Напоминание

"Роль сказки в развитии эмоционального интеллекта дошкольников"


Автор: Климова Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОБУ "Сертоловский ДСКВ №1"
Населённый пункт: г. Сертолово
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сказки в развитии эмоционального интеллекта дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль сказки в развитии эмоционального интеллекта дошкольников».

За

последние

десятилетия

в

жизни

детей

произошли

глобальные

изменения,

которые

стали

заметны

и

отрицательно

сказываются

на

эмоциональном

развитии.

Компьютеризация,

информатизация

и

цифровизация стремительными темпами вытесняют живое общение, теряются

навыки проявления и понимания своих и чужих эмоций и чувств.

Наблюдения показывают, что сейчас редкость встретить по- настоящему

весёлого, эмоционально благополучного ребёнка. Современные дети стали

более

раздражительными

и

нервными,

капризными

и

требовательными,

импульсивными и непослушными, одинокими и подавленными. Причин этому

достаточно много. Новые экономические условия вынуждают родителей всё

больше работать, тем самым, у них остаётся меньше времени для совместного

отдыха.

Всё

большее

количество

семей

проживают

вдали

от

своих

родственников, что приводит к потере связи между старшим и младшим

поколением.

Вместо

того,

чтобы

погулять

и

поиграть

во

дворе

со

сверстниками, почитать с бабушкой сказки дети проводят всё больше времени

перед экраном телевизора или компьютера.

На протяжении всей истории человечества ведущая роль в становлении

эмоционально- личностного развития ребёнка принадлежит семье. Благодаря

родителям у ребёнка закладываются представления о человеческих ценностях,

об уважении к себе и другим людям, эмпатии и ответственности. Ведущими

факторами эмоционального воспитания ребёнка в семье являются атмосфера

семьи, уклад, традиции, социальные установки, взаимоотношения семьи друг

с другом и окружающими людьми.

В настоящее время взрослые направляют все свои усилия на развитие

интеллекта детей, не беря в расчёт эмоциональную сферу и не задумываясь о

том, что для полноценного и гармоничного развития личности необходим

баланс

между

эмоциональной

и

интеллектуальной

сферой.

Обеднённая

эмоциональная сфера замедляет интеллектуальное развитие. Познание всегда

эмоционально. Любые психические процессы эмоционально окрашены- будь

то ощущения или воображение, мышление или память. Хорошее настроение

обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа

ухудшает запоминание, не даёт простора фантазии. Не стоит забывать, что

эмоции играют важную роль в жизни маленького человека: они помогают

воспринимать действительность и правильно реагировать на неё.

Говоря об эффективных методах развития эмоционального интеллекта,

приоритетное

значение

отдаётся

сказке

как

традиционному

средству,

позволяющему

в

привлекательной

для

ребенка

форме

познать

себя

и

окружающий мир. В наше прагматичное время сказка

приобрела особое

значение

в

воспитании

и

развитии

чувств

ребёнка,

оказывая

на

него

благотворное психологическое действие. Ребёнок может испытывать сильные

эмоции, сопереживая сказочным героям или идентифицируя себя с ним.

Рассказывание сказок помогает детям и родителям прийти к единению и

вместе

отдохнуть.

Ребёнок

имеет

возможность

видеть

благодушно

настроенного

родителя,

понимать

и

доверять

ему.

Сказка

доставляет

удовольствие

и

ребёнку,

и

родителю.

Она

снимает

эмоциональное

напряжение, сглаживает проблемы и укрепляет надежду на лучшее.

По мере взросления у детей расширяются сферы общения, которые

требуют

активизации

их

эмоционального

мира.

Перед

ребёнком

встаёт

необходимость

сдерживать

ситуативные

эмоции,

управлять

выражением

своих

чувств.

Научиться

этому

помогают

сказка

и

игра.

Например,

для

ребёнка, который боится, подбираются сказки, в которой метафорически

зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. При

чтении ребёнок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы

преодоления страха, идентифицируя себя с главным сказочным героем. Кроме

того, можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку

на свой лад, придумать новую с этим же героем и др. В этом случае ребёнок

не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.

Сказка

в

определённой

степени

удовлетворяет

три

естественные

психологические потребности ребёнка:

1.

Потребность в автономности. Почти в каждой сказке герой действует

самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает

решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы.

2.

Потребность

в

компетентности.

Герой

оказывается

способным

преодолеть

самые

невероятные

препятствия

и,

как

правило,

становится

победителем,

достигает

успеха,

хотя

может

терпеть

временные неудачи.

3.

Потребность

в

активности.

