Напоминание

Мастерами славиться земля


Автор: Авдиенко Яна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад 3
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: Проект
Тема: Мастерами славиться земля
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по декоративно-прикладному искусству

Тема: «Мастерами славится земля»

(долгосрочный)

Старшая группа

2023-2024 уч. год

Воспитатель группы:

Капушева Я.Е

Проект по Декоративно- прикладному искусству

ТЕМА:

«Мастерами славится земля»

Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: творчески – информационный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители

Срок реализации: сентябрь – май

Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.

Актуальность проекта:

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом

воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского

изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б.

Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно

показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в

детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию

патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно

включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении.

За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное

искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного

возраста,

которое

происходит

в

процессе

приобщения

детей

к

богатству

человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное

творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и

красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является

использование народного искусства в работе с детьми.

Выбранная нашей группой тема актуальна, так как произведения народного

прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей

дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании

художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых

детьми работ.

Проблема:

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический

процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.

И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством.

Поэтому мы перед собой поставили цель:

Цель:

Развитие художественно- творческих способностей детей

дошкольного

возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи.

1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с

прекрасными творениями народных умельцев хохломских изделий, гжельской

посуды и каргопольской игрушки.

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине

на основе изучения народных промыслов России.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия

произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка,

аппликация.

4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие

качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре,

русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры

ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.

Предмет: декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих

способностей детей.

Гипотеза:

Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих

способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет

способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также

воспитанию патриотических чувств.

Условия реализации проекта:

• Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями

воспитательной работы и видами деятельности детей;

• Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную,

игровую, художественно – речевую, коммуникативную;

• Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;

• Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

Бережное,

уважительное

отношение

к

детскому

творчеству;

создание

положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой

деятельности;

• Создание эстетически-развивающей среды.

Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а

также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются

детские художественно-творческие способности.

Для повышения интереса в работе использую различные

Методы и приемы:

•Наглядный (рассматривание

подлинных

изделий,

иллюстраций,

альбомов,

открыток, таблиц и др. наглядных пособий).

•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.

• Эвристический (развитие находчивости и активности).

•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом

процессе).

• Мотивационный (убеждение, поощрение).

•Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем,

находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Методическое обеспечение проекта:

•Предметно-развивающая среда: выставки по каждой теме, подготовка материала.

•Включение в образовательные ситуации игровых элементов, стимулирующих

инициативу и активность детей.

•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для

свободного межличностного общения.

• Моральное поощрение инициативы и творчества.

• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм

деятельности.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

• Индивидуально-творческая деятельность.

• Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность).

•Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, таблиц.

• Просмотр видеофильмов.

•Роспись шаблонов хохломской, гжельской росписи.

•Заучивание считалок, закличек, прибауток, стихов.

•Дидактические игры.

• Самостоятельная творческая деятельность детей.

• Выставка детского творчества.

Формы работа с родителями по реализации проекта:

•Папки-передвижки.

• Консультации, рекомендации.

• Обогащение предметно-развивающей среды.

• Методические рекомендации.

•Консультации.

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Подготовительный этап (сентябрь)

2. Основной этап (сентябрь – апрель)

3. Заключительный (май)

Ожидаемый результат:

Старшая группа:

• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного

искусства - искусства создавать красивые вещи

• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве -

искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных

открыток, атрибутов для игр.

• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты

человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются

яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает

быт;

• Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-

прикладного искусства: каргопольская игрушка, хохломская роспись, гжельская

роспись.

Умеют

создавать

декоративные

композиции

по

мотивам

хохломских,

каргопольских , гжельских узоров;

• Умеют выделять элементы хохломской, гжельской, каргопольской

росписи,

видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Перспективное планирование проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Цели

Ответственны

е

Сроки

выполнени

я

Отметка о

выполнени

и

1.

подготовительны

й

1.Определение

темы и цели

проекта.

Формирование

проблемы, цели,

задач, конечного

результата

Воспитатели

Сентябрь

2023

2. Определение

уровня знаний

детей о народных

2.Подготовка к

планомерному

проведению

Воспитатели

Сентябрь

2023

традициях

проекта

3.Разработка

плана

осуществления

проекта.

3.Запланировать

все необходимые

мероприятия для

достижения

поставленной

цели.

Воспитатели

Сентябрь

2023

4.Сбор и

накопление

материала

4

. Привлечь

внимание

родителей к

проблеме

воспитания у

ребенка интереса

к семейным

традициям,

которые помогут

сформировать в

ребёнке

эстетический

вкус,

национальную

гордость за

мастерство

русского народа.

Воспитатели

, родители

Сентябрь

2023

5. Вхождение

родителей в

проблему

Консультация:

«Влияние

народных

промыслов на

эстетическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста»

Изучение

индивидуальных

особенностей

ребенка.

