Автор: Лец Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДМШ № 2
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование творческих методов при обучении игре на гитаре в ДМШ
Раздел: дополнительное образование
Использование творческих методов при обучении игре на гитаре в ДМШ.
Возможность
творческой
самореализации
-
непременное
условие
и
цель
дополнительного образования. Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе
РФ «Об образовании» и «Типовом положении об образовательном учреждении
дополнительного образования детей», в котором основным предназначением учреждения
дополнительного образования детей определено «развитие мотивации личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах
личности, общества и государства».
Музыкальная деятельность, несмотря на высокую ресурсозатратность, продолжает
оставаться востребованной в современных реалиях. Это означает её ценностность и
подчёркивает необходимость сохранения и дальнейшего развития.
В современной музыкальной школе обучение имеет ряд особенностей, которые
следует учитывать преподавателю при реализации учебных программ. Это прежде всего
разнообразие контингента, когда в классе по специальности обучаются и ученики
бюджетного
отделения
(прошедшие
конкурсный
отбор
и
обучающиеся
по
предпрофессиональным программам) и учащиеся отделений общеэстетического развития
(либо не прошедших конкурсный отбор, либо не соответствующих для обучения на
бюджетном отделении по возрасту).
При этом часто учебный план отделений
общеэстетического развития допускает свободу выбора предметов по желанию учащихся
или их родителей. Как правило, выбор делается в пользу обучения игре на музыкальном
инструменте. Специфика этой части обучающихся: большинство учащихся занимаются
игрой
на
музыкальном
инструменте
без
посещения
дисциплин
музыкально-
теоретического цикла. Творческая направленность обучающихся на общеэстетическом
отделении сформирована потребностью домашнего музицирования. В основном, это –
игра аккомпанементов к популярным песням, исполнение несложного репертуара, не
требующих длительного разучивания и владения сложными техническими навыками.
Возможность овладения элементарными приёмами игры в небольшие по времени
сроки объясняют востребованность данного вида обучения и необходимость адаптации
существующего методического обеспечения для данного направления. Организация
работы
с
целевым
контингентом
подразумевает
ведение
основной
работы
по
формированию навыков игры в классе. Внеаудиторная работа учащихся должна
способствовать
их
закреплению.
При
ненадлежащем
соблюдении
учащимися
необходимого
режима
внеаудиторных
занятий
процесс
формирования
навыка
существенно замедляется.
Таким образом, основной проблемой обучения в классе гитары в ДМШ в
современных
условиях
является
отсутствие
музыкально-теоретической
базы
у
большинства обучающихся общеэстетического отделения и медленное формирование
навыков игры.
В этой связи необходим поиск форм работы, компенсирующих перечисленные
недостатки и создающих условия для формирования навыков творческой деятельности и
самореализации личности через приобщение к музыкальной культуре, обучение игре на
гитаре.
Практическое достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
Обучающих:
• сформировать навыки владения инструментом;
• освоить навык грамотного разбора нотного текста;
• научить учащегося самостоятельно работать с нотным текстом.
Развивающих:
• развить музыкальные задатки и способности учащегося;
• развить навык осмысленного исполнения по нотам или наизусть выученного
произведения;
• развить навык самостоятельного разучивания произведений;
• развить музыкальное мышление;
• развить эстетический вкус учащихся на примерах лучших образцов классической и
современной музыки.
Воспитывающих:
• воспитывать интерес к занятию музыкой;
• воспитывать интерес к домашнему музицированию;
• воспитывать активного слушателя филармонических концертов;
• воспитывать терпение и трудолюбие.
Методы реализации этих задач, предусматриваемые программой общеэстетического
отделения, направлены на развитие творческих способностей учащихся, их музыкального
вкуса и потребности в общении с искусством: метод наглядности (зрительной,
двигательной и слуховой), метод сравнения и сопоставления, словесные методы (беседа,
рассказ, словесные пояснения, объяснение, комментарий, рассказ-беседа, беседа-диалог),
методы создания ситуации успеха и создания проблемно-поисковых ситуаций, а также
творческие методы.
На уроках по специальности в классе гитары творческие методы реализуются
практически во всех разделах обучения. Перечислим некоторые из них.
Раздел "Основы посадки и постановки рук". Упражнения, направленные
на управление расслаблением и полезным напряжением необходимых групп мышц.
Младшие школьники охотно выполняют задания, связанные с активизацией
образной сферы мышления. Поэтому упражнения этого раздела обязательно имеют
названия (" Парашютисты" - освоение и закрепление позиционной постановки
правой руки, " Кофемолка" - развитие подвижности и независимости большого
пальца, " Лодочка" - развитие координации и т.д.).
Раздел " Основы целесообразных движений". Невозможно научить
целесообразным
игровым
движениям
без
привлечения
творческого
воображения
учащихся. Двигательная координация младших школьников несовершенна. Поэтому
любая коррекция со стороны преподавателя опирается на ассоциативный ряд, понятный
конкретному ребёнку. Ученики часто сами предлагают названия для упражнений.
