Напоминание

Взаимодействие с подростками в ДШИ


Автор: Кириллова Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина"
Населённый пункт: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие с подростками в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Взаимодействие с подростками в ДШИ

Кириллова Юлия Анатольевна

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель по классу аккордеон

Подростковый возраст это период, занимающий промежуточное положение между

детством и юностью. Одной из основных задач подросткового возраста является

психологическое отделение подростка от родителей и приобретение им независимости. В

этот период у подростков отмечается эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в

поведении, колебания самооценки, увеличение конфликтности, стремление к полной

независимости от близких взрослых, снижение школьной успеваемости. В подростковый

период часто психологическая поддержка требуется не только детям, но и их родителям.

Пожалуй, главное в период подросткового возраста детей - это возможность установления

более глубокого эмоционального контакта с повзрослевшими детьми, возможность

увидеть в детях интересных людей, со своими стремлениями, целями и жизненными

смыслами. Это возможность признать в ребенке уникальную личность и проникнуться к

этой, взращенной вами, личности искренним уважением. Подростковый возраст - трудный

период полового созревания и психологического взросления. В это время в самосознании

происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя

взрослым

человеком;

оно

становится

центральным

новообразованием

младшего

подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и

считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы

своей жизни от контроля взрослых и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления

к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и

яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. По выражению Л.С. Выготского, "в

структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного".

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки

стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят

заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

Благодаря

интенсивному

интеллектуальному

развитию

появляется

склонность

к

самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются

разнообразные

образы

"Я",

первоначально

изменчивые,

подверженные

внешним

влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое.

Когда дети плохо себя ведут (не учатся, пререкаются и тд.) мы зачастую начинаем

приказывать, разговаривать грубо или угрозы различные применять, это на них не

действует. Если ученики будут «взаимодействовать», то времени на изучение нового

материала останется больше. Термин «взаимодействие» означает «совместную работу по

достижению общей цели». Самое трудное заключается в том, что в современном мире

дети сталкиваются с беспрецедентным уровнем стресса и небрежения. Если мы хотим

помочь им овладеть знаниями, то нам

нужно избавить их хотя бы от части

эмоционального груза, с которым они приходят к нам. Роль преподавателя изменилась,

сегодня он берет на себя многие родительские обязанности. В общении с подростками

даже самое простое и резонное требование может инициировать короткий бой или

затяжную битву. Чтобы лучше понять точку зрения подростка, нам надо встать на его

место. Именно уважительное отношение и уважительный тон разговора позволяют

подросткам прислушиваться к нам и сотрудничать с ними.

Чтобы найти взаимодействие с подростками, необходимо наладить контакт и

сотрудничество: вместо того чтобы приказывать (приказной тон порождает отторжение и

сопротивление) попробуйте описать проблему. Когда учитель описывает проблему, не

прибегая к обвинениям или приказам, ученики с большей готовностью начинают вести

себя ответственно. Также вместо того чтобы атаковать подростка (рассердившись, мы

иногда набрасываемся на подростка с агрессивными или унизительными словами, в

результате они либо замыкаются в себе, либо идут в контратаку) лучше опишите свои

чувства. Описывая свои чувства, мы облегчаем детям задачу выслушать нас и постараться

помочь нам. Когда учитель говорит о своих чувствах, не обвиняя и не ругая учеников, они

прислушиваются к его словам и ведут себя ответственно. Вместо того чтобы обвинять

подростка (когда пытаешься в чем-нибудь обвинить подростков, они, как правило, встают

в оборонительную позицию) дайте ему полезную информацию (получив сообщаемую им

в простой и уважительной форме информацию, подростки охотнее берут на себя

ответственность за необходимые действия.) Вместо угроз или приказов (реакцией многих

подростков на угрозы является либо открытое неповиновение, либо угрюмое послушание)

предложите подростку выбор. У нас больше шансов договориться, если мы сможем

предложить подростку вариант, удовлетворяющий и нас, и его. Выбор открывает дорогу к

новым взаимодействиям. Вместо того чтобы читать длинные лекции (во время длинных

нотаций подростки, как правило, просто отключаются и не слушают)

показать свое

отношение словом или жестом. Ученикам не нравятся нотации и длинные объяснения.

Одно слово или жест заставят их задуматься над проблемой и найти способ ее решения.

Лаконичное напоминание фокусирует их внимание и с большей вероятностью подвигнет

их на сотрудничество с вами. Вместо того чтобы указывать на ошибки

(реакцией

подростков на критику, как правило, бывают попытки оправдать свое поведение) озвучьте

свои ожидания в отношении поведения подростка. Когда взрослые заявляют о своих

ожиданиях четко и в уважительной манере, повышается вероятность того, что подросток

прислушается и постарается соответствовать этим ожиданиям. Вместо того чтобы делать

сердитые

замечания

(подростки

могут чрезвычайно

чувствительно относиться

к

неодобрительным замечаниям родителей) поступите неожиданным образом.

Заменив

критику юмором, мы можем изменит эмоциональную обстановку и устранить проблему,

вызвав всеобщее веселье. Вместо того чтобы «капать на мозги» (некоторые подростки

очень медленно реагируют на резонные напоминания) оформите задание в письменном

виде. Слова, написанные на бумаге, часто действуют в тех ситуациях, где не действуют

слова, произнесенные вслух.

Вот эти навыки создают атмосферу уважения, в которой начинает созревать дух

взаимодействия.

В фундаменте умения справляться с «большими проблемами» лежит наша

способность устранять «обычные, повседневные» мелкие проблемы. Именно от того, как

мы действуем в разных случаях, зависит, хуже или лучше станут наши взаимоотношения

с детьми. Именно от того, как мы реагируем на эмоциональные взлеты и падения детей,

зависит, оттолкнем мы их от себя или сможем сблизиться с ними.

Иногда только эти связи и могут уберечь их от беды. Когда их будут обуревать

чувства, когда они будут находиться в состоянии внутреннего конфликта, когда им

вообще будет непонятно, что следует делать, они будут знать, к кому всегда можно

обратиться за советом.

Список использованной литературы

1.

Немов Р. С. «Общая психология». – М., 2003 г.

2.

Алиев Ю. «Подросток-музыка-школа» вопросы методики музыкального воспитания

детей. Издательство Музыка М., 1975 г.

3.

Фабер Адель; Мазлиш Элейн «Как говорить с детьми, чтобы они учились». – М.,

2010г.

4.

Фабер Адель; Мазлиш Элейн «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать,

чтобы подростки говорили». – М., 2014 г.



В раздел образования