Напоминание

Квест - игра по финансовой грамотности "Что такое деньги и для чего они нужны"


Автор: Бопп Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад комбинированного вида "Огонек" МБОУ "Змеиногорская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Змеиногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квест - игра по финансовой грамотности "Что такое деньги и для чего они нужны"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗМЕИНОГОРСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК»

Квест-игра

по финансовой грамотности

«Что такое деньги и для чего они нужны»

для детей старшего дошкольного возраста

Составила: Бопп Наталья Ивановна,

воспитатель I КК

Змеиногорск, 2024 г

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная направленность: старший дошкольный возраст

Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения денег;

- познакомить с деньгами своей страны;

закрепить понятия: «бюджет», «доход», «расход»;

содействовать развитию познавательного интереса к решению логических

задач по экономике;

развивать познавательный интерес, мышление и память.

Материал и оборудование: письмо, коробка, зерна кофе, ракушки, камушки,

бусы, альбом с коллекцией монет и купюр, кошелек, модель банкомата.

Методы и приёмы:

Наглядный: рассматривание альбома, предметов.

Словесный: беседа, объяснение, рассуждение, вопросы, пояснение.

Практический: продуктивная деятельность, показ, выполнение определённых

действий.

Игровой: дидактическая игра: «Бюджет»,

«Что можно купить за деньги»,

создание игровой ситуации.

Занятие

построено

с

учётом

принципа

интеграции

образовательных

областей: «Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие

(связная

речь, активизация

словаря:

доходы,

расходы,

бюджет

семьи)», «Социально

коммуникативное развитие» (учить детей работать в коллективе, соблюдать

правила поведения, проявлять эмоции)

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром! Это письмо,

давайте прочитаем его.

Воспитатель: «Здравствуйте мои дорогие друзья! Я, гном Эконом,

живу в

стране Экономии. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные и

любознательные

дети.

Сегодня я хочу это проверить и предлагаю вам

пройти квест-игру. Я приготовил для вас задания, которые спрятал в зале,

внимательно смотрите по сторонам! После каждого выполненного задания вы

получите часть Пазла. Отыскав все детали, вы соберете Пазл, в котором найдете

подсказку

- где находится

мой сюрприз для вас! Желаю вам успеха в

прохождении квеста, до встречи!

Воспитатель: Гном Эконом оставил нам эту коробку, давайте посмотрим, что

там!

Воспитатель ставит коробку на стол, открывает и показывает предметы

детям (ракушки, бусы, камушки, зёрна кофе).

Воспитатель: Как вы думаете, что это? Для чего эти предметы были раньше

нужны людям?

Дети: Это первые деньги древних людей.

Воспитатель: Правильно, эти предметы

древние люди использовали в качестве

денег.

Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в

пещерах, вооружен был дубинкой и всё своё время тратил на добывание пищи.

Деньги

этому

человеку

совершенно

не

были

нужны.

Но прошло много лет, и эти первобытные люди научились делать себе из камня

топоры, ножи, копья… Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. А если чего-то

нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе.

Но было и так, что сила не помогала, тогда заключали союз и начинали

меняться. А больше всего первобытные люди любили меняться на раковины,

бусы, кусочки янтаря и другие красивые вещи. И у кого больше было навешано

разных украшений, тот считался красивее и богаче. На все эти предметы можно

было выменять нужную себе вещь.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как выглядят современные деньги?

Дети: Есть бумажные деньги, которые называются купюры и металлические,

которые называются монеты.

Воспитатель: Все верно, молодцы! Современные люди пользуются купюрами

и монетами разного достоинства. Как называются деньги нашей страны?

Дети: Российский рубль.

Воспитатель: Правильно. Раньше на Руси чеканили гривны, которые можно

было разрубить на части. От слова «рубить» появилось сегодняшнее название денег

«Рубли». Ребята, гном Эконом оставил нам альбом с разными купюрами и

монетами, которые были в России в разное историческое время. Давайте их

рассмотрим. (Дети рассматривают альбом).

Воспитатель: Ой, а это какая-то необычная купюра! На ней задание для нас:

Расскажите, чем отличаются монеты и купюры? Ребята я знаю игру «Назови

отличия», с помощью которой мы сможем выполнить задание Эконома. Я называю

признак монеты, а вы называете признак купюры или наоборот.

Игра «Назови отличия»

- Монета круглая, а купюра…(прямоугольная)

- Монета звенит, а купюра….(шуршит)

- Монета металлическая, а купюра…(бумажная)

- Купюру можно помять, а монету…(нельзя)

- Монету нельзя порвать, а купюру…(можно)

- Купюра в воде мокнет и не тонет, а монета… (тонет)

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы выполнили первое задание гнома и нашли

часть пазла в его альбоме. Но не забывайте, что Эконом спрятал задания в где-то в

этом зале. Давайте внимательно посмотрим вокруг. Видите что-нибудь необычное?

