Автор: Чубукова Руслана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад N5 СЕРПАНТИН "
Населённый пункт: город Ростов Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные технологии сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с синдромом Дауна
Раздел: дошкольное образование
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА.
Чубукова Руслана Александровна
(Педагог-психолог, МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН» г. Ростов,
Ярославская область)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения семьи,
воспитывающей
ребёнка
с
синдромом
Дауна.
На
примере
родительского
клуба,
организованного
в
детском
саду,
представлен
опыт
развития
и
коррекции
стиля
саморегуляции
поведения
родителей,
воспитывающих
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Ключевые
слова:
сопровождение,
технологии,
саморегуляция,
гибкость,
самосознание.
Появление ребёнка в детском саду — это всегда значимое и очень
волнительное событие. Вместе с крохой в детский сад приходит его семья.
Семья-это самое важное в жизни человека. Это источник любви,
принятия, будущих свершений или разочарований. Это трамплин, который
приводит к пьедесталу победы, а в нашем случае к успешной социализации
ребенка с ОВЗ в обществе. Многие согласятся с тем, что счастливая семья – это
самая лучшая среда для развития особенного ребёнка.
Мы ясно понимали, что родителям очень непросто привести своих
любимых и опекаемых детей в детский сад. Зачастую на лицах родителей
читалась
тревога,
недоверие,
настороженность.
Поэтому
важно
было
стабилизировать эмоциональное состояние родителей, вызвать их доверие,
сформировать позитивный взгляд в будущее. В этой связи в качестве формы
сопровождения
родителей
детей
с
синдромом
Дауна
был
выбран
-
родительский клуб.
Клуб для родителей особенных детей (с синдромом Дауна) появился в
детском саду по запросу родителей и специалистов в 2018 году. Проведя
предварительное анкетирование и изучив запрос участников образовательного
процесса стало понятно, что наиболее важным является создание психолого-
педагогических условий для психического развития наших особенных детей и
сохранение психологического здоровья и развитие самосознания их родителей.
Поэтому целью нашей деятельности стало: повышение психолого-
педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и
социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического
просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых
подходов к воспитанию и обучению ребенка с ОВЗ.
В круг основных задач родительского клуба входят:
1.оказание
психолого-педагогической
помощи
и
поддержки
родителям,
воспитывающим детей с синдромом Дауна;
2.повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах
развития и воспитания дошкольников с синдромом Дауна;
3.выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания детей
с синдромом Дауна;
4.создание условий для развития общих и специальных способностей детей –
инвалидов, посредством организации сотрудничества с заинтересованными
специалистами и учреждениями.
В начале своей работы клуб посещали 5 семей, но уже вскоре состав
клуба расширился до 8 семей.
Основными направлениями взаимодействия с семьями в рамках работы
клуба
являются:
диагностико-аналитическое;
просветительское
и
консультационное.
В числе наиболее информативных диагностических направлений в
работе с родителями, воспитывающими детей с синдромом Дауна стали:
1. исследование отношения к ребёнку, поведенческих стереотипов,
особенностей
понимания
родителями
своего
ребенка:
«Тест-опросник
родительского отношения (ОРО)» (авторы А.Я.Варга, В.В.Столин); методика
«Анализ семейного воспитания» (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер);
2. Изучение особенностей воспитания и педагогических возможностей
родителей: «Анкета для выявления уровня педагогических возможностей
родителей» (автор Глебова С.В.);
3. Оценка взрослыми особенностей развития ребенка: тест-опросник
«Способности Вашего ребенка» (автор А.И.Савенков); «Методика оценки
общей одаренности» (А.И.Савенков);
4. Исследование возможностей психической саморегуляции поведения:
Опросник ССП-98 (В.И.Моросанова). [4]
Центральным элементом диагностико-аналитического, просветительского
и
консультационного
направления
работы
с
родителями
в
рамках
родительского клуба является психическая саморегуляция. И это не случайно,
поскольку сформированная психическая саморегуляция является условием
сохранения психологического здоровья родителей.