Раздел
"Основы
музыкальной
грамоты".
Музыкальный
язык,
реализованный в музыкальных знаках, является для начинающих в превосходной степени
информативным.
Различные
уровни
его
освоения
включают
звуковысотный
(нотный
стан),
ритмический (длительности нот и пауз, размер, такты), организационный (знаки
сокращённого письма) и некоторые другие аспекты. Современная наглядность может
включать не только традиционные карточки с изображением расположения нот или
ритмических рисунков.
Современные компьютерные технологии позволяют использовать более широкий
спектр наглядности на уроке, включая просмотры учебных мультипликационных роликов,
презентаций, выполненных в PowerPoint.
Хорошие результаты для освоения нотной грамоты даёт метод редактирования
нотного текста обучающимся. Для того, чтобы ученики прочно усвоили обозначения
гитарных струн, понимали и выполняли аппликатурные обозначения обеих рук, полезно
выполнять «редакторские» упражнения (расставить номера струн под нотами, подписать
аппликатуру правой или левой руки). Вот пример такого упражнения для начинающих:
Расставь номера струн под нотами:
Раздел "Основы ансамблевого музицирования". Современные устройства
воспроизведения музыкальных звуков оказывают бесценную помощь при организации
домашней работы учащихся. Это и тюнер, и метроном - приложения в устройствах,
использующих системы семейства Андроид, позволяющие организовать самостоятельную
работу
быстро
и
качественно.
Это
плееры,
дающие
возможность
услышать
эталонноисполнение и сравнить его с собственным. Благодаря им у учащихся появилась
возможность эмуляции ансамблевой игры (воспроизведение одной из партий во время
звучания другой партии или группы партий), что является отличным средством развития в
домашних условиях ритмической дисциплины, с одной стороны, а с другой -
возможностью развития более сложных навыков аккомпанемента и/или импровизации у
более опытных музыкантов.
Раздел «Основы аккомпанемента».
Гитара очень востребована в домашнем музицировании прежде всего как
аккомпанирующий инструмент. Обучение аккомпанементу возможно с первых уроков.
Это простые ритмические аккомпанементы, состоящие из хлопков или лёгких
ударов по деке. При освоении навыка игры большим пальцем дети с удовольствием
играют
простые
аккомпанементы
к
несложным
мелодиям
(которые
исполняет
преподаватель или хорошо читающий ноты ученик), состоящие из функциональных
басов, как правило, расположенных на открытых струнах. Вот пример такой пьесы
(фрагмент):
При дальнейшем освоении навыков игры левой рукой можно подключать
аккомпанементы простыми аккордами в первой позиции сначала в арпеджированной,
потом в аккордовой фактуре. Например:
Большое количество примеров для таких аккомпанементов можно найти в ставшем
уже «классическим» пособии В.Манилова «Учись аккомпанировать на гитаре“, учебном
пособии А.Гитмана «Донотный период начального обучения гитариста» и других.
Следует отметить современных авторов, создающих методическую базу для
развития творческого потенциала учащихся. Это пособия Александра Виницкого («95
дуэтов для ученика и учителя“), Игоря Шошина «Пентатоника для детей и взрослых»)
Маргариты Александровой («Азбука гитариста»), сборники пьес Галины Кауриной,
Людмилы Ивановой, Людмилы Соколовой, Елены Попляновой, Виктора Козлова и
многих других. Эта копилка всё время пополняется, что создаёт новые условия для
творческого взаимодействия.
Подчёркивая значимость и необходимость творческих методов обучения в обучении
игре на гитаре в ДМШ, обратим внимание на их взаимное развивающее свойство как для
обучающегося, так и для обучающего. А это значит, что креативность повышается у всех
субъектов образовательного процесса, что благоприятно для его совершенствования.
Литература:
Агеев Д. Гитара. Уроки мастера для начинающих. – СПб: Питер, 2009.
Александрова М. Азбука гитариста. Москва, "Кифара", 2016
Бочаров О.А. Букварь гитариста. Пособие для начинающих. М.: Аккорд, 2002.
Гитман
А.
Донотный
период
начального
обучения
гитариста.
Москва,
"Престо", 2003.
Гитман
А.
Начальное
обучение
на
шестиструнной
гитаре.
Москва,
"Престо", 2000
Козлов В. Маленькие тайны сеньориты гитары. Челябинск, МPI, 2006.
Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре. Киев, "Музична Украiна",
1983.
Поплянова
Е.
Путешествие
на
Остров
Гитара.
Санкт-Петербург,
"Композитор", 2016.
Соколова
Л.
Чтение
нот
(пособие
для
начинающих).
Санкт-Петербург,
"Композитор", 2010
Фетисов Г.А. Первые шаги гитариста. Тетрадь №1. М.: Издательский Дом В.
Катанского, 2005.
Шошин И. Импровизация. Пентатоника для детей и взрослых. Игорь Шошин,
Беларусь, 2013.
Ярмоленко В.Хрестоматия гитариста для учащихся 1-7 классов ДМШ. – М., 2010.