Автор: Климова Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОБУ "Сертоловский ДСКВ №1"
Населённый пункт: г. Сертолово
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сказки в развитии эмоционального интеллекта дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Роль сказки в развитии эмоционального интеллекта дошкольников».
За
последние
десятилетия
в
жизни
детей
произошли
глобальные
изменения,
которые
стали
заметны
и
отрицательно
сказываются
на
эмоциональном
развитии.
Компьютеризация,
информатизация
и
цифровизация стремительными темпами вытесняют живое общение, теряются
навыки проявления и понимания своих и чужих эмоций и чувств.
Наблюдения показывают, что сейчас редкость встретить по- настоящему
весёлого, эмоционально благополучного ребёнка. Современные дети стали
более
раздражительными
и
нервными,
капризными
и
требовательными,
импульсивными и непослушными, одинокими и подавленными. Причин этому
достаточно много. Новые экономические условия вынуждают родителей всё
больше работать, тем самым, у них остаётся меньше времени для совместного
отдыха.
Всё
большее
количество
семей
проживают
вдали
от
своих
родственников, что приводит к потере связи между старшим и младшим
поколением.
Вместо
того,
чтобы
погулять
и
поиграть
во
дворе
со
сверстниками, почитать с бабушкой сказки дети проводят всё больше времени
перед экраном телевизора или компьютера.
На протяжении всей истории человечества ведущая роль в становлении
эмоционально- личностного развития ребёнка принадлежит семье. Благодаря
родителям у ребёнка закладываются представления о человеческих ценностях,
об уважении к себе и другим людям, эмпатии и ответственности. Ведущими
факторами эмоционального воспитания ребёнка в семье являются атмосфера
семьи, уклад, традиции, социальные установки, взаимоотношения семьи друг
с другом и окружающими людьми.
В настоящее время взрослые направляют все свои усилия на развитие
интеллекта детей, не беря в расчёт эмоциональную сферу и не задумываясь о
том, что для полноценного и гармоничного развития личности необходим
баланс
между
эмоциональной
и
интеллектуальной
сферой.
Обеднённая
эмоциональная сфера замедляет интеллектуальное развитие. Познание всегда
эмоционально. Любые психические процессы эмоционально окрашены- будь
то ощущения или воображение, мышление или память. Хорошее настроение
обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа
ухудшает запоминание, не даёт простора фантазии. Не стоит забывать, что
эмоции играют важную роль в жизни маленького человека: они помогают
воспринимать действительность и правильно реагировать на неё.
Говоря об эффективных методах развития эмоционального интеллекта,
приоритетное
значение
отдаётся
сказке
как
традиционному
средству,
позволяющему
в
привлекательной
для
ребенка
форме
познать
себя
и
окружающий мир. В наше прагматичное время сказка
приобрела особое
значение
в
воспитании
и
развитии
чувств
ребёнка,
оказывая
на
него
благотворное психологическое действие. Ребёнок может испытывать сильные
эмоции, сопереживая сказочным героям или идентифицируя себя с ним.
Рассказывание сказок помогает детям и родителям прийти к единению и
вместе
отдохнуть.
Ребёнок
имеет
возможность
видеть
благодушно
настроенного
родителя,
понимать
и
доверять
ему.
Сказка
доставляет
удовольствие
и
ребёнку,
и
родителю.
Она
снимает
эмоциональное
напряжение, сглаживает проблемы и укрепляет надежду на лучшее.
По мере взросления у детей расширяются сферы общения, которые
требуют
активизации
их
эмоционального
мира.
Перед
ребёнком
встаёт
необходимость
сдерживать
ситуативные
эмоции,
управлять
выражением
своих
чувств.
Научиться
этому
помогают
сказка
и
игра.
Например,
для
ребёнка, который боится, подбираются сказки, в которой метафорически
зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. При
чтении ребёнок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы
преодоления страха, идентифицируя себя с главным сказочным героем. Кроме
того, можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку
на свой лад, придумать новую с этим же героем и др. В этом случае ребёнок
не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.
Сказка
в
определённой
степени
удовлетворяет
три
естественные
психологические потребности ребёнка:
1.
Потребность в автономности. Почти в каждой сказке герой действует
самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает
решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы.
2.
Потребность
в
компетентности.
Герой
оказывается
способным
преодолеть
самые
невероятные
препятствия
и,
как
правило,
становится
победителем,
достигает
успеха,
хотя
может
терпеть
временные неудачи.
3.
Потребность
в
активности.
