Автор: Невежина Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №56 "Гусельки"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему: «Компетентностный подход в работе педагога с семьями
воспитанников»
Невежина Н.А. воспитатель группы №7
В настоящее время родители (законные представители) включены в государственно-
общественное управление образовательной организацией, они – участники
образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную
образовательную траекторию.
В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и
понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не
может быть эффективным.
Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать
помощь родителям (законным представителям), причем не только самим процессом
воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и
формированием того, что называется родительской компетентностью.
Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно
решать те или иные профессиональные задачи.
Родительская компетентность – это, прежде всего, сложное личностное
образование, на основе которого строится готовность и способность родителей
(законных представителей) выполнять свои родительские функции.
Принципы построения взаимодействия с родителями
(законными представителями):
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными
представителями) воспитанников. Позитивный настрой на общение является тем самым
прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь
любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с
семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных
форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и
именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо
больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с
родителями (законными представителями). Педагог, общаясь с родителями, должен
чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе
подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем
люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать
своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада
разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не
функционирования, представляет собой мобильную систему, поэтому очень важно быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы
и направления работы детского сада с семьей.
Что же необходимо для того, чтобы привлечь родителей к участию в жизни группы?
Пожалуй, многое. Необходимо желание и умение наблюдать жизнь ребенка в группе во
всем многообразии ее проявлений, а не только ценить свои воспитательские действия.
Необходимо умение выделять существенное и позитивное в проявлениях конкретного
ребенка, умение понимать причины того или иного поведения, умения и готовность
записывать свои наблюдения. Готовность донести увиденное до родителей, сложить
вместе с ними из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества
каждого ребенка.
Очевидна реакция педагогов – да, это не легко, и это можно понять, но хочется все же
напомнить о необратимости некоторых явлений. Нынешние родители все дальше уходят
от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, все увереннее в
них чувство значимости собственной личности, индивидуальности. Меняется внутренняя,
личностная составляющая. Вместе с тем все больше меняется детский сад как социальное
явления – из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым,
подверженным существенным переменам, уязвимым.
Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный
потенциал семьи путем включения родителей (законных представителей) в
воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители (законные
представители) выступали в качестве полноправных участников этого процесса.
Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы:
активность + осознанность + самостоятельность
Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и
характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и
поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.
Анкетирование – одна из индивидуальных форм вовлечения родителей в
образовательное пространство ДОУ. Как правило, анкетирование родителей педагоги
проводят в начале учебного года с целью выявления их запросов, пожеланий и в конце
года с целью выявления уровня удовлетворённости родителей совместным результатом
работы.
Работая по ФГОС ДО помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, мы активно
используются инновационные формы и методы работы.
Наглядная педагогическая пропаганда дает возможность использовать сочетание
различных видов наглядности. Это позволяет не только ознакомить родителей с
вопросами воспитания через материалы стендов, но и непосредственно представить
воспитательно-образовательный процесс.
Всем известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие
доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие
ребенка и приучает его сотрудничать. Кроме того, творческий процесс стимулирует
всестороннее развитие ребёнка, у него совершенствуются моторные навыки, развивается
воображение. Родители в такой деятельности становятся активными участниками, творя
вместе с детьми. Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и
объединяет детей и взрослых в общих делах, кроме того, восполняет дефицит
родительского внимания. Поэтому мы стараемся сделать жизнь в нашем детском саду
активной и интересной для родителей (законных представителей), чтобы в ней было
больше совместных разнообразных мероприятий. Также родители принимают активное
участие в муниципальных, региональных конкурсах и мероприятиях.
Мероприятия, проводимые в детском саду воспитывают у детей интерес к
окружающему миру, развивают креативные способности: это и фотовыставки на
различные темы или посвященные памятным календарным датам, медиапрезентации,
фотоальбомы к дню пожилого человека, к дню мамы и т.д.
выставки совместных поделок «Осенняя фантазия»,
«Мамочка-солнышко мое».
Так, папы, дедушки и дети изготавливают кормушки и скворечники для птиц. А в
преддверии Дня матери прошел конкурс «Мамочка моя», в котором приняли участие
мамы и детки. Где были игры, танцы, песни и завершился вечер прекрасным чаепитием.
Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Их тематика
соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ, проблемным
вопросам группы.
Проводить родительские собрания, используя нетрадиционные методики проведения,
позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями,
повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.
Для привлечения родителей к жизни группы детского сада мы активно
используем современные информационные технологии. У нас есть ВК мессенджер, на
страницах которого родители могут обсудить мероприятия, проводимые в группе,
предложить интересную идею для реализации проектной деятельности и другое.
На сайте ДОУ разработаны и систематически обновляются странички для
родителей, на которых представлены нормативные документы, методические
рекомендации, фото и видеоматериалы о прошедших мероприятиях в ДОУ.
ВЫВОД:
Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог
поддерживает родителей в их воспитательной практике. В свою очередь родители
помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию
развития каждого ребенка.