Авторы: Кух Надежда Николаевна, Сидоренко Наталья Вячеславна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Северяночка"
Населённый пункт: респ.Бурятия Северо - Байкальский р-он пгт.Нижнеангарск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Веселые дыхательные упражнения"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Дыхательные упражнения и игры.
«Веселые дыхательные игры».
Подготовили: Кух Н.Н, Сидоренко Н.В
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и
укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и
профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной
терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного
возраста.
Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и
бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка.
Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической
активности и улучшает работу мозга. При регулярном проведении занятий объем легких
увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. Дыхание влияет и на развитие
голоса, и на артикуляцию, и на звукопроизношение.
Несмотря на кажущуюся лёгкость, выполнение упражнений не является таким уж
простым. Но благодаря игровой форме и соблюдению правил проведения дыхательная
гимнастика является одним из любимейших занятий у детей в группе, причём дети даже
не замечают, что серьёзно поработали над укреплением здоровья. Только сюжет может
увлечь ребенка и тогда все упражнения будут выполняться с удовольствием.
Комплекс
упражнений для детей разных возрастов различен. Дошкольникам будет легче выполнять
занятия если их привлечь к процессу и заинтересовать. Дыхательная гимнастика полезна
всем детям без исключения. Даже если у ребенка идеально поставлены и
автоматизированы все звуки, дыхательная гимнастика не будет лишней. А учитывая, что
практически все упражнения – это веселые игры, они могут стать отличным семейным
досугом. Просто не говорите детям, что вы занимаетесь. Играйте и получайте
удовольствие.
СПРАВКА! Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это
помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным.
"БЕГЕМОТИК"
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной
гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый
произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Методические указания. В игре "Бегемотик" вдох и выдох производится через нос.
"
НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ"
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто
умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два
спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос
и приседает до желания сделать выдох.
"КОРАБЛИК"
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы
кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
"МЫЧАЛКА"
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных
вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая
носом, произносить звук "М-М-М".
«ДЕЛАЕМ ПЕНУ».
Цель: Повысить иммунитет детей, предотвратить частые простудные заболевания,
восстановить дыхательную систему после болезни.
Это развлечение обожают дети, они с удовольствием придаются этому хулиганству.
Вам потребуется большой поднос (или застелите стол клеенкой), 2-5 стаканов или мисок с
водой. Лучше прозрачных. В каждую наливаем воду, добавляем пару капель моющего
средства и волшебный ингредиент – пищевой краситель. Количество цветов безгранично
как вы понимаете.
Вооружаем детей коктейльными соломинками и начинаем активно дуть. Разноцветная
пена вызывает абсолютный восторг у всех.
Ею, кстати, можно рисовать. Достаточно раскатать рулон бумаги под всеми этими
стаканами.
«ВЕТЕРОК»
Цель: Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Вырезанные из бумаги фигурки (бабочки, листочки, капельки дождя и
др.) Перед началом игры необходимо подготовить фигурки (Прикрепить к деревянной
палочке или к нитке вырезанные фигурки). Можно использовать флажок или листочки на
веточке.
Ход игры: Взрослый предлагает поиграть. Показывает, как можно подуть на бумажные
фигурки, потом предлагает подуть ребенку. «Подуй на бумажки, так чтобы они двигались,
шевелились; как ветерок шелестит на дереве листочки! С начало медленно, тихо дует
ветерок, затем сильно дует ветер».
«ЖУК»
Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: Ребенок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны,
поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох:
Воспитатель проговаривает слова:
«жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
«НАСОС»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно
приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.