Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская обл, г Тюмень
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Из опыта работы
«Обеспечение информационной безопасности детей дошкольно-
го возраста»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2023
Информационная безопасность дошкольников рассматривается
как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует
риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и
(или) физическому, психическому, духовному, нравственному раз-
витию». Проблема обеспечения информационной безопасности де-
тей возникла на этапе развития человечества, обозначаемом поня-
тием «информационное общество». Для такого общества характер-
но наличие единого мирового информационного пространства.
Важную роль в нем играют коммуникативные технологии, взаимо-
действие людей в информационной среде, являющейся неотъемле-
мой частью социальной среды. Подчеркивая существенные отличия
процессов социализации детей в информационном обществе, уче-
ные использует понятие «цифровое поколение».
За последнее десятилетие в системе образования нашей страны
произошли изменения, связанные с осознанием рисков негативного
воздействия информации на развитие детей. Вместе с этим фикси-
руется запаздывание адаптации общества к требованиям информа-
ционной среды. Среди источников опасности рассматриваются
средства масс-медиа, прежде всего интернет. Распространено мне-
ние, что проблемы защиты детей дошкольного возраста могут быть
решены средствами контроля и ограничения доступа к массовой
информации. Узость данного подхода становится очевидной при
рассмотрении компонентов, образующих информационную среду
как часть образовательной среды дошкольных образовательных ор-
ганизаций (ДОО). На основе Федерального закона «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вы-
деляются следующие компоненты:
- продукция средств массовой информации;
- печатная продукция;
- аудиовизуальная продукция на любых видах носителей;
- зрелищные мероприятия.
Также необходимо рассматривать информацию, получаемую
детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Система
мер, направленных на обеспечение информационной безопасности
детей в ДОО, предполагает выявление угроз, связанных с компо-
нентами информационной среды, специфики ее воздействия на до-
школьников; определение направлений и путей повышения компе-
тентности педагогов в данных вопросах.
Угрозы, связанные с влиянием информации на развитие до-
школьников
Как и почему информация может негативно влиять на процессы
развития и социализации детей дошкольного возраста? Прежде
всего необходимо отметить, что принципиальная возможность раз-
вития ребенка «в здоровом направлении» тесно связана с удовле-
творением одной из базовых потребностей – потребности в без-
опасности. В случае неудовлетворения потребности ребенка в без-
опасности (в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и ха-
оса, в порядке, законе, ограничениях и др.) она (неудовлетворен-
ность) становится доминирующей, узурпирует «право на организа-
цию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и
нацелив их на достижение безопасности». Депривация (от лат.
deprivatio – потеря, лишение; психическое состояние, при котором
люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребно-
стей) тормозит или деформирует развитие. К потере ощущения без-
опасности может привести столкновение ребенка с информацией,
которая вызывает у него страх, тревогу, негативные эмоции и пере-
живания. Потеря дошкольниками чувства безопасности нередко
становится следствием использования непродуктивных методов
обучения в общественном и семейном воспитании. Широко распро-
страненные методы ознакомления детей с различными категориями
опасностей формируют у них недоверие к людям, вызывают состо-
яние тревожности, неуверенности в себе, стремление избегать зна-
комства с чем-то новым. Как отмечалось выше, угрозой для разви-
тия может стать не только характер, но и способ восприятия инфор-
мации. При просмотре мультфильмов, некоторых телепрограмм, в
рамках традиционных способов проведения занятий в ДОО ребенку
отводится роль пассивного получателя информации. При таком
подходе не происходит формирования индивида как субъекта дет-
ских видов деятельности, не развивается познавательный интерес,
воображение, подавляется воля. Информация воспринимается не
как средство удовлетворения любознательности, решения практи-
ческих или познавательных задач, а как источник впечатлений,
эмоций, как развлечение. Это приводит к определенной зависимо-
сти, без телевизора или компьютера жизнь кажется детям безын-
тересной.
Ключом к пониманию роли информационной среды являются
сложившиеся в науке представления о механизмах социализации –
идентификации, обособлении, подражании, рефлексии, интериори-
зации.
