"Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Елганова Людмила Аркадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Каменский детский сад Населённый пункт: Удмуртская Республика, Завьяловский район, деревня Каменное Наименование материала: статья Тема: "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития
дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика
очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства
сознания, как внимание, мышление, координация, воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития
речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики
рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения
пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и
ускоряют развитие речи ребенка.
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь
развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по
мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый
предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими
орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в
развитии самостоятельной предметной деятельности.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые
предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки:
«Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.
Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках
его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки
видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно
использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор
ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого
раннего возраста. К шести - семи годам в основном заканчивается созревание
соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до
поступления в школу
Формирование и развитие мелкой моторики рук у детей младшего
дошкольного возраста является основной задачей педагогов и родителей.
Важной частью моей работы, в развитии мелкой моторики рук у детей
младшего дошкольного возраста, являются «пальчиковые игры». Игры эти,
очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они
увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В
ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять
своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры — это упражнения для улучшения подвижности пальцев,
развитие их силы и гибкости; снижение физической усталости и
эмоционального напряжения; массаж с использованием разных «подручных»
предметов (карандаши, шишки, прищепки, бигуди).
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная
деятельность:
собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики;
расстегивание и застегивание пуговиц разных размеров, липучек,
молний, ремешков, кнопок, крючков;
сюжетные шнуровки разной степени сложности.
Цветные крышки – уникальный по своим дидактическим
возможностям материал, с помощью которого можно изучать цвет,
нанизывать и приставлять крышки, конструировать несложные рисунки и
орнаменты. В старшем возрасте дидактические игры с крышками помогут
развить логическое мышление, научать рассуждать и анализировать.
Игры с крупами (перебирание круп, рисование, нахождение игрушек в
крупах), игры с лентами и тесьмой (скручивание, выкладывание дорожек,
узоров, «рисование» пальчиком по тесьме). Также это могут быть различные
упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой.
Таким образом, мелкая моторика имеет важное значение для общего
физического и психического развития ребенка на протяжении всего
дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно
подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом
определяет успешность освоения ребенком изобразительных,
конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений,
овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. К
сожалению, многие родители узнают о необходимости развития мелкой
моторики только перед тем, как ребенок идет в школу. Это оборачивается
форсированной нагрузкой на ребенка, так как кроме усвоения новой
информации, ему приходится еще учиться удерживать в непослушных
пальцах карандаш. Тренировка движений пальцев и кистей рук является
важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.