Автор: Бопп Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад комбинированного вида "Огонек" МБОУ "Змеиногорская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Змеиногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квест - игра по финансовой грамотности "Что такое деньги и для чего они нужны"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗМЕИНОГОРСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК»
Квест-игра
по финансовой грамотности
«Что такое деньги и для чего они нужны»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила: Бопп Наталья Ивановна,
воспитатель I КК
Змеиногорск, 2024 г
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная направленность: старший дошкольный возраст
Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения денег;
- познакомить с деньгами своей страны;
закрепить понятия: «бюджет», «доход», «расход»;
содействовать развитию познавательного интереса к решению логических
задач по экономике;
развивать познавательный интерес, мышление и память.
Материал и оборудование: письмо, коробка, зерна кофе, ракушки, камушки,
бусы, альбом с коллекцией монет и купюр, кошелек, модель банкомата.
Методы и приёмы:
Наглядный: рассматривание альбома, предметов.
Словесный: беседа, объяснение, рассуждение, вопросы, пояснение.
Практический: продуктивная деятельность, показ, выполнение определённых
действий.
Игровой: дидактическая игра: «Бюджет»,
«Что можно купить за деньги»,
создание игровой ситуации.
Занятие
построено
с
учётом
принципа
интеграции
образовательных
областей: «Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие
(связная
речь, активизация
словаря:
доходы,
расходы,
бюджет
семьи)», «Социально
коммуникативное развитие» (учить детей работать в коллективе, соблюдать
правила поведения, проявлять эмоции)
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром! Это письмо,
давайте прочитаем его.
Воспитатель: «Здравствуйте мои дорогие друзья! Я, гном Эконом,
живу в
стране Экономии. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные и
любознательные
дети.
Сегодня я хочу это проверить и предлагаю вам
пройти квест-игру. Я приготовил для вас задания, которые спрятал в зале,
внимательно смотрите по сторонам! После каждого выполненного задания вы
получите часть Пазла. Отыскав все детали, вы соберете Пазл, в котором найдете
подсказку
- где находится
мой сюрприз для вас! Желаю вам успеха в
прохождении квеста, до встречи!
Воспитатель: Гном Эконом оставил нам эту коробку, давайте посмотрим, что
там!
Воспитатель ставит коробку на стол, открывает и показывает предметы
детям (ракушки, бусы, камушки, зёрна кофе).
Воспитатель: Как вы думаете, что это? Для чего эти предметы были раньше
нужны людям?
Дети: Это первые деньги древних людей.
Воспитатель: Правильно, эти предметы
древние люди использовали в качестве
денег.
Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в
пещерах, вооружен был дубинкой и всё своё время тратил на добывание пищи.
Деньги
этому
человеку
совершенно
не
были
нужны.
Но прошло много лет, и эти первобытные люди научились делать себе из камня
топоры, ножи, копья… Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. А если чего-то
нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе.
Но было и так, что сила не помогала, тогда заключали союз и начинали
меняться. А больше всего первобытные люди любили меняться на раковины,
бусы, кусочки янтаря и другие красивые вещи. И у кого больше было навешано
разных украшений, тот считался красивее и богаче. На все эти предметы можно
было выменять нужную себе вещь.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как выглядят современные деньги?
Дети: Есть бумажные деньги, которые называются купюры и металлические,
которые называются монеты.
Воспитатель: Все верно, молодцы! Современные люди пользуются купюрами
и монетами разного достоинства. Как называются деньги нашей страны?
Дети: Российский рубль.
Воспитатель: Правильно. Раньше на Руси чеканили гривны, которые можно
было разрубить на части. От слова «рубить» появилось сегодняшнее название денег
«Рубли». Ребята, гном Эконом оставил нам альбом с разными купюрами и
монетами, которые были в России в разное историческое время. Давайте их
рассмотрим. (Дети рассматривают альбом).
Воспитатель: Ой, а это какая-то необычная купюра! На ней задание для нас:
Расскажите, чем отличаются монеты и купюры? Ребята я знаю игру «Назови
отличия», с помощью которой мы сможем выполнить задание Эконома. Я называю
признак монеты, а вы называете признак купюры или наоборот.
Игра «Назови отличия»
- Монета круглая, а купюра…(прямоугольная)
- Монета звенит, а купюра….(шуршит)
- Монета металлическая, а купюра…(бумажная)
- Купюру можно помять, а монету…(нельзя)
- Монету нельзя порвать, а купюру…(можно)
- Купюра в воде мокнет и не тонет, а монета… (тонет)
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы выполнили первое задание гнома и нашли
часть пазла в его альбоме. Но не забывайте, что Эконом спрятал задания в где-то в
этом зале. Давайте внимательно посмотрим вокруг. Видите что-нибудь необычное?