Герой
всегда
активен,
находится
в
действии: куда-то идёт, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то
добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале
поведения
героя
не
является
активным:
толчок
к
активности
провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование
целого ряда качеств личности:
1)
автономность, которая выражается в стремлении проявить своё личное
мнение, позицию или взгляды;
2)
активность, которая предполагает способность владеть инициативой и
процессом общения, умение организовать внимание и эмоционально
откликаться на состояние партнёров;
3)
социальная
компетентность,
которая
состоит
из
нескольких
компонентов:
а)
мотивационного,
включающего
отношение
к
другому
человеку
(проявление
доброты,
внимания,
сочувствия,
сопереживания
и
содействия);
б)
когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью
понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения
настроения, эмоционального состояния и др.;
в)
поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы
общения и взаимодействия с другими детьми.
В процессе восприятия сказки ребёнок познаёт определенный её смысл,
который доступен только ему. В своих исследованиях А. В. Запорожец писал
о
существовании
особого
вида
эмоционального
познания,
при
котором
человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей
порождение
образов этого эмоционального познания часто происходит в
процессе
восприятия
художественного
произведения.
Под
влиянием
слушания
у
ребенка
возникает
сочувствие
герою
и
складывается
эмоциональный
образ
воспринимаемых
событий
и
взаимоотношений.
Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя, развёрнутая
деятельность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых
событиях.
Лишь
потом
она
переходит
во
внутренний
план
-
план
эмоционального воображения [17].
Слушая сказки, ребёнок приобретает знания о способах проявления
созидательной творческой силы. Устное рассказывание или чтение вслух
обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребёнку
силы, развивают эмоциональный мир и формируют его личность.
Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное
восприятие
и
воображение,
учат
творчески
мыслить,
активно
общаться,
бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А
самое главное, сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать
сокровища его души.
Затрагивая
эмоциональную
жизнь
ребёнка,
сказка
даёт
утешение,
облегчение, вызывает восторг. Она предоставляет ребёнку словесные картины
и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения
своих
чувств.
Сказка
представляет
героев
и
моделирует
ситуации,
над
которыми можно подумать, которые можно скопировать и оценить. Она
предлагает
детям
творческое
проникновение
в
эмоциональные
аспекты
человеческого
поведения.
Сказка
развивает
у
детей
способность
к
зрительному воображению, что особенно полезно, так как у маленьких детей
часто не получается «увидеть» путь из эмоционального тупика.
Сказка учит выражать собственное эмоциональное состояние (радость,
обиду,
гнев,
удивление)
мимикой,
пантомимикой,
жестами,
интонацией;
распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен,
рассержен); развивает эмоциональную отзывчивость (эмпатию) на эмоции
других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться
вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину); пополняет словарный
запас детей за счет проговаривания различные эмоциональных состояний.
Таким образом,
рассмотрев сущность сказки, ее роль в развитии и
воспитании детей, можно сделать вывод, что сказка является эффективным
средством развития эмоционального интеллекта дошкольников. В сказочной
форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и
чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание,
измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства.
Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир
человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это
очень
важно
для
становления
и
осмысления
понятий
добра
и
зла,
для
упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.
Литература:
1.
Данилина,
Т.А.,
Зедгенидзе,
В.
Я.,
Степина,
Н.М.
В
мире
детских
эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.
Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина.- М.: Айрис- Пресс,2015.-149 с.
2.
Джон
Готтман,
Джоан
Деклер
Эмоциональный
интеллект
ребёнка:
практическое руководство для родителей/Джон Готтман, Джоан Деклер;
пер. с англ. Г.Федотовой.- Москва: Манн, Иванов и Фебер, 2024.-320 с.
3.
Запорожец,
А.В.
Психология
в
действии/
А.В
Запорожец.-
М.:
Московский
психолого-социальный
институт;
Воронеж:
НПО
«МОДЭК», 2000.-736 с.
4.
Зинкевич- Евстигнеева Т., Зинкевич А. Воспитание Доброй Сказкой.
Сказкотерапия
для
детей
и
родителей/
Зинкевич-
Евстигнеева
Т.,
Зинкевич А.- Спб.: Портал, 2021.-288 с.
5.
Монакова, Н.И. Развитие эмоций у ребёнка. Программа «Путешествие с
гномом»/ Н. И. Монакова.- Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2021.-128 с.
6.
Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии/ Под ред.- СПб.: Речь, 2004.-224
с.
7.
Свистунова, Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия,
изотерапия,
музыкотерапия/
под
ред. Е.В.Свистуновой.-
М.:
Редкая
птица, 2019.-176 с.
8.
Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, а ещё лунные дорожки, или
приключения принца Эно.-4-е изд., испр. И доп.- М.: Изд-во Института
психотерапии, 2005.-224 с.
9.
Строгова,
Н.А.
Сказкотерапия
для
детей
дошкольного
возраста.
Пособие для психологов, педагогов и родителей/ Н.А. Строгова.- М.:
Издательство ВЛАДОС, 2018.-88 с.
.