Напоминание

"Методы и руководства самостоятельной познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников"


Автор: Ханина Зоя Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 25
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: Консультация
Тема: "Методы и руководства самостоятельной познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

по теме: «Методы и руководства самостоятельной познавательно-

исследовательской деятельностью дошкольников»

Подготовила: Ханина З.А.,

Воспитатель МАДОУ д/с № 25

Организация самостоятельной работы и руководство ею — это

сложный процесс. Воспитание самостоятельности рассматривается как

составная часть воспитания детей. Но, следует помнить, что самостоятельная

работа не самоцель. Она является лишь средством получения прочных

знаний, формирования у детей самостоятельности, активности и развития их

интеллектуальных способностей.

Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее

важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников,

чем игровая.

Условно

можно

выделить

«типы

исследования»,

доступные

и

интересные

дошкольникам,

которые

позволяют

им

занять

активную

исследовательскую позицию:

опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

коллекционирование (классификационная работа);

путешествие по карте;

путешествие по «реке времени».

Первые

два

типа

исследования

присутствуют

в

свободной

самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с

каким с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы

посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с

целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором

простых коллекций, сортировкой включенных в них предметов (камней,

марок и т.д.)

«Исследования-путешествия» инициируются взрослым, но органично

принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их

с сюжетной игрой.

Необходимо уточнить, что путешествия по карте и по «реке времени»

не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и

историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка

целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки-

символы» (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их

занятий), а также создать целостные образы исторических эпох через «метки-

символы» исторических цивилизаций.

Остановимся на методах:

Эксперимент

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника

в естественной форме проявляется в виде так называемого детского

экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования

вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Дети очень любят

экспериментировать. Следовательно, эксперимент – это важнейший метод.

Макетирование

Работа по созданию макетов включает в себя элементы конструирования

и

художественно-изобразительного

творчества

в

виде

скульптурного

моделирования

из

пластических

материалов,

сочетание

с

введением

представлений о природных и культурных ландшафтах, об искусстве

архитектуры.

Так,

например,

обитатели-персонажи,

дополнительный

антураж, который позволяет превратить макет в конкретное игровое

пространство

изготавливаются

в

процессе

совместной

продуктивной

деятельности

детей и воспитателя

из

бумаги,

картона,

проволоки,

пластилина, соленого теста, природного и бросового материала. В процессе

создания макета каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательную

для него деятельность (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию

и т.д.).

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов

большого профессионального мастерства и такта.

Процесс игры с макетом должен начинаться практически с момента его

создания. При изготовлении макета необходимо широко использовать

игровые приемы и игровые ситуации. Процесс макетирования, целиком

построенный на игровых методах и приемах,

обязательно перерастет в

увлекательную игру.

Наполнение-дополнение

макета

разнообразным

предметным

материалом осуществляют сами дети, но воспитатель может помочь им,

предложив те или иные сочетания игровых предметов.

Можно предложить детям для игры незавершенный продукт – макет, с

частично

оформленным

воспитателем

полем,

требующем

заполнения.

Игровое пространство незавершенного макета дает детям возможность

упражняться

в

создании

множества

воображаемых

ситуаций,

что

положительно сказывается на развитии у детей воображения, образного

мышления. Такой опосредованный стимул необычайно активизирует детей в

игровых действиях. Так ландшафтный макет-карта в процессе детских игр

может превратиться в населенный город или непроходимые джунгли.

Проекты

Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не

способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект.

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих

и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,

поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на

взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе

постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные

пробы,

поиск,

выбор,

манипулирование

предметами

и

действиями,

конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

Исследование

Не предполагает жестко организованных занятий, построенных в

основном на репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний. В

исследовании акцент делается на индивидуальную исследовательскую

практику ребенка. Дети свободно планируют

свое время, выбирают не

только тематику, но и сами предметы для исследования.

Главная

задача

педагога

поощрять

и

деликатно

направлять

исследовательскую инициативу ребенка. основной чертой данной формы

является гибкое использование учебного помещения и его организация в

виде центров детской активности по разным областям знаний и видам

деятельности.

Стимулирование и саморегуляция познавательно-исследовательской

деятельности в этих условиях осуществляются в основном за счет

любознательности детей и ее постоянного стимулирования со стороны

педагога и предметно-пространственного окружения.

Следует отметить, что темы, связанные с неживой природой и частично

рукотворным миром (инструменты, приборы и пр.), наиболее целесообразно

раскрыть

в

контексте

«опыты»

(где

ребенок

сам

может

активно

поэкспериментировать).

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни

целесообразно

выдавать

в

контексте

«коллекционирование»

(классификация).

Темы, связанные с элементами географических представлений (о

сторонах света, океанах, континентах, их обитателях и т.д.), наиболее

целесообразно вводить через «контекст» «путешествие по карте», а темы,

связанные с историческим временем (прошлое – настоящее – будущее) –

через контекст «путешествие по реке времени».

Основные приёмы руководства:

Поощрение,

Совет,

Разъяснение.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая

работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя,

по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом

ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя

свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или

физических действий.



В раздел образования