Посмотрите, какой большой кошелек лежит на подоконнике! Интересно, что же
внутри? Ребята, в нем монетки с загадками. Готовы их разгадать?
1. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама ни годна, а всем нужна. МОНЕТА
2. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. КОПИЛКА
3. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в…БАНКЕ
4. И врачу, и акробату
Выдают за труд…ЗАРПЛАТУ
5. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются…ТОВАР
6. Из большого аппарата
Выдается всем зарплата.
Тот зеленый аппарат
Называют …. БАНКОМАТ
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали, а в кошельке нашли вторую
часть пазла!
Физкультминутка «Монетки»
Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки (наклоны в стороны)
Звонко катимся по кругу,
Радуемся мы друг другу (повороты в стороны)
Дружно скачем скок-скок-скок (прыгают на месте)
И обратно в кошелёк (садятся на места)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь нам нужно искать следующее задание.
Посмотрите, что стоит в углу?
Дети: Банкомат!
Воспитатель: Правильно, это банкомат, а знаете ли вы, для чего он нужен?
Дети: Он выдает деньги.
Воспитатель: Правильно! Банкомат – это устройство-робот, позволяющее снять
или положить деньги на банковскую карту. Люди могут зайти и воспользоваться
банкоматом в любое время: снять или положить наличные деньги, перечислить
деньги, а так же оплатить услуги.
А нам банкомат выдал следующее задание от гнома Эконома. Это карточки со
словами «Бюджет», «Доход» и «Расход».
Скажите, ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете,
что оно может обозначать? (Ответы детей).
Воспитатель: Слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что
означает кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может
быть бюджет всей страны – государственный, а может быть бюджет вашей семьи, и
тогда он будет называться Семейный бюджет. Другими словами бюджет – это
«кошелек» или «копилка» всей семьи.
Ребята, а откуда в семье берутся деньги? (ответы детей)
Откуда берутся деньги у родителей? (ответы детей)
У кого есть бабушки и дедушки, которые уже не работают, откуда у них деньги?
(ответы детей)
У кого старший брат или сестра учатся в институте, у них откуда деньги?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ваши родители за работу получают заработную плату,
бабушки и дедушки получают пенсию, а старшие братья и сестры – стипендию. Все
это называется доходом. Все деньги, которые получает семья, называются доход
семьи.
Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются, но еще и тратятся,
расходуются. Скажите, на что тратят деньги в семье? (ответы детей)
Воспитатель: Мы отдаем наши деньги, когда покупаем что-то в магазинах,
оплачиваем коммунальные услуги, платим за лекарства, за детский сад, за
развлечения – все это называется расход семьи.
Отлично, ребята, теперь вы знаете, что такое бюджет и разбираетесь, что такое
доходы и расходы. А теперь главное задание.
Игра «Бюджет»
Воспитатель:
Ваша задача: объединить доходы
каждого члена семьи и
распределить семейный бюджет. Перед вами круг с секторами: Продукты питания,
Одежда, Коммунальные платежи, Игрушки, Развлечения, Транспортные расходы,
Копилка и сектор Сюрприз. Все имеющиеся у вас монетки нужно разложить по
секторам так, как считаете нужным.
Сколько удалось сэкономить? На что копите? Остался сектор «Сюрприз»
У вас дома неожиданно сломалась стиральная машина. Что будете делать в
этом случае? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием! И банкомат выдал нам
третью часть пазла!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли можно купить за деньги?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, не все продается и не все покупается…
Посмотрите, на столе лежат картинки, это, наверно, следующее задание от гнома
Эконома.
Ребята, вам нужно распределить картинки по группам «Что нельзя
купить за деньги?» и «Что можно купить за деньги?»
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А вот и награда-
последняя часть пазла.
Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили все задания гнома Эконома. Давайте
дружно соберем пазл и узнаем, где же находится сюрприз. Что у вас
получилось? (Сундучок). Где же гном спрятал сундучок?
Дети находят сундучок с шоколадными монетами.
Воспитатель: Сегодня вы молодцы, все активно участвовали, узнали много
нового, выполнили интересные задания и нашли сюрприз от гнома Эконома.
Что вам больше всего понравилось?
Трудно было выполнять задания?
Что вы можете рассказать другим детям?
Чем можете поделиться с родителями?
Наша квест-игра подошла к концу.