Идентификация – один из путей развития ценностных ориента-
ций и личностно-смысловой сферы ребенка Суть идентификации
состоит в отождествлении ребенком себя с носителями ценностей
культуры (мать, сверстники, педагог, близкие и др.). В современ-
ных условиях дети нередко идентифицируют себя с героями мульт-
фильмов, кинофильмов, компьютерных игр. Среди них немало яр-
ких персонажей, которые передают ребенку ценностные, поведен-
ческие установки, модели деятельности. В силу высокой восприим-
чивости к зрительным образам, отсутствия жизненного опыта и
критического отношения к действительности, благодаря целе-
направленному воздействию дети легко и прочно усваивают
предлагаемую с экрана модель поведения. Эффект усиливается тем,
что данные модели демонстрируют положительные герои, их дей-
ствия вызывают у других персонажей радость, смех, удовольствие.
Без опровержения подобного образа действий значимыми для ре-
бенка людьми он может быть усвоен как эталон, пример для подра-
жания. Негативные последствия имеет свойственное для современ-
ных произведений экранного искусства жесткое разделение персо-
нажей на «плохих» и «хороших». Дети легко переносят освоенный
подход к оценке героев мультфильмов и кинофильмов, компьютер-
ных игр в жизнь, применяют заведомо надуманные критерии. При
этом у дошкольников не формируется представлений о различии в
оценке поступков, мотивов и личности человека.
Еще один механизм социализации – интериоризация. Это про-
цесс преобразования внешне заданных норм, ценностей, действий
во внутренние психические и личностные образования – убежде-
ния, установки, мотивы. Интериоризация осуществляется в ходе об-
щения и совместной деятельности с другими детьми и со взрослы-
ми. Характерной особенностью современности становится значи-
тельное увеличение доли информации, получаемой с раннего дет-
ства не из личного общения, а из средств массовой информации.
Информационная среда, становясь для ребенка «второй реально-
стью», выступает важным средством формирования установок,
приобщения к ценностям. Ее базовые особенности: способность к
созданию виртуальных миров, которые подменяют реальность, ма-
нипулирование сознанием и поведением людей, подмена целей,
ценностей, своего образа жизни внешне навязанными стандартами,
искажение информации – не обеспечивают формирования адекват-
ной информационно-ориентировочной основы социального поведе-
ния детей.
Риски социализации.
На каждом возрастном этапе могут быть выделены основные
риски социализации. Так, дети до пяти лет не воспринимают ин-
формацию критически, не различают виртуальную и объективную
реальность, воображаемое и настоящее. К семи годам особенно
важно, чтобы ориентация в ценностных пристрастиях формирова-
лась в соответствии с тем, что культивируется обществом как пози-
тивный способ жизни, ведущий к психологической гармонии и
жизненному комфорту. Результатами нарушения закономерностей
позитивной социализации могут стать социальная и личностная
дезадаптация, нарушение самооценки, несформированность аде-
кватных представлений об окружающем мире и своем месте в нем,
расхождение между картинами мира, существующими у старших
поколений и дошкольников, выбор неадекватных целей и способов
поведения, потеря субъектности и личностной определенности.
Поиск эффективных подходов к обеспечению информационной
безопасности детей дошкольного возраста
Выделяют четыре основных подхода к обеспечению безопасно-
сти человека: ограждающий (устранение опасностей или перемеще-
ние человека в безопасную среду); обучающий (формирование на-
выков безопасного поведения, обучение предвидению, распознава-
нию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях); об-
разовательный
(личностное образование, приобретение качеств,
необходимых для успешного самообеспечения безопасности); лич-
ностно-развивающий (формирование личностной зрелости на осно-
ве поддержки становления ценностно-смысловой сферы человека и
качеств субъекта жизни, устойчивости к негативным воздействиям,
способности превращать опасности в фактор собственного разви-
тия, минимизировать количество опасностей).
Такие возрастные особенности детей, как неспособность крити-
чески оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого
знаний и умений, несформированность защитных психологических
механизмов, определяют превалирование в дошкольном образова-
нии ограждающего подхода. Он предполагает не только минимиза-
цию рисков причинения информацией вреда физическому и психи-
ческому здоровью, нравственному, духовному, физическому и со-
циальному развитию детей, но и создание условий для доступа их к
информации, способствующей надлежащему развитию и воспита-
нию.
