Напоминание

"Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников"


Автор: Невежина Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №56 "Гусельки"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему: «Компетентностный подход в работе педагога с семьями

воспитанников»

Невежина Н.А. воспитатель группы №7

В настоящее время родители (законные представители) включены в государственно-

общественное управление образовательной организацией, они – участники

образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную

образовательную траекторию.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и

понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не

может быть эффективным.

Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать

помощь родителям (законным представителям), причем не только самим процессом

воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и

формированием того, что называется родительской компетентностью.

Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно

решать те или иные профессиональные задачи.

Родительская компетентность – это, прежде всего, сложное личностное

образование, на основе которого строится готовность и способность родителей

(законных представителей) выполнять свои родительские функции.

Принципы построения взаимодействия с родителями

(законными представителями):

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными

представителями) воспитанников. Позитивный настрой на общение является тем самым

прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь

любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с

семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных

форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и

именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо

больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с

родителями (законными представителями). Педагог, общаясь с родителями, должен

чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и

педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе

подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем

люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать

своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды

педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо

эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных

педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада

разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не

функционирования, представляет собой мобильную систему, поэтому очень важно быстро

реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные

потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы

и направления работы детского сада с семьей.

Что же необходимо для того, чтобы привлечь родителей к участию в жизни группы?

Пожалуй, многое. Необходимо желание и умение наблюдать жизнь ребенка в группе во

всем многообразии ее проявлений, а не только ценить свои воспитательские действия.

Необходимо умение выделять существенное и позитивное в проявлениях конкретного

ребенка, умение понимать причины того или иного поведения, умения и готовность

записывать свои наблюдения. Готовность донести увиденное до родителей, сложить

вместе с ними из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества

каждого ребенка.

Очевидна реакция педагогов – да, это не легко, и это можно понять, но хочется все же

напомнить о необратимости некоторых явлений. Нынешние родители все дальше уходят

от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, все увереннее в

них чувство значимости собственной личности, индивидуальности. Меняется внутренняя,

личностная составляющая. Вместе с тем все больше меняется детский сад как социальное

явления – из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым,

подверженным существенным переменам, уязвимым.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный

потенциал семьи путем включения родителей (законных представителей) в

воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители (законные

представители) выступали в качестве полноправных участников этого процесса.

Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы:

активность + осознанность + самостоятельность

Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и

характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и

поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.

Анкетирование – одна из индивидуальных форм вовлечения родителей в

образовательное пространство ДОУ. Как правило, анкетирование родителей педагоги

проводят в начале учебного года с целью выявления их запросов, пожеланий и в конце

года с целью выявления уровня удовлетворённости родителей совместным результатом

работы.

Работая по ФГОС ДО помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, мы активно

используются инновационные формы и методы работы.

Наглядная педагогическая пропаганда дает возможность использовать сочетание

различных видов наглядности. Это позволяет не только ознакомить родителей с

вопросами воспитания через материалы стендов, но и непосредственно представить

воспитательно-образовательный процесс.

Всем известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие

доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие

ребенка и приучает его сотрудничать. Кроме того, творческий процесс стимулирует

всестороннее развитие ребёнка, у него совершенствуются моторные навыки, развивается

воображение. Родители в такой деятельности становятся активными участниками, творя

вместе с детьми. Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и

объединяет детей и взрослых в общих делах, кроме того, восполняет дефицит

родительского внимания. Поэтому мы стараемся сделать жизнь в нашем детском саду

активной и интересной для родителей (законных представителей), чтобы в ней было

больше совместных разнообразных мероприятий. Также родители принимают активное

участие в муниципальных, региональных конкурсах и мероприятиях.

Мероприятия, проводимые в детском саду воспитывают у детей интерес к

окружающему миру, развивают креативные способности: это и фотовыставки на

различные темы или посвященные памятным календарным датам, медиапрезентации,

фотоальбомы к дню пожилого человека, к дню мамы и т.д.

выставки совместных поделок «Осенняя фантазия»,

«Мамочка-солнышко мое».

Так, папы, дедушки и дети изготавливают кормушки и скворечники для птиц. А в

преддверии Дня матери прошел конкурс «Мамочка моя», в котором приняли участие

мамы и детки. Где были игры, танцы, песни и завершился вечер прекрасным чаепитием.

Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Их тематика

соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ, проблемным

вопросам группы.

Проводить родительские собрания, используя нетрадиционные методики проведения,

позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями,

повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.

Для привлечения родителей к жизни группы детского сада мы активно

используем современные информационные технологии. У нас есть ВК мессенджер, на

страницах которого родители могут обсудить мероприятия, проводимые в группе,

предложить интересную идею для реализации проектной деятельности и другое.

На сайте ДОУ разработаны и систематически обновляются странички для

родителей, на которых представлены нормативные документы, методические

рекомендации, фото и видеоматериалы о прошедших мероприятиях в ДОУ.

ВЫВОД:

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог

поддерживает родителей в их воспитательной практике. В свою очередь родители

помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию

развития каждого ребенка.



В раздел образования