Автор: Ханина Зоя Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 25
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: Консультация
Тема: "Методы и руководства самостоятельной познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
по теме: «Методы и руководства самостоятельной познавательно-
исследовательской деятельностью дошкольников»
Подготовила: Ханина З.А.,
Воспитатель МАДОУ д/с № 25
Организация самостоятельной работы и руководство ею — это
сложный процесс. Воспитание самостоятельности рассматривается как
составная часть воспитания детей. Но, следует помнить, что самостоятельная
работа не самоцель. Она является лишь средством получения прочных
знаний, формирования у детей самостоятельности, активности и развития их
интеллектуальных способностей.
Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее
важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников,
чем игровая.
Условно
можно
выделить
«типы
исследования»,
доступные
и
интересные
дошкольникам,
которые
позволяют
им
занять
активную
исследовательскую позицию:
опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
коллекционирование (классификационная работа);
путешествие по карте;
путешествие по «реке времени».
Первые
два
типа
исследования
присутствуют
в
свободной
самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с
каким с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы
посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с
целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором
простых коллекций, сортировкой включенных в них предметов (камней,
марок и т.д.)
«Исследования-путешествия» инициируются взрослым, но органично
принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их
с сюжетной игрой.
Необходимо уточнить, что путешествия по карте и по «реке времени»
не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и
историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка
целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки-
символы» (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их
занятий), а также создать целостные образы исторических эпох через «метки-
символы» исторических цивилизаций.
Остановимся на методах:
Эксперимент
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника
в естественной форме проявляется в виде так называемого детского
экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования
вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Дети очень любят
экспериментировать. Следовательно, эксперимент – это важнейший метод.
Макетирование
Работа по созданию макетов включает в себя элементы конструирования
и
художественно-изобразительного
творчества
в
виде
скульптурного
моделирования
из
пластических
материалов,
сочетание
с
введением
представлений о природных и культурных ландшафтах, об искусстве
архитектуры.
Так,
например,
обитатели-персонажи,
дополнительный
антураж, который позволяет превратить макет в конкретное игровое
пространство
изготавливаются
в
процессе
совместной
продуктивной
деятельности
детей и воспитателя
из
бумаги,
картона,
проволоки,
пластилина, соленого теста, природного и бросового материала. В процессе
создания макета каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательную
для него деятельность (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию
и т.д.).
Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов
большого профессионального мастерства и такта.
Процесс игры с макетом должен начинаться практически с момента его
создания. При изготовлении макета необходимо широко использовать
игровые приемы и игровые ситуации. Процесс макетирования, целиком
построенный на игровых методах и приемах,
обязательно перерастет в
увлекательную игру.
Наполнение-дополнение
макета
разнообразным
предметным
материалом осуществляют сами дети, но воспитатель может помочь им,
предложив те или иные сочетания игровых предметов.
Можно предложить детям для игры незавершенный продукт – макет, с
частично
оформленным
воспитателем
полем,
требующем
заполнения.
Игровое пространство незавершенного макета дает детям возможность
упражняться
в
создании
множества
воображаемых
ситуаций,
что
положительно сказывается на развитии у детей воображения, образного
мышления. Такой опосредованный стимул необычайно активизирует детей в
игровых действиях. Так ландшафтный макет-карта в процессе детских игр
может превратиться в населенный город или непроходимые джунгли.
Проекты
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не
способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих
и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,
поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на
взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе
постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные
пробы,
поиск,
выбор,
манипулирование
предметами
и
действиями,
конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Исследование
Не предполагает жестко организованных занятий, построенных в
основном на репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний. В
исследовании акцент делается на индивидуальную исследовательскую
практику ребенка. Дети свободно планируют
свое время, выбирают не
только тематику, но и сами предметы для исследования.
Главная
задача
педагога
–
поощрять
и
деликатно
направлять
исследовательскую инициативу ребенка. основной чертой данной формы
является гибкое использование учебного помещения и его организация в
виде центров детской активности по разным областям знаний и видам
деятельности.
Стимулирование и саморегуляция познавательно-исследовательской
деятельности в этих условиях осуществляются в основном за счет
любознательности детей и ее постоянного стимулирования со стороны
педагога и предметно-пространственного окружения.
Следует отметить, что темы, связанные с неживой природой и частично
рукотворным миром (инструменты, приборы и пр.), наиболее целесообразно
раскрыть
в
контексте
«опыты»
(где
ребенок
сам
может
активно
поэкспериментировать).
Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни
целесообразно
выдавать
в
контексте
«коллекционирование»
(классификация).
Темы, связанные с элементами географических представлений (о
сторонах света, океанах, континентах, их обитателях и т.д.), наиболее
целесообразно вводить через «контекст» «путешествие по карте», а темы,
связанные с историческим временем (прошлое – настоящее – будущее) –
через контекст «путешествие по реке времени».
Основные приёмы руководства:
Поощрение,
Совет,
Разъяснение.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая
работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя,
по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом
ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя
свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или
физических действий.