Роль взрослых в обеспечении информационной безопасности
детей
На современном этапе достаточно развиты технические и про-
граммные средства ограждения детей от приносящей вред инфор-
мации, позволяющие обеспечивать их защищенность при использо-
вании электронных образовательных ресурсов. Но для решения за-
дач создания чистой информационной образовательной среды в
ДОО этого недостаточно. Актуальным является повышение уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
и
родительской
компетентности в области обеспечения информационной безопас-
ности дошкольников. Эта работа предполагает ознакомление педа-
гогов и родителей с:
нормативными документами, регулирующими отношения,
связанные с защитой детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию;
типовыми информационными угрозами;
новейшими техническими и программными средствами защи-
ты детей от негативной информации;
критериями и способами осуществления экспертизы информа-
ционной продукции для детей.
Проведенные в последнее время исследования показывают, что
педагоги и родители дошкольников часто недооценивают угрозы,
связанные с информацией. Анализ содержания конспектов меро-
приятий на многочисленных сайтах, позиционируемых как методи-
ческие копилки, показывает наличие противоречивой информации,
не соответствующей научным фактам. Нарушения требований к
обеспечению информационной безопасности детей наблюдаются и
при проведении зрелищных мероприятий в ДОО. Как бы это ни ка-
залось парадоксальным, лидирующие позиции среди средств на-
глядности, нарушающих требования обеспечения информационной
безопасности детей, традиционно занимают материалы (плакаты,
дидактические пособия) по безопасности. Если абстрагироваться от
текста, сопровождающего рисунки, посмотреть на предлагаемые
изображения глазами ребенка, который не умеет читать, можно
увидеть разнообразные модели опасного поведения. Только в од-
ном подобном пособии представлен десяток таких моделей: дети,
тянущие вилку электроприбора из розетки за шнур, самостоятельно
тушащие пожар, переходящие проезжую часть дороги без взрос-
лых, берущие лекарства из домашней аптечки и т.д. При подготов-
ке к мероприятиям воспитатель должен уметь выбирать информа-
цию, печатную и аудиовизуальную продукцию, соответствующую
возрастным особенностям, интересам и потребностям детей. Уче-
ные подчеркивают важность информации, актуальной для когни-
тивного и морально-нравственного развития дошкольников. Педа-
гогу важно понимать, что информация, как любой эмоционально
значимый объект, не может быть нейтральной для психики ребенка.
Она либо разрушает ее, либо влияет благотворно, созидательно. В
силу специфики современных знаковых систем педагогам порой
сложно оценить воздействие информации на детей, поэтому необ-
ходимо быть внимательными относительно продукции, вызываю-
щей сомнения в соответствии с критериями, представленными в
Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняю-
щей вред их здоровью и развитию».
Предпосылки формирования готовности у дошкольников обес-
печивать собственную информационную безопасность.
Как отмечалось выше, у детей этого возраста невозможно сфор-
мировать представления и навыки, необходимые для обеспечения
собственной
информационной
безопасности,
соответствующие
компетентности или готовность к распознаванию, предвидению и
уклонению от опасностей, связанных с информационным про-
странством. Вместе с тем на этапе дошкольного детства закладыва-
ются основы ценностно-смысловой сферы, общей и информацион-
ной культуры. Чтобы ребенок вырос взыскательным читателем,
зрителем, необходимо сформировать у него некий «внутренний
фильтр»: нравственный стержень, чувство прекрасного, эстетиче-
ский вкус, зрительскую культуру. Важно поддерживать познава-
тельный интерес, стремление общаться со сверстниками и взрослы-
ми, знакомить со способами коммуникации. Важнейшим условием
становления социально активной, психически устойчивой и психо-
логически защищенной личности, способной противостоять нега-
тивным воздействиям информации и не поддающейся манипулиро-
ванию, является развитие субъектности. Она определяется как
самостоятельная активность, самодвижение, осознанная саморегу-
ляция, качественное своеобразие человека как целеполагающего,
свободного, ответственного и развивающегося существа. Чтобы
поддерживать процесс становления субъектности, педагогу необхо-
димо научиться создавать ситуации «востребованности личности,
ее сил саморазвития», предполагающие субъект-субъектные отно-
шения между участниками образовательной деятельности. Доказа-
но, что, если на этапе дошкольного детства ребенок не становится
субъектом управления своим поведением, он и в дальнейшем де-
монстрирует личностную незрелость, низкую адаптивность, не-
способность к саморазвитию, подверженность негативным воздей-
ствиям. Опыт создания безопасной информационной среды, обес-
печивающей удовлетворение информационных потребностей до-
школьников, их защиту от негативного воздействия, позволит педа-
гогам, специалистам и руководителям ДОО включиться в решение
актуальных задач современного образования.