Выявление детей

с

художественным

и способностями

Воспитатели

, родители

Сентябрь

2023

2 этап

Основной

1.«Золотая

Хохлома»

Игровая

деятельность

Интерактивная

игра «Мы знаем

хохлому»

Д/и «Русские

узоры»

«Народные

промыслы»

«Укрась

горшочек»

Знакомить детей

с одним из видов

народно-

прикладного

искусства-

хохломой, с

характерными

особенностями

хохломской

росписи, ее

производстве,

истории,

элементами

узора, колорита

композиции.

Воспитатели

Сентябрь

2023

Рассказ

воспитателя об

истории

Хохломы, о

хохломской

росписи (о фоне,

о цветах, о

композиции, об

элементах узора)

Познакомить

детей с

хохломской

росписью; с

историей

возникновения и

особенностями

данной росписи

Воспитатели

Сентябрь

2023

Беседа с детьми

о Хохломском

промысле.

Развивать у

детей интерес к

изделиям

хохломских

мастеров.

Воспитывать у

детей любовь к

русскому

народному

творчеству.

Воспитатели

Октябрь

2023

Разучивание

стихов о

хохломе:

«Роспись

хохломская»,

«Хохлома,

хохлома».

Разучить

стихотворения,

Формировать

умение слушать

художественное

произведение и

отвечать на

вопросы по его

содержанию;

развивать

память.

Воспитатели

Октябрь

2023

Знакомство с

элементами

узоров и

орнаментов

хохломской

росписи.

Обобщать знания

детей о народном

художественном

промысле

русских

мастеров.

Воспитатели

Ноябрь

2023

Рисование

«Праздничное

блюдо».

Развитие

интереса детей к

народному

декоративно -

прикладному

искусству;

художественного

творчества в

декоративном

рисовании.

Воспитатели

Ноябрь

2023

Изготовление

посуды из папье-

маше

Познакомить

детей с

технологией

изготовления

изделий из

папье-маше

Воспитатели

Декабрь

2023

2.«Сказочная

Гжель»

Беседа «Сине-

голубое чудо».

Рассматривание

узоров

гжельской

росписи.

Чтение:

авторская сказка

М. Бобровой

«Нежно-голубое

чудо»;

легенды-сказки

«Откуда в Гжели

синий цвет»;

стихотворения о

Гжели;

Н. Сурьянинова

«Синие цветы

Гжели»

Познакомить

детей с

образцами

гжельской

керамики, ее

специфическими

чертами,

выраженными в

формах изделий

и приемах из

узорного

оформления по

содержанию

(мотивам),

композиции

украшения,

технике росписи.

Воспитатели

Январь

2024

Знакомство с

техникой

рисования

гжельской розы.

познакомить с

искусством

гжельской

росписи в сине-

голубой гамме

Воспитатели

Февраль

2024

Прорисовка

элементов

гжельской

росписи на узкой

полосе

Формировать

умение

составлять узор

на полосе –

рисовать

варианты каймы:

полосы широкие

и тонкие, полоса

и точки, полоса и

мазки (один, по

три).

Воспитатели

Февраль

2024

Роспись

гжельских

изделий из

шаблонов с

элементами

гжельской розы.

Формировать

умение детей

рисовать элемент

гжельского узора

- «розу»,

продолжить

работу по

формированию

навыка работы

всей кистью, её

концом,

закреплять

знания об

элементах

гжельской

росписи, о

декоративно –

прикладном

искусстве

Воспитатели

Февраль

2024

3.«Каргопольска

я игрушка»

Просмотр

видеоролика из

серии «Народная

игрушка из

глины».

Рассматривание

знакомых

народных

игрушек из

глины.

Познакомить

детей с

особенностями и

этапами

изготовления

каргопольской

игрушки, с

историей

возникновения

этого промысла.

Воспитывать

эстетическое

восприятие

произведений

искусства.

Воспитатели

Март

2024

Лепка

«лошадок» из

глины. Подбор

иллюстраций для

выставки.

Формировать

навыки

изготовления

изделия из

целого куска .

Способствовать

воспитанию

творческой

индивидуальност

и и

Воспитатели

Март-

Апрель

2024

самобытности.

Роспись

«Лошадка»

Каргопольская

игрушка

Формировать

умение

расписывать

узором глиняную

игрушку по

народным

мотивам;

Воспитатели

Апрель

2024

Оформление

выставки детско-

родительских

работ «Мы-

умельцы-

мастера!»

Способствование

активному

вовлечению

родителей в

совместную

деятельность с

ребенком в

условиях семьи и

детского сада.

Воспитатели

Апрель

2024

4.Итоговое

мероприятие

«Мастера земли

русской»

Закрепить знания

детей о

народных

промыслах

Развивать

интерес и

эмоциональный

отклик на

предметы

декоративно-

прикладного

искусства.

Воспитатели

Май

2024



В раздел образования