Напоминание

"Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Елганова Людмила Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Каменский детский сад
Населённый пункт: Удмуртская Республика, Завьяловский район, деревня Каменное
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. К шести - семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу Формирование и развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста является основной задачей педагогов и родителей. Важной частью моей работы, в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять
своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры — это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости; снижение физической усталости и эмоционального напряжения; массаж с использованием разных «подручных» предметов (карандаши, шишки, прищепки, бигуди). Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность:  собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики;  расстегивание и застегивание пуговиц разных размеров, липучек, молний, ремешков, кнопок, крючков;  сюжетные шнуровки разной степени сложности. Цветные крышки – уникальный по своим дидактическим возможностям материал, с помощью которого можно изучать цвет, нанизывать и приставлять крышки, конструировать несложные рисунки и орнаменты. В старшем возрасте дидактические игры с крышками помогут развить логическое мышление, научать рассуждать и анализировать. Игры с крупами (перебирание круп, рисование, нахождение игрушек в крупах), игры с лентами и тесьмой (скручивание, выкладывание дорожек, узоров, «рисование» пальчиком по тесьме). Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой. Таким образом, мелкая моторика имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. К сожалению, многие родители узнают о необходимости развития мелкой моторики только перед тем, как ребенок идет в школу. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка, так как кроме усвоения новой информации, ему приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.


В раздел образования