Посмотрите, какой большой кошелек лежит на подоконнике! Интересно, что же

внутри? Ребята, в нем монетки с загадками. Готовы их разгадать?

1. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама ни годна, а всем нужна. МОНЕТА

2. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. КОПИЛКА

3. Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в…БАНКЕ

4. И врачу, и акробату

Выдают за труд…ЗАРПЛАТУ

5. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются…ТОВАР

6. Из большого аппарата

Выдается всем зарплата.

Тот зеленый аппарат

Называют …. БАНКОМАТ

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали, а в кошельке нашли вторую

часть пазла!

Физкультминутка «Монетки»

Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки (наклоны в стороны)

Звонко катимся по кругу,

Радуемся мы друг другу (повороты в стороны)

Дружно скачем скок-скок-скок (прыгают на месте)

И обратно в кошелёк (садятся на места)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь нам нужно искать следующее задание.

Посмотрите, что стоит в углу?

Дети: Банкомат!

Воспитатель: Правильно, это банкомат, а знаете ли вы, для чего он нужен?

Дети: Он выдает деньги.

Воспитатель: Правильно! Банкомат – это устройство-робот, позволяющее снять

или положить деньги на банковскую карту. Люди могут зайти и воспользоваться

банкоматом в любое время: снять или положить наличные деньги, перечислить

деньги, а так же оплатить услуги.

А нам банкомат выдал следующее задание от гнома Эконома. Это карточки со

словами «Бюджет», «Доход» и «Расход».

Скажите, ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете,

что оно может обозначать? (Ответы детей).

Воспитатель: Слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что

означает кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может

быть бюджет всей страны – государственный, а может быть бюджет вашей семьи, и

тогда он будет называться Семейный бюджет. Другими словами бюджет – это

«кошелек» или «копилка» всей семьи.

Ребята, а откуда в семье берутся деньги? (ответы детей)

Откуда берутся деньги у родителей? (ответы детей)

У кого есть бабушки и дедушки, которые уже не работают, откуда у них деньги?

(ответы детей)

У кого старший брат или сестра учатся в институте, у них откуда деньги?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ваши родители за работу получают заработную плату,

бабушки и дедушки получают пенсию, а старшие братья и сестры – стипендию. Все

это называется доходом. Все деньги, которые получает семья, называются доход

семьи.

Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются, но еще и тратятся,

расходуются. Скажите, на что тратят деньги в семье? (ответы детей)

Воспитатель: Мы отдаем наши деньги, когда покупаем что-то в магазинах,

оплачиваем коммунальные услуги, платим за лекарства, за детский сад, за

развлечения – все это называется расход семьи.

Отлично, ребята, теперь вы знаете, что такое бюджет и разбираетесь, что такое

доходы и расходы. А теперь главное задание.

Игра «Бюджет»

Воспитатель:

Ваша задача: объединить доходы

каждого члена семьи и

распределить семейный бюджет. Перед вами круг с секторами: Продукты питания,

Одежда, Коммунальные платежи, Игрушки, Развлечения, Транспортные расходы,

Копилка и сектор Сюрприз. Все имеющиеся у вас монетки нужно разложить по

секторам так, как считаете нужным.

Сколько удалось сэкономить? На что копите? Остался сектор «Сюрприз»

У вас дома неожиданно сломалась стиральная машина. Что будете делать в

этом случае? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием! И банкомат выдал нам

третью часть пазла!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли можно купить за деньги?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, не все продается и не все покупается…

Посмотрите, на столе лежат картинки, это, наверно, следующее задание от гнома

Эконома.

Ребята, вам нужно распределить картинки по группам «Что нельзя

купить за деньги?» и «Что можно купить за деньги?»

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А вот и награда-

последняя часть пазла.

Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили все задания гнома Эконома. Давайте

дружно соберем пазл и узнаем, где же находится сюрприз. Что у вас

получилось? (Сундучок). Где же гном спрятал сундучок?

Дети находят сундучок с шоколадными монетами.

Воспитатель: Сегодня вы молодцы, все активно участвовали, узнали много

нового, выполнили интересные задания и нашли сюрприз от гнома Эконома.

Что вам больше всего понравилось?

Трудно было выполнять задания?

Что вы можете рассказать другим детям?

Чем можете поделиться с родителями?

Наша квест-игра подошла к концу.



В раздел образования