Герой

всегда

активен,

находится

в

действии: куда-то идёт, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то

добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале

поведения

героя

не

является

активным:

толчок

к

активности

провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование

целого ряда качеств личности:

1)

автономность, которая выражается в стремлении проявить своё личное

мнение, позицию или взгляды;

2)

активность, которая предполагает способность владеть инициативой и

процессом общения, умение организовать внимание и эмоционально

откликаться на состояние партнёров;

3)

социальная

компетентность,

которая

состоит

из

нескольких

компонентов:

а)

мотивационного,

включающего

отношение

к

другому

человеку

(проявление

доброты,

внимания,

сочувствия,

сопереживания

и

содействия);

б)

когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью

понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения

настроения, эмоционального состояния и др.;

в)

поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы

общения и взаимодействия с другими детьми.

В процессе восприятия сказки ребёнок познаёт определенный её смысл,

который доступен только ему. В своих исследованиях А. В. Запорожец писал

о

существовании

особого

вида

эмоционального

познания,

при

котором

человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей

порождение

образов этого эмоционального познания часто происходит в

процессе

восприятия

художественного

произведения.

Под

влиянием

слушания

у

ребенка

возникает

сочувствие

герою

и

складывается

эмоциональный

образ

воспринимаемых

событий

и

взаимоотношений.

Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя, развёрнутая

деятельность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых

событиях.

Лишь

потом

она

переходит

во

внутренний

план

-

план

эмоционального воображения [17].

Слушая сказки, ребёнок приобретает знания о способах проявления

созидательной творческой силы. Устное рассказывание или чтение вслух

обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребёнку

силы, развивают эмоциональный мир и формируют его личность.

Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное

восприятие

и

воображение,

учат

творчески

мыслить,

активно

общаться,

бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А

самое главное, сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать

сокровища его души.

Затрагивая

эмоциональную

жизнь

ребёнка,

сказка

даёт

утешение,

облегчение, вызывает восторг. Она предоставляет ребёнку словесные картины

и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения

своих

чувств.

Сказка

представляет

героев

и

моделирует

ситуации,

над

которыми можно подумать, которые можно скопировать и оценить. Она

предлагает

детям

творческое

проникновение

в

эмоциональные

аспекты

человеческого

поведения.

Сказка

развивает

у

детей

способность

к

зрительному воображению, что особенно полезно, так как у маленьких детей

часто не получается «увидеть» путь из эмоционального тупика.

Сказка учит выражать собственное эмоциональное состояние (радость,

обиду,

гнев,

удивление)

мимикой,

пантомимикой,

жестами,

интонацией;

распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное

состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен,

рассержен); развивает эмоциональную отзывчивость (эмпатию) на эмоции

других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться

вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину); пополняет словарный

запас детей за счет проговаривания различные эмоциональных состояний.

Таким образом,

рассмотрев сущность сказки, ее роль в развитии и

воспитании детей, можно сделать вывод, что сказка является эффективным

средством развития эмоционального интеллекта дошкольников. В сказочной

форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и

чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание,

измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства.

Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир

человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это

очень

важно

для

становления

и

осмысления

понятий

добра

и

зла,

для

упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.

Литература:

1.

Данилина,

Т.А.,

Зедгенидзе,

В.

Я.,

Степина,

Н.М.

В

мире

детских

эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.

Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина.- М.: Айрис- Пресс,2015.-149 с.

2.

Джон

Готтман,

Джоан

Деклер

Эмоциональный

интеллект

ребёнка:

практическое руководство для родителей/Джон Готтман, Джоан Деклер;

пер. с англ. Г.Федотовой.- Москва: Манн, Иванов и Фебер, 2024.-320 с.

3.

Запорожец,

А.В.

Психология

в

действии/

А.В

Запорожец.-

М.:

Московский

психолого-социальный

институт;

Воронеж:

НПО

«МОДЭК», 2000.-736 с.

4.

Зинкевич- Евстигнеева Т., Зинкевич А. Воспитание Доброй Сказкой.

Сказкотерапия

для

детей

и

родителей/

Зинкевич-

Евстигнеева

Т.,

Зинкевич А.- Спб.: Портал, 2021.-288 с.

5.

Монакова, Н.И. Развитие эмоций у ребёнка. Программа «Путешествие с

гномом»/ Н. И. Монакова.- Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2021.-128 с.

6.

Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии/ Под ред.- СПб.: Речь, 2004.-224

с.

7.

Свистунова, Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия,

изотерапия,

музыкотерапия/

под

ред. Е.В.Свистуновой.-

М.:

Редкая

птица, 2019.-176 с.

8.

Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, а ещё лунные дорожки, или

приключения принца Эно.-4-е изд., испр. И доп.- М.: Изд-во Института

психотерапии, 2005.-224 с.

9.

Строгова,

Н.А.

Сказкотерапия

для

детей

дошкольного

возраста.

Пособие для психологов, педагогов и родителей/ Н.А. Строгова.- М.:

Издательство ВЛАДОС, 2018.-88 с.

.



В раздел образования