Напоминание

"Употребление причастий и деепричастий в речи".


Автор: Пинчук Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Егорлыкская СОШ № 1
Населённый пункт: станица Егорлыкская, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Употребление причастий и деепричастий в речи".
Раздел: среднее образование





Назад




Егорлыкский район Ростовской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 Конспект открытого урока русского языка в 6 «А» классе
«Употребление причастий и деепричастий в речи»
Подготовила учитель русского языка и литературы Пинчук Татьяна Викторовна 2016 г.
Тема:
«Употребление причастий и деепричастий в речи»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний (интегрированный) с использованием элементов педагогических технологий. Методы: 1. практические (лабораторный эксперимент, исследовательская работа, комментированные, учебные и письменные упражнения); 2. частично-поисковые. Форма обучения: групповая, индивидуальная. Класс:6-й по программе под редакцией М.Разумовской, 2012. Цели. Образовательные: Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально- выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм. Развивающие: Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Развивать речь, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; Воспитательные: Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям; воспитание интереса к русскому языку. Пробуждать добрые чувства к красоте русской природы. Оборудование: Компьютер, репродукции картин Эпиграфы: Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом А.С. Пушкин …Деепричастия дорисовывают движения Д.В. Григорович
Ход урока:

1.

Мобилизующее начало урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок открытий. Вы выступите в роли юных исследователей.
2.

Введение в тему урока.
Обратите внимание на эпиграфы, которые записаны на доске.
Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета,

скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который

метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом

А.С. Пушкин

…Деепричастия дорисовывают движения

Д.В. Григорович
-Скажите , о каких частях речи идет речь? - Какова тема нашего урока?
Проблемный вопрос урока:
Какова роль причастий и деепричастий в тексте, как они «живут» в нём, как «работают»? - Давайте подумаем, какие вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы научиться употреблять причастия и деепричастия в речи? (- Для чего их употребляют в речи?
- Когда уместно употреблять эти части речи? - Как избежать ошибок при употреблении причастий и деепричастий?) Давайте искать ответы.
3.

Актуализация опорных знаний по теме.
Чтобы правильно употреблять причастия и деепричастия, надо их узнавать! Класс разделен на 2 группы, которые дома подготовили творческие отчеты в виде презентаций по теме. (Ученики демонстрируют презентации. 4.
Практикум по теме.

Работа с текстом: Лингвистический эксперимент. Карточка№1 с текстом и

заданиями (групповая работа).
Давайте обратимся к стихотворениям русских поэтов.
Снежинка
Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается…
(Константин Бальмонт)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…
(А. С.Пушкин)

Фронтальный опрос. - О чем эти стихотворения? - Что их объединяет? Какова тема? Задание по рядам (2 ряда) Прочитайте тексты, найдите в них примеры употребления причастий и деепричастий, выпишите глагольные формы в таблицу. Проверьте, обменявшись работами, и поставьте оценки. Замените деепричастия глаголами, а причастия придаточной частью СПП с союзными словами. -Что у вас получилось?
Работа со словарем
Какой вывод можно сделать об употреблении причастий и деепричастий в поэтических текстах.
Работа с текстом.
Эти прекрасные стихотворения еще раз напомнили нам о прекрасном времени года- зиме. Несомненно, зима- прекрасна, но так хочется весеннего солнышка и тепла. Завтра первый весенний день, давайте приблизим его наступление. А поможет нам в этом стихотворение «Лодорский водопад»
5.

Физминутка
Перед вами Стихотворение зарубежного автора, которое насчитывает 52 деепричастия ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Роберт Саути(Перевод А.Шмульяна) Как вы думаете, какой глагольной формы здесь в избытке? Действительно, здесь 48 деепричастий и 1 дееприч. оборот. Для чего автор использует столько этих глагольных форм? Обратите внимание на форму стихотворения , на что она похожа? (на струящийся водопад) Обратите внимание на деепричастия, которые обозначают добавочные действия по: движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
С помощью этих деепричастий мы попытаемся с вами изобразить движение водопада. Звучит музыка струящегося водопада.
Работа с пословицами.
- Ребята, вы прекрасно знаете, что под лежачий камень вода не течет.. - Скажите, что я сейчас произнесла? - К какому жанру литературы это относится? Задание: Причастия и деепричастия также встречаются в произведениях устного народного творчества: пословицах, поговорках. Сейчас мы поиграем в игру «Сундучок». В сундучке спрятаны поговорки с одной из глагольных форм . Вы должны будете найти соответствия и объяснить пословицу, которую вытащите. •
Не узнав горя,

Сделав худо,

Не зная броду,

Не отведав горького,

Снявши голову,

не узнаешь и радости

не жди добра

не лезь в воду

не узнаешь и сладкого

по волосам не плачут

По одному ученику у доски каждая пословица

Работа с учебником.
Давайте обратимся к учебнику. Упр.525 Задание: записать основную мысль в тетрадь.
Хорошо известны слова Ф.М.Достоевского по поводу фразы Д.Григоровича: « У тебя

выходит слишком сухо: пятак упал к ногам. Надо было сказать : пятак упал к ногам ,

звеня и подпрыгивая». « Этих двух слов, - писал Д.Григорович, - для меня было

довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-

литературным приемом».
- Согласны ли вы с этими словами?
Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя

А.С.Пушкин

Лингвистический эксперимент
. 1). Работа с репродукцией картины:  Что изображено на картине?  Какое время года?  Какие краски использует художник?  Составьте словосочетания с причастиями и деепричастиями, характеризующими эту картину?
2). Воспроизведение текста на доске. Вот, что получилось у меня.
Вот и пришла весна, растопив снега и льды. Шаловливые ручейки

звонко шумят, радуясь изменениям природы, а деревья уже живут,

впитывая в себя первые солнечные лучи. На проталинах,

освободившихся от снега, появляются подснежники, пахнущие весной.

Природа просыпается, отзываясь кличем птиц, приветствующих наш

край, словно старого знакомого.
Задание (подготовка к ОГЭ):  Найти причастные и деепричастные обороты, назвать их.  Найти причастия и деепричастия, назвать как и с помощью чего они образовались.
Итог урока
 Вспомните, каков основополагающий вопрос нашего урока. Прочитайте его ещё раз.  Как бы вы теперь на него ответили? Деепричастия и причастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства глагольных форм широко используют поэты и писатели в своих произведениях
Рефлексия.
У каждого на парте лежат цветы трех цветов. Выберите цвет по вашему впечатлению от сегодняшнего урока, записывая на нем:  Урок мне понравился…  Урок мне не понравился …  Я остался равнодушен…. Пусть эти цветочные поляны, созданные вашими руками, станут итогом ваших знаний.
Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

1)
. Попробовать дома сочинить стихотворения на тему «Весна», используя причастия и деепричастия. 2). Выписать из текста художественного произведения 3-4 предложения с причастиями. 3). Упр.526
Приложение № 1
Снежинка
Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. (Константин Бальмонт) Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… (А. С.Пушкин)
1). Задание:

1.

Выписать из стихотворений глагольные формы.

2.

Заменить причастия придаточной частью СПП, а деепричастия -

глаголом.
Причастия Деепричастия 1 2 3 4 5 6
2). Задание:

1.

Выписать причастия и деепричастия, выделяя суффиксы.

Вот и пришла весна, растопив снега и льды. Шаловливые ручейки звонко шумят, радуясь изменениям природы, а деревья уже живут, впитывая в себя первые солнечные лучи. На проталинах, освободившихся от снега, появляются подснежники, пахнущие весной. Природа просыпается, отзываясь кличем птиц, приветствующих наш край, словно старого знакомого.


В раздел образования