Моросанова В.И. отмечает, что развитие психической саморегуляции
является основой субъектного и личностного становления и развития человека.
[4] Поэтому в современном мире знания о процессах саморегуляции находят
широкое применение в вопросах педагогических и воспитательных задач. [4]
В своих научных трудах Варвара Ильинична Моросанова определяет
психическую саморегуляцию как многоуровневую динамическую систему,
являющуюся психологическим инструментом переработки информации для
инициации, поддержания, контроля и коррекции активности, направленной на
осознанное выдвижение и достижение субъектных целей (О.А.Конопкин,
В.И.Моросанова). [1,2,3]
Индивидуальный
профиль
саморегуляции
характеризует
индивидуальную сформированность функциональных звеньев и личностно-
регуляторных свойств человека.
Основными
функциональными
звеньями
системы
саморегуляции
являются:
планирование,
моделирование,
программирование,
оценивание
результатов.
Регуляторно-личностными
свойствами,
являющимися
личностными по своей природе и характеризующими каждое звено регуляции,
являются, гибкость, самостоятельность. (Моросанова, 2001)
Процесс
планирование
характеризует
индивидуальные
особенности
выдвижения и удержания целей, сформированность осознанного планирования
действий. [4, с.127] Моделирование свидетельствует о индивидуальной
развитости представлений о внешних и внутренних значимых условиях,
степень их осознанности, детализированности и адекватности. [4, с.127]
Программирование
отражает
индивидуальную
развитость
осознанного
программирования
своих
действий.
[4,
с.127]
Оценивание
результатов
свидетельствует о индивидуальной развитости и адекватности оценки себя и
результатов своих действий и поведения. [4, с.128]
Гибкость характеризует способность перестраивать последовательность
своих действий, вносить коррекцию в систему саморегуляции при изменении
внешних и внутренних условий. [4, с.128] Регуляторно-личностное свойство
самостоятельность позволяет оценить развитость регуляторной автономности.
[4, с.129]
Варвара Ильинична Моросанова определяет «стилевые особенности
саморегуляции» как типичные для человека и наиболее существенные
индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и
внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в
различных её видах».
Рассмотрим ряд данных, полученных в ходе психодиагностического
исследования
родителей,
которые
послужили
базой
для
определения
направлений углублённой групповой и индивидуальной развивающей и
профилактической работы.
Результаты первоначального изучения (дата проведения: октябрь 2018 г)
общего уровня сформированности системы саморегуляции произвольной
активности родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна показали, что
высокий уровень саморегуляции характерен для 20 % родителей; средний
уровень саморегуляции сформирован у 67% родителей; низкий уровень
саморегуляции – 13% родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
При этом у 98% обследованных нами родителей отмечены низкие значения
регуляторно-личностного свойства «гибкость», а у 2% родителей средние.
Важно
отметить,
что
регуляторно-личностное
свойство
гибкость
обеспечивает
своевременную
перестройку
компонентов
системы
саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Развитие
данного регуляторно-личностного свойства создаёт благоприятные условия для
совершенствования структурных компонентов самосознания родителей (Образа
Я, самопознания, самооценки).
Гибкость
позволяет
учесть
широкий
круг
личностных
качеств,
формирующих образ Я, что делает родителя более жизнестойким, уверенным в
своих возможностях и способностях, повышает стрессоустойчивость. Более
гибкое
самопознание
способствует
развитию
адекватной
самооценки
родителей, что позволяет достичь внутреннего баланса и эмоционального
благополучия.
Именно поэтому осуществляя процесс сопровождения в детском саду
семьи,
воспитывающей
особенного
ребёнка,
важно
осуществлять
целенаправленную развивающую работу по совершенствованию у родителей
системы саморегуляции в целом и регуляторно-личностного свойства –
гибкость в частности.
Наиболее актуальными и результативными технологиями работы с
родителями по данному направлению, как показал наш опыт, являются:
1.Информационно-коммуникативные технологии: успешным практическим
опытом в работе с родителями является применение системы VOTUM Rating.
