»
Изучение
индивидуальных
особенностей
ребенка.
Выявление детей
с
художественным
и способностями
Воспитатели
, родители
Сентябрь
2023
2 этап
Основной
1.«Золотая
Хохлома»
Игровая
деятельность
Интерактивная
игра «Мы знаем
хохлому»
Д/и «Русские
узоры»
«Народные
промыслы»
«Укрась
горшочек»
Знакомить детей
с одним из видов
народно-
прикладного
искусства-
хохломой, с
характерными
особенностями
хохломской
росписи, ее
производстве,
истории,
элементами
узора, колорита
композиции.
Воспитатели
Сентябрь
2023
Рассказ
воспитателя об
истории
Хохломы, о
хохломской
росписи (о фоне,
о цветах, о
композиции, об
элементах узора)
Познакомить
детей с
хохломской
росписью; с
историей
возникновения и
особенностями
данной росписи
Воспитатели
Сентябрь
2023
Беседа с детьми
о Хохломском
промысле.
Развивать у
детей интерес к
изделиям
хохломских
мастеров.
Воспитывать у
детей любовь к
русскому
народному
творчеству.
Воспитатели
Октябрь
2023
Разучивание
стихов о
хохломе:
«Роспись
хохломская»,
«Хохлома,
хохлома».
Разучить
стихотворения,
Формировать
умение слушать
художественное
произведение и
отвечать на
вопросы по его
содержанию;
развивать
память.
Воспитатели
Октябрь
2023
Знакомство с
элементами
узоров и
орнаментов
хохломской
росписи.
Обобщать знания
детей о народном
художественном
промысле
русских
мастеров.
Воспитатели
Ноябрь
2023
Рисование
«Праздничное
блюдо».
Развитие
интереса детей к
народному
декоративно -
прикладному
искусству;
художественного
творчества в
декоративном
рисовании.
Воспитатели
Ноябрь
2023
Изготовление
посуды из папье-
маше
Познакомить
детей с
технологией
изготовления
изделий из
папье-маше
Воспитатели
Декабрь
2023
2.«Сказочная
Гжель»
Беседа «Сине-
голубое чудо».
Рассматривание
узоров
гжельской
росписи.
Чтение:
авторская сказка
М. Бобровой
«Нежно-голубое
чудо»;
легенды-сказки
«Откуда в Гжели
синий цвет»;
стихотворения о
Гжели;
Н. Сурьянинова
«Синие цветы
Гжели»
Познакомить
детей с
образцами
гжельской
керамики, ее
специфическими
чертами,
выраженными в
формах изделий
и приемах из
узорного
оформления по
содержанию
(мотивам),
композиции
украшения,
технике росписи.
Воспитатели
Январь
2024
Знакомство с
техникой
рисования
гжельской розы.
познакомить с
искусством
гжельской
росписи в сине-
голубой гамме
Воспитатели
Февраль
2024
Прорисовка
элементов
гжельской
росписи на узкой
полосе
Формировать
умение
составлять узор
на полосе –
рисовать
варианты каймы:
полосы широкие
и тонкие, полоса
и точки, полоса и
мазки (один, по
три).
Воспитатели
Февраль
2024
Роспись
гжельских
изделий из
шаблонов с
элементами
гжельской розы.
Формировать
умение детей
рисовать элемент
гжельского узора
- «розу»,
продолжить
работу по
формированию
навыка работы
всей кистью, её
концом,
закреплять
знания об
элементах
гжельской
росписи, о
декоративно –
прикладном
искусстве
Воспитатели
Февраль
2024
3.«Каргопольска
я игрушка»
Просмотр
видеоролика из
серии «Народная
игрушка из
глины».
Рассматривание
знакомых
народных
игрушек из
глины.
Познакомить
детей с
особенностями и
этапами
изготовления
каргопольской
игрушки, с
историей
возникновения
этого промысла.
Воспитывать
эстетическое
восприятие
произведений
искусства.
Воспитатели
Март
2024
Лепка
«лошадок» из
глины. Подбор
иллюстраций для
выставки.
Формировать
навыки
изготовления
изделия из
целого куска .
Способствовать
воспитанию
творческой
индивидуальност
и и
Воспитатели
Март-
Апрель
2024
самобытности.
Роспись
«Лошадка»
Каргопольская
игрушка
Формировать
умение
расписывать
узором глиняную
игрушку по
народным
мотивам;
Воспитатели
Апрель
2024
Оформление
выставки детско-
родительских
работ «Мы-
умельцы-
мастера!»
Способствование
активному
вовлечению
родителей в
совместную
деятельность с
ребенком в
условиях семьи и
детского сада.
Воспитатели
Апрель
2024
4.Итоговое
мероприятие
«Мастера земли
русской»
Закрепить знания
детей о
народных
промыслах
Развивать
интерес и
эмоциональный
отклик на
предметы
декоративно-
прикладного
искусства.
Воспитатели
Май
2024