Автор: Кузикова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. Л. Л. Линховоина"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики в подготовительном классе ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Развитие мелкой моторики в подготовительном классе ДШИ
Кузикова Ольга Владимировна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу ударные инструменты
Комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение
мелких движений пальцами и кистями рук и ног - это мелкая моторика, которая связана с
нервной системой, вниманием, памятью, воспитанием учащегося мышечной, костной
системой. Мелкая моторика занимает колоссальную роль в развитии технического
аппарата учащегося музыкальной школы. Развивая мелкую моторику, мы активизируем
зоны,
отвечающие
за
становление
технического
аппарата
и
повышающие
работоспособность учащегося, его внимание, умственную активность, интеллектуальную
и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на
ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции учащегося, на
уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и
воображение.
Для того чтобы у учащихся была хорошая координация, скорость и точность в
движениях,
чтобы
была
гибкость
и
ритмичность
нужно
постоянно
выполнять
последовательность различных упражнений для развития таких навыков. Хорошо
помогают музыкальные игры такие как: «Часики» (Научить различать куранты, настенные
часы и ручные), «оркестр» (Включаем марш, вальс, хоровод и просим учащихся
простучать метр на одном звуке, постепенно накладывая ритмические рисунки), «Звуки
природы» (попросить учащихся изобразить природное явление, желательно несколько
разных), «Повтори» (учащийся повторяет за преподавателем), «Динамика» (играть
мелодию и сравнивать с животными или природой, если учащийся уже способен
различать, можно начать изучать все основные динамические оттенки), «Характер звука»
(играть мелодию глухо, звонко, нежно, резко, отрывисто, связанно). Развивать мелкую
моторику можно практически с самого рождения. Однако следует помнить, что наряду с
мелкой моторикой, важно развивать и крупную, то есть давать возможность много
двигаться, бегать, прыгать. Не переусердствуйте с развивающими занятиями, не
заставляйте ребенка выполнять задание, если он не в настроении или не заинтересовался
очередной «развивашкой». Пользу принесут лишь те занятия, в которые учащийся будет
полностью включаться сам и выполнять их с удовольствием. Правильное развитие мелкой
моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е.
согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую
действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более
совершенными и точными. Глаза как бы «обучает» руки, а с помощью ручных движений в
предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
Зрение
и
движения
рук
становятся
основным
источником
познания
учащимся
окружающей действительности. Именно поэтому, занимаясь музыкой, учащемуся нужно
ее развивать, так как она очень хорошо помогает развитию технических навыков
учащихся.
Мелкая моторика – это последовательное точная работа кистей, пальцев рук и ног
для выполнения каких-либо действий.
Мелкая моторика влияет на речь, мышление,
память, воображение, формирование самостоятельности, уверенности в себе. Мелкую
моторику развивают пальчиковые игры, сортировка мелких предметов, шнурование,
складывания пазлов, игры с песком и водой и т.д. Игрушки для развития мелкой моторики
– это сортеры, бизиборды, рамки-вкладыши, шнуровки, счетные палочки и многое другое.
Их можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Развитием мелкой
моторики можно заниматься с рождения.
Таким
образом,
мелкая
моторика
способствует
разностороннему
развитию
учащихся и развивает умственное и логическое мышление, которое необходимо и в
музыке
Список литературы
1.
Парусникова, Н. А. Упражнения для развития кисти рук и мелких мышц
пальцев, из опыта работы под ред. А. И. Воскресенской. – Москва : Изд-во Акад. пед.
наук РСФСР, 1963. – С. 122-125.
2.
Ковалева, А. Развитие речи и мелкой моторики рук – 2016. - № 3. – С. 88-
92.
3.
О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой
моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва , 2001