Система VOTUM
обеспечивает интерактивное общение между педагогом-
психологом и родителями в процессе образовательной деятельности: процессе
развивающих игр, проведении тестирования и тренинговых занятий. В ходе
работы родительского клуба нами применялись такие учебные модули системы
VOTUM
как: демонстрация, оценка, соревнование, быстрый вопрос-ответ,
голосование, отчёты.
2.Технология диалогового общения реализовывалась в консультативной форме.
Консультативное направление относится к числу самых информативных и
эффективных.
На первых порах для того, чтобы создать у наших родителей
положительное настроение мы каждое утро встречали их около группы
детского сада и кратко беседовали об успехах ребенка и в то же время
озвучивались моменты относительно родителя (например, красивая причёска;
рассказывали о том, как ребенок захватывающе рассказывал о рыбалке с
папой…).
В дальнейшем это уже стало ритуалом и родители уже сами приходили в
кабинет педагога-психолога чтобы рассказывали о том, что происходило с
ними в жизни. Иногда такие встречи носили характер дискуссии, если наши
взгляды не совпадали.
Во время индивидуальных консультаций мы обсуждали как можно
родителю организовать свое свободное время, какое занятие или хобби
поможет снять стресс; как себя вести с родственником, страдающим тяжелыми
соматическими заболеваниями; находили способы улучшения супружеских
взаимоотношений, работали над развитием компонентов системы психической
саморегуляции.
Очень интересной формой групповых консультации было решение
личных вопросов родителей посредством закрытого чата для родителей детей с
ОВЗ.
Благодаря этому чату решались развивающие и просветительские задачи:
мы с родителями обменивались информацией относительно новых технологий
и приёмов воспитания и развития детей, обсуждали возможности развития
специальных способностей ребят, мечтали о том, что наши ребятки будут петь,
танцевать, плавать, заниматься спортом. И наши желания исполнились!
Живое, искреннее и заинтересованное взаимодействие с родителями
позволило усовершенствовать наш педагогический инструментарий и уже
точно позволило знать какой золотой ключик откроет для наших деток дверцу к
успеху!
Важным положительным результатом применения данной технологии
являются: улучшение эмоционального состояния родителей, повышение их
самооценки,
развитие
положительного
образа
Я,
расширение
системы
жизненных целей и ценностей, положительная социализация.
Результаты повторного исследования (дата проведения: май 2019 г)
общего уровня сформированности системы саморегуляции произвольной
активности родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна показали, что
высокий уровень саморегуляции отмечен у 91 % родителей; средний уровень
саморегуляции наблюдается у 9% родителей; низкий уровень саморегуляции –
отсутствует. При этом у 55% обследованных нами родителей отмечены средние
и у 45% высокие значения показателя регуляторно-личностного свойства
«гибкость». Это свидетельствует о наличие у родителей положительной
динамики в развитие как системы саморегуляции в целом, так и регуляторно-
личностного свойства – гибкость в частности.
Выводы:
1. Благоприятные условия для сохранения и укрепления психического и
психологического здоровья родителей, воспитывающих детей с синдромом
Дауна создаются при условии её сопровождения в дошкольном учреждении.
2. Эффективной формой сопровождения родителей детей с синдромом Дауна в
детском саду является родительский клуб.
3.
Главный
задачей
диагностико-аналитического,
просветительского
и
консультационного направления работы с родителями в рамках родительского
клуба является развитие психической саморегуляция, как условия сохранения
психического и психологического здоровья родителей.
4. Применение информационно-коммуникативных технологий и технологий
диалогового общения в работе с родителями, воспитывающими детей с
синдромом Дауна, позволяет достичь положительной динамики в развитие
системы саморегуляции и самосознания.
Список литературы
1. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного
развития [Текст] // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - с.128-135.
2.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.
[Текст] М .Наука, 1980. - 256с.
3.
Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции
деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - с. 18-26
структура и функции в произвольной активности человека. [Текст] -М., 1998.
318 с.
4. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. -
М.: Когито-Центр, 2015. -304 с.